Программа создана при поддержке проекта «Опора Созидание» - www.opora-sozidanie.ru
У нас в гостях был основатель и художественный руководитель "Театра вкуса" Юрий Макеев.
Мы говорили о том, как семейный ресторан трансформировался в настоящий театр, как образы, созданные "на кухне" могут рассказывать о семейных и духовных ценностях, а также наш гость рассказал, как и почему перебрался из Москвы в деревню.
А. Пичугин
- «Светлый вечер» на Светлом радио, в этой студии приветствуем вас мы, Лиза Горская.
Е. Горская
- Алексей Пичугин.
А. Пичугин
- Сегодня у нас гость, который руководит очень необычным мероприятием, Юрий Макеев, художественный руководитель «Театра вкуса», здравствуйте.
Ю. Макеев
- Здравствуйте.
А. Пичугин
- «Театр вкуса», я сейчас сделал такое лицо, по которому сразу стало, наверное, Лизе Горской понятно, о чем пойдет речь.
Е. Горская
- Что хорошо, что мы работаем на радио.
А. Пичугин
- Или плохо, что мы работаем на радио, или плохо, что мы не моем показать картинку. По ходу разговора с нашим гостем сегодняшним, я думаю, что эти картинки, особенно запахи мы не передадим. Ну, да ладно, «Театр вкуса», когда в первый раз слышишь, что существует какой-то «театр вкуса», который при этом связан с едой, первая мысль, что это ресторан так называется, но на самом же деле, это не ресторан никакой.
Ю. Макеев
- Совсем не ресторан, это самый настоящий театр, необычный театр. Авторский театр. Когда мы говорим с нашим зрителем и знакомимся и рассказываем, почему же мы называемся «Театр вкуса», мы говорим, что в нашем театре изучают вкус к музыке, к живописи, к литературе, к человеку. Неотъемлемой частью культуры человечества является еда, и, как правило, еда готовится в доме и в семье, самые лучшие рестораторы мира, шеф-повара, они пытаются воспроизвести вкусы детства, вкус еды, приготовленной мамой, бабушкой, отцом, дедом, в общем, мы о доме, о семье, о традициях, и, говоря о театре, это площадка, с которой можно говорить со зрителем, с друзьями как раз о том самом вкусе, который мы пытаемся в себе воспитать, вкус к жизни.
А. Пичугин Е. Горская
- А с чего все началось?
Ю. Макеев
- Началось практически 7 лет назад, нашему проекту 7 лет. У истоков стоит моя попытка актера, выпускника Российской академии театрального искусства, стать независимым человеком, получить экономическую независимость, открыть сове дело, открыть маленький семейный ресторанчик. Но оказалось, что тогда в этом городе, как и во всей стране по большому счету уютный, домашний, семейный ресторанчик, который, бывает, мы можем встретить в Италии, во Франции и в какой-нибудь любой другой стране цивилизованной, по большому счету в те времена не был никому нужен.
А. Пичугин
- А в том городе, имеется в виду, тот город, где мы сейчас находимся?
Ю. Макеев
- Да, это Москва.
А. Пичугин
- Ну, тут с вами сложно, конечно, поспорить, хотя я знаю несколько примеров существования в Москве действительно семейных ресторанов, которые, может быть, не претендуют на Мишленовские звезды, но они открылись.
Ю. Макеев
- Когда они открылись?
А. Пичугин
- Они открывались, знаете, они открылись в 90-ые, но продолжают существовать поныне.
Ю. Макеев
- Я рад за них.
Е. Горская
- Прям несколько?
А. Пичугин
- Прям несколько я знаю.
Е. Горская
- Прям семейный ресторан на 5 столиков?
А. Пичугин
- Да, семейный ресторан на 5-6 столиков, да
Ю. Макеев
- Вот представьте, на 15миллионный город, в этом городе есть несколько семейных ресторанчиков.
Е. Горская
- Вы знаете, мне кажется, что Алексей Пичугин просто регулярно что-то сочиняет прям по ходу наших программ.
А. Пичугин
- Нет, я потом поделюсь адресами, паролями, явками.
Е. Горская
- Так я ж проверю.
А. Пичугин
- Да, пожалуйста. Я про них столько уже рассказывал вне эфира. Да, я вас понимаю, это была и моя мечта в свое время, я понимаю вас очень хорошо, и что это очень сложно, а подчас и невозможно у нас сделать.
Ю. Макеев
- Ну, мы пытались, и в какой-то момент,люди, которые приходили на те территории, площадки, где мы пытались создавать подобные проекты, люди стали говорить: «Вы знаете, Юра, у вас уже какой-то театр получается, потому что очень много историй вы рассказываете, когда вы встречаете гостей, очень радушно». И дело в том, что я устраивал настоящий семейный бизнес, и дело в том, что я же и шеф-повар, и встречаю гостей, я не человек, который сидит там, где-то в кабинете и считает прибыль и убытки. Мне это нравилось, нравилось общаться, и однажды меня попросили сделать венецианский вечер, приготовить венецианский ужин, сделать это более театрализовано, и тут сошлись две мои профессии: повара-кондитера и актёра.
Е. Горская
- А какая раньше была?
Ю. Макеев
- Раньше была повар-кондитер. Ну, параллельно я учился и в ГИТИСе и в кулинарном колледже, и там, и там. Так вот какой-то удивительный для нас получился эффект, когда герои комедии дель арте приготовили ризотто и рассказывали истории про Венецию, и подошли зрители и спросили: «Вы театр?», и вдруг… ну, это одна из легенд о том, как появился на свет «Театр вкуса», вот 7 лет назад мы подумали, а почему бы не сделать действительно настоящий театр, который будет рассказывать через еду, еда - это предлог, чтобы поговорить о чем-то более важном, чем этот хлеб.
А. Пичугин
- правильно я понимаю, что с самого нала очень сложно было найти какое-то помещение специальное для театра?
Ю. Макеев
- Да, и помещение, и людей, и команду.
А. Пичугин
- А сколько просуществовал ваш ресторан?
Ю. Макеев
- Ну, ресторан перешел… я начал историю, наверное, в 2004 году, свою собственную, самостоятельную, и вот он где-то в 2009 году переродился просто в театр. И постепенно-посте
Е. Горская
- Сложно представить, как выглядит сцена в такой ситуации, когда она и сцена, она и кухня.
Ю. Макеев
- Да, это очень странно. Но во всех спектаклях по-разному, за семь лет достаточно много спектаклей мы создали. И каждый раз пространство видоизменяется, условно говоря, вы попадаете в семейную пекарню, и вы оказываетесь практически во французской пекарне, маленькой, уютной, если вы попадаете на «Шоу сеньора Андриана», к сожалению, этот спектакль уже у нас не идет, вы попадаете на итальянскую кухню, в итальянский дом, если это было «Мим-кафе», то вы попадаете на улочку Парижа в маленькую уютную кофейню, где работают мимы, если это спектакль «Времена» , то вы попадаете просто в дом, который скорее всего напомнит вам деревенский дом вашей бабушки или вашу дачу, или дом пожилого человека, в котором живут воспоминания, мечты, семья, вот так как-то.
Е. Горская
- То есть артисты они работают интерактивно, то есть нет такого барьера между зрительным залом и…
Ю. Макеев
- В зависимости от истории. В основном мы, наверное, одни из немногих, кто пытались выстраивать, на наш взгляд, вкусный интерактивный спектакль, когда ты не аниматор, а ты действительно актёр, у тебя есть своя драматургия, и ты вовлекаешь в историю, делаешь сопричастным зрителя, и делаешь его соавтором своей истории, и это такой живой интерактивный театр, который я достаточно редко встречаю в России, и поэтому мы в этом смысле, наверное, уникальны, потому что многие спектакли подразумевают, что зритель не просто приходит и смотрит, он соавтор.
А. Пичугин
- А мизансценически как это все выглядит?
Ю. Макеев
- Мизансценически для нас очень важно, чтобы не было вот этого барьера под названием сцена, мы эту стенку как раз разрушаем, у нас ее нет, изначально приходит человек, условно говоря, в семейную пекарню, то есть люди заходят в зал, и они уже видят действие, когда пекарь что-то делает, манипуляции с тестом какие-то, сидит уличный музыкант, пекарь видит зрителя, он с ним общается, но не как со зрителем, а, как если бы люди зашли в маленькую уютную пекарню.
А. Пичугин
- И при этом он действительно готовит хлеб?
Ю. Макеев
- При этом он действительно готовит хлеб, настоящий.
А. Пичугин
- Который по окончанию спектакля можно будет попробовать?
Ю. Макеев
- И в конце спектакля каждый зритель получает ароматный, свежеиспеченный хлеб, а некоторые даже и круассаны, а некоторые получают разнотравья, розмарин и тимьян, прованские травы, которые мы дарим нашим любимым мамам, которые приходят к нам на спектакль.
Е. Горская
- Расскажите про ваших зрителей поподробнее?
Ю. Макеев
- Наш зритель, как правило, я о них начинаю с самого начла любого спектакля, я говорю, что наш театр не детский, не взрослый, наш театр принципиально семейный, поэтому для нас очень важно, чтобы нас спектакли приходила семья, даже если это неполная семья, мама с детьми или бабушка, или даже няня, но мы будем говорить на протяжении всего спектакля о семье в разных формах: смешно, грустно, поучительно, задорно, но это будет история только про семью, мы будем говорить о французской семье, для того, чтобы малыш спросил: «Мама, а у нас вот также как у этих французов?», она скажет: «Ты знаешь, нет, но хотелось бы, чтобы и у нас так было». Или спросит: «Папа, а давай мы с сегодняшнего дня тоже начнем какое-то дело, которое мы потом передадим нашему какому-то родственнику, это скорее всего будет мой сын, твой внук, и через 150 лет какой-нибудь французский актёр расскажет историю о нашей семье», собственно говоря, я подвожу, когда рассказываю о семейной пекарне, это 150-ти летняя история одной семьи, которая каждый день передает кусочек теста, это маленький секрет, но дети, я знаю, многие в восторге от того, что можно вот свою машину времени изобрести. Вот мой зритель – это семья, это папа, мама, бабушка, дедушка, и очень я расстраиваюсь, когда мамы и папы спихивают своего ребенка на два часа для театра: «Ну, ты там посиди, послушай», а ребенок выходит, у него возникают вопросы, но мама и папа не в контексте, они не понимают, о чем он спрашивает, они не слышали наши разговоры доверительные со всеми, и искренне.
Е. Горская
- А вы откуда это знаете, вы следите за тем, что у вас происходит в зрительном зале?
Ю. Макеев
- Конечно.
Е. Горская
- Один ребёнок или не один?
Ю. Макеев
- Я же с самого входа пытаюсь встречать гостей.
А. Пичугин
- Как в том вашем ресторане.
Ю. Макеев
- Как в хорошем доме, где ты встречаешь, это же люди, которые приходят знакомиться со мной, я 2-3 часа жизни проживаю с этими людьми непосредственно на площадке, а перед этим я 5-6 часов трачу, чтобы до них доехать, потом несколько еще часов жизни я трачу, чтобы…
А. Пичугин
- От них уехать.
Ю. Макеев
- …переосмыслить то, что со мной произошло в этот день, зачем я, собственно говоря, его прожил.
А. Пичугин
- Юрий Макеев, художественный руководитель «Театра вкуса» в программе «Светлый вечер» на Светлом радио. Вы сказали про машину времени.
Е. Горская
- Вы сказали про 5-6 часов, чтобы доехать.
А. Пичугин
- Об это мы еще поговорим. А вот про машину времени, сразу пока мы от этого далеко не ушли, пекарня, ведь правда, я все время думаю о том, что ладно в европейских странах, в которых традиция точно никогда не прерывалась…
Е. Горская
- И там не было ни революции, ничего как у нас, да?
А. Пичугин
- Да, и там можно найти заведения, работающие с середины 18-17 века, не важно, но я приезжаю даже в страны, бывшие в восточном блоке, в Сербию куда0нибудь…
Е. Горская
- Он даже сарказма не заметил моего про революцию. Просто, извините, это любимый конек Алексея, что вот в европейских странах ничего такого не было, никаких катаклизмов, не прерывалась традиция, и революция французская на 100 лет раньше нашей не было.
А. Пичугин
- Все равно там все есть, и английскую тоже вспомни. И я приезжаю куда-нибудь в Сербию, где был восточный блок, та же попытка построения социализма, и вижу пекарни с 21 года, у нас этого практически нет, ну, нашли в Москве одну аптеку, одну булочную, еще, может, несколько магазинов, которые существуют на этом месте сколько неизвестно, традиции все равно нет, потому что они наследники советского гастронома, советской булочной. А вы пытаетесь показать, передать…
Ю. Макеев
- Ну, мне кажется, в этом и есть проблем нашей страны, что мы, к сожалению, говоря о прошлом, забываем, что самое важное, на мой взгляд, что было потеряно, украдено – это дело каждой семьи, потому что человек в нашей стране без дела когда-то назывался бездельник, и это самое трагичное, мы зачастую пытаемся выяснить: а почему мы вот так живем, почему у нас не так и не этак, потому что зачастую мы не знаем, чем занимался наш дед и прадед, а это очень важная эстафетная палочка, которая передаётся, потому что сколько нюансов и тонкостей для того, чтобы научиться печь хлеб, недостаточно проучиться 4 года в кулинарном колледже или попрактиковаться у пекаря, это каждодневная наука, которая тебе каждый день показывает, что оказывается, на тесто влияет погода, которая на улице, казалось бы, у нас здесь одна температура, влияет твое настроение, все-все. И вот эти нюансы – это как в пошиве обуви, в строительстве домов, для меня самое обидное, что за последние 20 лет, к сожалению, те люди, в большинстве своем, как я вижу, не хотят передать свое дело своему сыну и внуку, не для того, чтобы он там…у нас появилось чиновничье дело, вот у него ребёнок скорее всего будет чиновником, и в этом есть некоторый переход традиции, ты понимаешь как в этой системе находиться, а вот ремесленники, даже предприниматели наши, в том числе и православные предприниматели , я вижу, что многие даже не думают о том, что это дело он должен передать своему сыну, это значит, что уже с малых ногтей его ребёнок должен находиться на деле, он должен понимать, как это устроено, как отец общается с работниками, как он с клиентами общается, вникать в тонкости. На этом строилось купечество и предпринимательс
Е. Горская
- По поводу донести, вы же и до зрителя, то есть вы своих зрителей учите, это ваш подход.
Ю. Макеев
- Я вместе с ними учусь, я не учу, я не имею права учить их, потому что я вместе с ними учусь и размышляю, и каждый год, я рассказываю историю не один год, и она меняется, какие-то вещи уходят, мне кажется, что какие-то вещи уже не важно говорить, а вот это важно, и в этом смысле мне нравится театр, что они всегда живой, ты его не можешь зафиксировать, и ты видишь людей, видишь отзывы или непонимание, и тогда буквально хватаешься за зрителя за взрослого и говоришь: «Друзья, я вас за этим-то сюда и позвал», это немножко воинствующе, вызывающе, может быть, выглядит, но для меня принципиально важно, потому что я сказал это три часа моей жизни, я им говорю: «Друзья, если вы заплатили денежку за билет, если ты просто хочешь посидеть в тепле, где будет играть музыка, то сейчас мы просто будем играть музыку, и ты будешь сидеть, и ничего для тебя не произойдет». Мы надеемся, что наш зритель – не потребитель, а наш зритель, как и мы, отдаватель, потому что мы им немножко отдаем, чтобы они потом эту эстафетную палочку продолжали отдавать, как я говорю, этот ребенок пришёл домой и сказал: «Папа, давай печь хлеб или давай делать конфеты».
Е. Горская
- Вот я пока к программе готовилась где-то вычитала, прошу прощения, не помню где, что вы учите, именно учите, ну, это такая формулировка…
Ю. Макеев
- Написанная не мной.
Е. Горская
- Да, зрителей четырем принципам: чистота, терпение, внимание, любовь
Ю. Макеев
- А, это наши 4 правила, я могу о них сказать, если можно.
Е. Горская
- давайте.
Ю. Макеев
- У «Театра вкуса» выработалось 4 правила, постоянно звучат практически во всех спектаклях, они по-разному интерпретируются
Е. Горская
- Не такие уж это и простые вещи.
Ю. Макеев
- Все самое сложное – просто, а все простое – очень сложно.
А. Пичугин
- А много детей приходит?
Ю. Макеев
- Ну, 50 на 50, потому что должны быть и родители, и дети. Но, как правило, у нас полные зал, не люблю слово зал, полная пекарня.
А. Пичугин
- Нельзя же сказать, что это чисто детское представление?
Ю. Макеев
- Нет, я подчёркиваю, что это семейное, это принципиально важно, потому что у нас часто бывают после спектакля обсуждения того, что мы увидели, это мы называем «вкусное обсуждение», когда мы предлагаем спуститься или отправиться в пространство, где у нас есть чай, какие-нибудь печенюшки, конфеты.
А. Пичугин
- Это все входит в стоимость билета? Меркантильный вопрос от Алексея.
Ю. Макеев
- Да, безусловно, по крайне мере, когда это дружественная нам площадка, и у них нет задачи, чтобы буфет работал, мы просим…
А. Пичугин
- А площадки какие? Я так понимаю, что их несколько, и они повторяются, то есть не каждый раз разные, а просто есть несколько дружественных площадок.
Ю. Макеев
- В Москве есть несколько.
А. Пичугин
- А какие это площадки?
Ю. Макеев
- Есть такой детский театр «Домик Фанни Белл» в саду имени Баумана, у них вся конструкция театра от беби-театра до подросткового семейного театра.
А. Пичугин
- Они недавно года 4 назад там появились.
Ю. Макеев
- Так и есть.
А. Пичугин
- А еще где?
Ю. Макеев
- Есть, вот сейчас где мы базируемся – это семейная мастерская галерея «Марго» на Большой Татарской.
А. Пичугин
- На Новокузнецкой.
Ю. Макеев
- Да, на Новокузнецкой, это центр города, красивое место. Если есть возможность к нам туда прийти, приходите, потому что есть возможность как раз познакомиться с семейным делом, где люди пишут картины, учатся, и еще делают доброе дело, они помогают нам рассказывать нашу историю, дают нам возможность.
А. Пичугин
- Смотрите, может, мы сейчас пригласим слушателей на какие-то ваши мероприятия, на спектакли. У нас остается несколько дней до Нового года, буквально несколько, может быть, в эти дни что-то у вас будет и потом в праздники Рождественские, постновогодние, и, вообще, в январе, расскажите.
Ю. Макеев
- Мне бы хотелось пригласить на наши спектакли 25 декабря на «Рождественскую историю» в мастерскую Марго, со 2 по 8 января – в Филармонии 2, это на юго-западной, мы играем как раз «Рождественскую историю», там у них фестиваль проходит спектаклей, и в фойе филармонии для всех, кто придет на другие спектакли, не на нашу «Рождественскую историю», они получат подарок – настоящий, оживший Рождественский вертеп – это наш спектакль «Рождественская история» про пастухов, самых главных людей, мы будем в фойе два раза в день перед спектаклями рассказывать эту историю Рождества. И 8 числа опять в той же филармонии будет «Семейная пекарня: история под Рождество», мы будем делать ее рождественской историей, и старый новый год, 13, по-моему, в тех числах, будет театральный выходной, когда наш театр приедет в Москву, и сыграет практически все свои спектакли за три дня. Мы за три дня должны сыграть 7 спектаклей - это и «Мечтатель», и «Времена», и «Семейная пекарня», и, может быть, и «Рождественскую историю» еще раз сыграем.
Е. Горская
- А сколько у вас всего спектаклей? Вы сказали, что за 7 лет очень много историй, сколько их, хотя бы порядок.
Ю. Макеев
- Ну, порядка 7-8, наверное, названий наших. Сейчас мы играем «Мечтатель. Или почему я?», Рожественская история», «Семейная пекарня», «Времена». Пожалуй, все.
Е. Горская
- А кто сочинял эти истории?
Ю. Макеев
- Я в соавторстве с ребятами. В «Рождественской истории» мы немного взяли у Шмелева мотивы какие-то, даже не то чтобы большие куски.
Е. Горская
- Еще и в соавторстве со Шмелевым.
Ю. Макеев
- Ну, «Рождественская история» в соавторстве со Шмелевым.
А. Пичугин
- С гастрономическим
Ю. Макеев
- Да. Практически да.
А. Пичугин
- Напомним, что у нас в гостях сегодня Юрий Макеев, художественный руководитель «Театра вкуса», мы вернемся в эту студию через минуту, ведем программу Лиза Горская и Алексей Пичугин.
А. Пичугин
- Мы возвращаемся в студию Светлого радио, где сегодня в студии Диза Горская, я – Алексей Пичугин беседуем с Юрием Макеевым художественным руководителем «Театра вкуса».
Е. Горская
- Вы сказали, что ваши истории вы сочиняете сами в соавторстве с вашими ребятами, а вот ваши ребята – они кто, расскажите о них поподробнее, пожалуйста.
Ю. Макеев
- Это самая моя большая радость, моя команда – команда - это всегда немножечко семья, может быть, иногда множечко семья. Команда «Театра вкуса» – это актеры, музыканты, люди цирка, живописи, просто хорошие люди, переводчики.
Е. Горская
- Какой спектр широкий: от цирка до живописи.
Ю. Макеев
- Призыв к нашему зрителю, если вы мечтали когда-то служить в театре, работать в театре, милости просим, приходите к нам, потому что у нас был период мечтателей, когда мы приглашали в проект людей, которые мечтали себя реализовать в театре.
Е. Горская
- А таких ой как много, посмотреть хотя бы на очереди абитуриентов в Щуку, в Щепку.
Ю. Макеев
- Ну, да. С нами правда сложно работать, потому что у нас специфика такая – сапожник без сапог, так и мы довольно часто бываем голодными, несмотря на то что нам надо сделать зрителя сытым во всех смыслах. Но если говорить о персоналиях, то это замечательная Ксюша Яковлева – выпускница ВГИКа, курс Ясуловича Игоря Николаевича, это чудесный Никита Московой-Руссо, выпускник студии Сергея Васильевича Женовача, его супруга Лера, прекраснейшая их дочь – Ая, наша актриса, а ей всего лишь годика 2, наверное, и то, по-моему, их нет.
Е. Горская
- Уже актриса?
Ю. Макеев
- Уже актриса, она у нас играет, это Михаил Ибрагимов, курс Каминьковича ГИТИС, это Кира Михеева – цирковое училище, это клоун Коха, его сын – Филипп Усанов, это люди для меня удивительные, уникальные, преданные своему делу, при этом живут они не очень, что называется, богато, но настолько они верят в то, чем они занимаются, дарят радость людям, это Полинка Банка-Склянка наша, и Юля Разумова – наш и продюсер, и директор, и администратор. В общем, у нас ты выполняешь 25 функций, потому что театр маленький, семейный, тут и декоратор, и гример, и костюмер, и все-все-все. В общем, это даже здорово, что ты сам, а не как обычно в академических театрах тебя обслуживают, зачастую много служб для этого предназначено. И кто ещё, Георгий – чудесный, у нас есть Георгий, который был нашим зрителем когда-то, а потом стал нашим актером с прекрасным голосом. В общем, к нам приходят какие-то ребята из других проектов именно на историю, допустим, мы мечтаем создать спектакль в Москве «Звуки кухни», мы его пытались уже показывать на уличных фестивалях, но у нас поскольку нет своего пространства, а для этого нудно большое пространство, мы хотели бы вот детей и взрослых отправить в некое путешествие, которое возникнет на кухне из кастрюлечек, ложечек, поварежечек, а можно, оказывается, даже на кухне у себя дома отправиться в Италию, во Францию, Антарктиду и стать рыцарем. В общем, это такая мечта, мы мечтаем поставить такой спектакль в Москве, ну и в России, а может, и показать миру, потому что это международный спектакль планируется, в нем не будет слов, и там мы задействуем других профессиональных актеров, музыкантов и, соответственно, даем им еще и работу. Вот это так о команде, и конечно, Никита Макеев – мой сын.
А. Пичугин
- А сыну сколько лет?
Ю. Макеев
- Сыну 9 лет, он тоже участник спектаклей, Ольга Калашникова – моя супруга, которая иногда подыгрывает нам на некоторых спектаклях, чудесная актриса, в общем, наши друзья, их можно перечислять долго, со списком приходить, чтобы не забыть никого.
А. Пичугин
- А вы выходите на сцену в других театрах?
Ю. Макеев
- Я актер международной театральной конфедерации Чеховских фестивалей, и такая есть постановка английского режиссера Деклана Доннеллана «12 ночь», вот там я играю несколько ролей иногда, очень редко.
А. Пичугин
- Постановка чья?
Ю. Макеев
- Британца.
А. Пичугин
- Я имею в виду, где она идет?
Ю. Макеев
- Она идет в России на сцене театра Пушкина, это такая уже легендарная история, больше 10 лет показывается по миру, до этого было «Три сестры» - чудесная, поставленная этим же режиссером. Собственно благодаря этому проекту я увидел мир, я побывал практически на всех континентах кроме Африки, Антарктиды. Это был ключик в мою мечту путешественника, я мечтал быть в детстве путешественником
Е. Горская
- Вы с детства мечтали о путешествиях, путешествовали, а живете в Смоленской области, в деревне. Это я так изящно перешла, вернее вернулась к вопросу, который у нас в начале программы вставал о дороге в несколько часов до театра и обратно. Почему такой выбор? Почему именно Смоленская область, почему так далеко за городом оказался москвич, и счастлив он, и счастлив ли он?
Ю. Макеев
- Я счастлив, теперь-то я счастлив. Вот уже почти три зимы я живу в 250 км от Москвы, в Смоленской области, в Темкинском районе, уезде, не знаю.
Е. Горская
- Где?
