Если вы планируете посетить Белоруссию, то город Полоцк и его Спасо-Евфросиниевский монастырь непременно должны быть включены в ваш маршрут.
История основания монастыря рассказана в житии его первой настоятельницы Святой Евфросинии, в миру княжны Предиславы. К двенадцати годам Предислава уже выбрала свой жизненный путь: она хотела посвятить себя служению Богу. И, когда девушка узнала, что ее отец, витебский князь Святослав Всеславич, хочет выдать ее замуж, она тайно ушла в монастырь, где игуменьей была ее тетя, и приняла постриг с именем Евфросиния. Некоторое время спустя, по благословению епископа Илии, который управлял Полоцкой кафедрой, она подвизалась в маленькой келье при Софийском соборе, что в городе Полоцке. Здесь преподобная переписывала книги из библиотеки собора.
Однажды во сне монахине явился ангел, и со словами - "Евфросиния! Здесь тебе подобает быть" - указал ей на деревянную Спасскую церковь в местечке с названием Сельцо. В то время там располагалось подворье Полоцких епископов. Этот сон повторился трижды. Епископ Илия, получивший такое же откровение свыше, отдал Сельцо преподобной Евфросинии, чтобы она могла устроить там женский монастырь. И произошло это около 1125 года. Евфросинии было тогда чуть больше двадцати лет. Весть о праведной монахине распространилась далеко за пределы деревни. И всех приходящих к ней она встречала с радостью. Большое внимание игуменья уделяла внешнему благополучию обители. Был возведен каменный Спасский храм и кельи для насельниц. Настоятельница управляла монастырем около 50 лет, и многое сделала для его процветания. Уже будучи в преклонном возрасте, она воплотила свое давнее желание и посетила Святую Землю. Евфросиния была погребена в монастыре преподобного Феодосия Великого близ Иерусалима. Позже ее нетленные мощи перевезли в Киево-Печерскую Лавру.
Некоторое время спустя после кончины преподобной началось ее почитание как святой на родине, в Полоцке. Благодаря её покровительству Спасская обитель выстояла даже в самые трудные времена. Во второй половине 16 века город был завоеван Речью Посполитой и православные храмы передали католикам. Для монастыря начался долгий период упадка. Закончился он в 1832 году, когда Спасский храм был, наконец, возвращен православным. При обители открылось духовное училище для девиц. Была построена теплая церковь в честь преподобной Евфросинии. К началу ХХ века в обители подвизалось около ста сестер. Полоцкий монастырь имел подворья в Витебске, Новочеркасске, Санкт-Петербурге, и даже владел собственным кирпичным заводом. Была возведена каменная монастырская колокольня и новый жилой корпус. Над монастырской площадью вырос пятиглавый Кресто-Воздвиженский собор. А в 1910 году случилась радостное и долгожданное событие - святые мощи преподобной Евфросинии перенесли из Киево-Печерской Лавры в Полоцк.
Новые испытания обрушились на монастырь осенью 1915 года, когда кайзеровские войска приблизились к городу. Спешно эвакуировались православные святыни. Раку с мощами преподобной Евфросинии перевезли в Витебск, а затем в Ростов. В 1925 году решением властей Евфросиниевский монастырь был закрыт. Сестры поселились в Полоцке и продолжили нести монашество в миру. В годы Великой Отечественной войны монахини начали понемногу восстанавливать обитель. А мощи преподобной Евфросиньи удалось вернуть в город. Спасская церковь долгие годы оставалась единственной действующей в городе и окрестностях. Она открыта для верующих до сих пор. Здесь почти в полном объеме сохранились уникальные фрески XII века.
В конце прошлого столетия была проведена масштабная реконструкция всего монастыря. В числе святынь Спасской обители сегодня находятся мощи святой преподобной Евфросинии Полоцкой и ее вериги, а также Крест с частицами Животворящего Древа с каплей Крови Господней, камня Гроба Господня, камня Гроба Божией Матери, мощей первомученика архидиакона Стефана, великомученика и целителя Пантелеимона и каплей крови великомученика Димитрия Солунского.
Напомним, что Спасо-Евфросиниевский женский монастырь находится в белорусском городе Полоцк. До него можно добраться поездом с пересадкой в Витебске.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер