Путь от Назарета до Иерусалима был не близок, самое малое он занимал три дня и две ночи. Иоаким преодолевал это расстояние несколько раз в году — все иудейские праздники он привык встречать под сводами храма. Вот и на этот раз старик шёл, опираясь на посох, поглядывая на небольшой караван, что тянулся рядом. Он выбрал лучших животных от своих стад, чтобы принести их в жертву Богу, и с видимым удовольствием убеждался теперь, что волы гладкие и упитанные, шерсть у овец лоснится, как шелк, и нет в зверях никакого порока.
Погонщики ехали на ослах, сам Иоаким предпочитал идти пешком. Ему казалось, что всех жертв мало, чтобы выразить Творцу свою благодарность, и он взял на себя этот маленький подвиг — потрудиться ногами, потерпеть усталость во славу Божию. Он шёл и чуть слышно напевал псалмы царя Давида. Псалмопевец был прямым предком Иоакима — наверное, от него и досталось в наследство эта любовь к Богу, готовность Ему служить.
Принадлежать к роду Давида было почётно — именно в этом колене, согласно пророчествам Священного писания, должен был родиться Мессия, Спаситель людей. Каждый соплеменник мечтал, чтобы предначертанное Богом свершилось именно на нём — семьи были многодетными, и на всякого младенца возлагалась надежда. Иоаким не знал этой радости — он был бездетным. Он очень любил единственную свою жену Анну. Даже сейчас, когда они уже оба стали седыми, она оставалась для мужа самой красивой женщиной на свете. Отчего Господь не дал им сына или дочь?..
Когда Иоаким входил в ворота Иерусалима, его окликнул Рувим — старый знакомый.
Рувим:
Шалом, Иоаким!
Иоаким:
Благословение Божие пусть пребудет и с тобой, Рувим.
Рувим:
Как вижу, ты вполне благополучен — всю жизнь и поныне! Таких тонкорУнных овец давно я не видел в стенах Иерусалима. Твоя жертва будет самой богатой на этом празднике.
Иоаким:
Благодарю тебя, Рувим.
Рувим
Жаль только, что Всевышний не принимает твоих приношений. Я хоть и не богат, но сыновьями полон мой дом, и внуки веселят мою старость. А вы с Анной по-прежнему одиноки. Как видно, тайные грехи тяготят твою душу.
Ничего не ответил Иоаким, хотя боль пронзила ему сердце. Стерпев обиду, он омыл животных в ритуальной купели и привел их к жертвеннику. Но здесь его остановил первосвященник Иссахар. Он отказался принять дары Иоакима, упрекнув его в бездетности.
Униженным уходил старец из храма. Праздник для него обернулся скорбью, и утолить её было нечем. Он решил не возвращаться домой, а пойти в пустыню и молиться там до тех пор, пока Господь не смилуется над ним. Иоаким дал обет не есть ничего сорок дней: «Пусть слёзы будут мне вместо хлеба, а пустыня домом!»
Заплакала и Анна, узнав о том, что произошло с мужем в Иерусалиме. Ей было горько от несправедливых упреков, она боялась также, что здоровье Иоакима не выдержит аскезы, и он умрет. Печаль женщины была глубока, как море. Много дней она молилась и плакала, и не хотела утешиться.
Скорбь Анны развеял ангел. Слова, которые он произнес, едва возможно было вместить сердцем и разумом: «Анна! Услышана твоя молитва, слёзы твои дошли до Бога. Ты родишь Дочь, и через Неё получат благословение все племена земные, и будет даровано всему миру спасение. Имя ей будет Мария».
Анна, не в силах сдерживать радость, тут же отправилась в Иерусалим. Она спешила воздать Богу благодарение в храме. Хотелось ей также поскорее отыскать мужа, и поделиться с ним удивительной вестью. А Иоаким уже спешил навстречу жене — небесный посланник и ему возвестил грядущее рождение Дочери.
Супруги встретились под сводами Золотых ворот Иерусалима. В их объятии при встрече отразилась любовь и нежность, исполнение слёзных молитв и древних пророчеств. Этот момент можно увидеть и сейчас — он запечатлён на иконах.
А через девять месяцев у Иоакима и Анны родилась Та, что стала Матерью Спасителя людей, Иисуса Христа.
Псалом 89. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В какой-то момент люди решили, что «человек звучит гордо». Да, сама эта фраза появилась чуть более ста лет назад, однако она стала выражением того процесса, который начался задолго до появления на свете её автора — Максима Горького. Звучащий гордо человек — это манифест гуманизма, предполагающего, что, как сказал древнегреческий философ Протагор, человек — это мера всех вещей. Библия не согласна ни с Протагором, ни с Горьким. У Библии свой взгляд, и он выражен, к примеру, в звучащем сегодня в православных храмах во время богослужения 89-м псалме. Давайте его послушаем.
Псалом 89.
1 Молитва Моисея, человека Божия.
2 Господи! Ты нам прибежище в род и род.
3 Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты — Бог.
4 Ты возвращаешь человека в тление и говоришь:
«возвратитесь, сыны человеческие!»
5 Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошёл, и как стража в ночи.
6 Ты как наводнением уносишь их; они — как сон, как трава, которая утром вырастает, утром цветёт и зеленеет, вечером подсекается и засыхает;
7 ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении.
8 Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего.
9 Все дни наши прошли во гневе Твоём; мы теряем лета наши, как звук.
10 Дней лет наших — семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет; и самая лучшая пора их — труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим.
11 Кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего?
12 Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое.
13 Обратись, Господи! Доколе? Умилосердись над рабами Твоими.
14 Рано насыти нас милостью Твоею, и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши.
15 Возвесели нас за дни, в которые Ты поражал нас, за лета, в которые мы видели бедствие.
16 Да явится на рабах Твоих дело Твоё и на сынах их слава Твоя;
17 и да будет благоволение Господа Бога нашего на нас, и в деле рук наших споспешествуй нам, в деле рук наших споспешествуй.
Только что прозвучавший псалом имеет надписание, говорящее, что его автором был не кто иной, как Моисей. Конечно, в авторстве Моисея можно было бы усомниться хотя бы по той причине, что в псалме сказано о продолжительности жизни человека в «семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет», тогда как сам Моисей прожил значительно дольше. Однако мы не знаем, в какой период своей жизни Моисей мог составить этот псалом, да и сама его жизнь была настолько исключительной, что о ней не стоит говорить как о среднестатистической, тогда как именно о таком человеке говорит псалом.
В псалме совершенно ясно и недвусмысленно выражена идея абсолютного превосходства Бога: Бог всегда, везде и над всеми, человек же обретает свою ценность лишь во взаимоотношениях с Богом, без Бога же человек — лишь прах, который на небольшое время появляется из небытия и снова в него возвращается.
Означает ли такое положение дел, что человек должен ходить с поникшим лицом, ощущая себя под гнётом всемогущей непредсказуемой силы? Или, может, оно означает, что человеку необходимо стремиться освободиться от подавляющего его Бога?
Вполне естественно, что псалом на оба эти вопроса отвечает резко отрицательно, псалом предлагает поступать иначе: войти во общение с Богом и не пытаться себя Ему противопоставлять. Собственно, именно общением является и сам псалом, ведь он обращается не к человеку, а к Богу, и начинается с утверждения, что Бог для любящих и чтущих Его людей — «прибежище в род и род». Если так относиться к Богу, если жить с молитвой и благоговением, то исчезнет само стремление каким-то образом показывать свою отделённость от Бога, и вместо этого придёт понимание, что полнота нашей жизни — в Боге, а не в мнимом удалении от Него.
Псалом 89. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 89. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 89. На струнах Псалтири
1 Молитва Моисея, человека Божия.
2 Господи! Ты нам прибежище в род и род.
3 Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты - Бог.
4 Ты возвращаешь человека в тление и говоришь: "возвратитесь, сыны человеческие!"
5 Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и как стража в ночи.
6 Ты как наводнением уносишь их; они - как сон, как трава, которая утром вырастает, утром цветет и зеленеет, вечером подсекается и засыхает;
7 ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении.
8 Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего.
9 Все дни наши прошли во гневе Твоем; мы теряем лета наши, как звук.
10 Дней лет наших - семьдесят лет, а при большей крепости - восемьдесят лет; и самая лучшая пора их - труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим.
11 Кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего?
12 Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое.
13 Обратись, Господи! Доколе? Умилосердись над рабами Твоими.
14 Рано насыти нас милостью Твоею, и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши.
15 Возвесели нас за дни, в которые Ты поражал нас, за лета, в которые мы видели бедствие.
16 Да явится на рабах Твоих дело Твое и на сынах их слава Твоя;
17 и да будет благоволение Господа Бога нашего на нас, и в деле рук наших споспешествуй нам, в деле рук наших споспешествуй.
2 июля. О подвиге Мученика Зосимы Аполлониадского

Сегодня 2 июля. День памяти Мученика Зосимы Аполлониадского, пострадавшего за Христа во втором веке.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Зосима происходил из города Аполлония во Фракии. В исторической области Анатолии, в Писидии, он служил в римской армии. Тогда на него составили донос по обвинению в исповедании христианства.
К тому времени язычники научились отличать христиан от иудеев. По римским законам последние считались древней религией, а христианство — новой, а потому недозволенной. Христиан преследовали, на них постоянно доносили, подвергали дознанию, пытали, убивали. Часто это происходило просто потому, что язычники хотели занять их место, особенно в армии.
Правитель по имени Домициан семь раз уговаривал святого принести жертву языческим божествам. Семь раз он получал отказ и каждый раз пытал и мучил святого так, что становилось очевидным: только сверхъестественная сила могла сохранять его живым.
В итоге Зосиму препроводили в город Каманы и, как римского гражданина, обезглавили. Имя святого впоследствии было внесено в древние месяцесловы на греческом, латинском и грузинском языках. Память его празднуется церковью 2 июля. Он пострадал за Христа при императоре Траяне.
Апостольский символ веры говорит о том, что святые пребывают в общении. Это общение с Богом, общение взаимное и ходатайство за верных. Так в жизнь церкви вошла практика призывать мучеников во время богослужения, зная, что их ходатайство в соединении с Евхаристией поистине всесильно.
Все выпуски программы Актуальная тема