Ю. Макеев
- Темкинский, у нас такая деревня есть, поселок Темкино. Там монахиня Макария жила, как-то прославила наш район, и люди приезжают к ней поклониться, собственно говоря, по ее молитвам и храм восстановили, построили. Место необычное для меня, потому что в 86-ом году мои родители купили там дачу, где не было ни асфальтированной дороги, ничего, и маленький московский шестилетний мальчишка увидел впервые настоящую деревню и был в нее влюблен просто от пяток до макушки, до мурашек, и настолько захотел там жить с этими коровами, дедушками, бабушками, кнутами, дойками и так далее. И в какой-то момент, В 90-ом году, я даже переехал туда жить вместе со своей мамой.
А. Пичугин
- В 90-ом году, если не секрет, сколько вам было лет?
Ю. Макеев
- Мне было 10 лет, 91-ый даже год.
А. Пичугин
- то есть это не самостоятельное решение было?
Ю. Макеев
- Это самостоятельное решение было моей мамы, моего старшего брата и меня, к сожалению, мои родители тогда расстались, и мой папа решил уехать в Калужскую область, за 250 км от Москвы, а мама вернуться в ту нашу дачу, и мы завели там фермерское хозяйство такое, а-ля фермерское хозяйство: бычки, коровы, поросята, телята. Я там прожил замечательных 5 лет своей жизни, и потом, когда мне стало 15 лет, я вернулся в Москву и с того момента я мечтал, что я хочу туда вернуться. Вот когда я стал уже взрослым мальчишкой, у которого уже появился свой мальчишка и девчонка, в общем, дети, у которых есть дети, я сказал: «Ну, почему же я не выполняю свои мечты. Я об этом мечтал, хотел, я уже взрослый мальчик, хотел я вот эту машину- она у меня появилась, хотел часы – часы у меня появились». Я хотел жить в деревне, чтобы оттуда ездить по этому прекрасному, чудесному миру.
А. Пичугин
- По этой прекрасной, чудесной трасе М-1.
Ю. Макеев
- По этой чудесно трассе М-1, да. И, в общем, я туда перебрался со своей семьей, семья немножко была в шоке.
Е. Горская
- Это естественно тоже было общее решение, но все кроме вас были в шоке.
А. Пичугин
- Мы посовещались, и я решил.
Ю. Макеев
- Да, я решил, и там создается моей семьей и мной творческая резиденция, куда будут приезжать мои друзья, я надеюсь, и вы туда тоже приедете с радио «Вера». Там строится маленькая ферма, возрождается деревушка, как возрождается, там появилась жизнь, там дети бегают, смеются, хохочут, там правда пока что только мои дети, но, я надеюсь, надо было с чего-то начать.
Е. Горская
- Я прошу прощения, сколько там кроме вас людей живет?
Ю. Макеев
- В зимний период на 55 домов, живут порядка 8-ми дворов.
Е. Горская
- То есть живут?
Ю. Макеев
- Ну, это разбросано, у нас хутор, это полкилометра – один дом, полкилометра – другой дом. Так все раскидано, это люди уже, к сожалению, пожилые, их дети, видимо, не желают жить там.
А. Пичугин
- Вы очень вольготно себя там ощущаете?
Ю. Макеев
- Я прекрасно себя там чувствую.
Е. Горская
- Может, просто не имею возможности? Желания недостаточно или достаточно?
Ю. Макеев
- Там важна мотивация, а все остальное….
А. Пичугин
- Ну, представьте себе, у вас есть возможность не ходить на службу по 8 часов в день.
Ю. Макеев
- Да, поэтому я езжу на службу 5 часов.
А. Пичугин
- А кому-то приходится от звонка до звонка, с 9 до 5.
Ю. Макеев
- Мне кажется, каждый кузнец своего счастья, если ты счастлив на службе так, прекрасно, если ты будешь счастлив, живя в деревне, там тоже есть чему служить, мы же служим для себя.
А. Пичугин
- Безусловно.
Ю. Макеев
- Это, вообще, такой вопрос риторический, философский, я, вообще, считаю, что возрождение Росси произойдет, когда люди вернутся в Россию. Россия у нас исконно деревенская.
Е. Горская
- За пределами МКАДа находится.
Ю. Макеев
- За пределами крупных городов, вот тогда мы немножечко… причем это не поселки с таунхаусами, которые тоже спутники Москвы, это вот туда, наша родина там, где поля пустуют.
Е. Горская
- Пока что наоборот.
Ю. Макеев
- Нет, есть такая маленькая тенденция в ту сторону.
А. Пичугин
- А вы фермерство упомянули, в чем оно заключается? У вас корова?
Ю. Макеев
- У меня козы, куры.
Е. Горская
- Молоко дают.
Ю. Макеев
- Да, молоко, я вот вчера выезжал сюда к вам, надо было подоить коз всех, чтобы оставить спокойно маму, детей. Вот с утра переживаю, что это все на их плечи ложится. У меня козы, куры, были вот кролики, собаки, кошки, попугай.
Е. Горская
- Сколько собак?
Ю. Макеев
- Собаки две.
А. Пичугин
- Лиза считает, что очень мало, я так понимаю.
Е. Горская
- да, маловато.
Ю. Макеев
- Было четыре, раздали, соседям летом. Знаете, как я стал деревенским? Когда на вторую зиму после второй зимы, по весне, мы за обедом сказали: «Слушайте, что-то дачники понаехали».
А. Пичугин
- У меня тоже есть такое место в 250-ти километрах, про которое я говорю: «что-то туристов сегодня многовато».
Ю. Макеев
- Вот, а у нас «дачники понаехали». Это наши чудесные, любимые соседи, которых мы любим.
А. Пичугин
- Я считаю себя не туристом, а гостем города, а Лиза считает, что если у человека меньше 15 собак, то это как-то несерьёзно.
Ю. Макеев
- Ну, у каждого своя мера счастья. Ну, 250 км – это, на самом деле, всего 2,5- 3 часа со средней разрешенной скоростью по М-1, не нарушая правила и притормаживая в населённых пунктах.
А. Пичугин
- А как часто вы в Москву приезжаете?
Ю. Макеев
- В зависимости от того, сколько спектаклей я играю в Москве. Вот мы придумали театральный выходной, почему такой уикенд театральный, чтобы 6 раз не мотаться, не жечь бензин и не портить экологию, приехать, отыграть сразу 7 спектаклей. У нас был такой опыт в Баку, мы прилетали в Баку, 7 спектаклей отыграли за выходные, посмотрели чудесный город и улетели. И люди были счастливы, и мы были счастливы, потому что нам не надо было распыляться в течение месяца. А так порядка 5, не меньше 5 раз, иногда бывает и 10 раз.
Е. Горская
- Про гастроли я хотела все попозже подробнее спросить, а пока вернемся в деревню. Вы же планируете еще что-то там делать, как-то развивать хозяйство? Кто храм отреставрировал, мне интересно.
Ю. Макеев
- Ой, храм отреставрировали чудесные люди, я знаю, что Кирилл Мирейский - один из главных меценатов наших, кто помогал строить храм, там много всегда людей, это не один человек
Е. Горская
- Такой милый храм, деревянный, я смотрю вот картинки.
Ю. Макеев
- Деревянный, да. Такой уютный, маленький храм, мне очень приятно, я хотел в своей деревне хотя бы маленькую часовенку построить, с прашивал у нашего батюшки отца Сергия: «Батюшка, хочу у нас в деревне хотя бы маленькую часовенку сделать», он говорит: «Да, не надо, уже Димка построит из Картюково». Я сейчас должен, в этом году, Бог даст, крест поставить поклонный на въезде в деревню, сейчас его строгаю, обрабатываю.
А. Пичугин
- Сами?
Ю. Макеев
- Да, мне что понравилось, что так по воле Божей я хотел большой дом построить для семьи, для детей, для детей, которых я бы привозил из Москвы, чтобы показывать путь зерна, что происходит с зерном. Я обратился в несколько строительных компаний, первая строительная компания, освоив наши деньги, послала нас далеко и надолго, и весело.
Е. Горская
- Это как?
Ю. Макеев
- Ну, так.
Е. Горская
- Это же уголовно наказуемо.
Ю. Макеев
- Там тоже это целая история, отдельная передача. Вторая компания сказала, да, да, да, мы тоже православные, но когда приехал батюшка освещать начало строительства, как-то всех ух, смело, сдуло, и никто даже не подошел, я говорю: «Братцы, что же вы все, вроде, кресты носите, давайте мы с молитвы начнем строительство как когда-то давным-давно, оно крепче, чем даже на саморезе-то будет». Вот, и, в общем, и эти тоже как-то…. Но я видел в этом определённый промысел, потому что я молился-молился, и в какой-то момент мне был такой…
Е. Горская
- Прорыв.
Ю. Макеев
- Да, прорыв, и я остался один. И у меня большой такой дом, как Ноев ковчег, еще семья была в Москве, я не мог их перевезти, и ко мне стали идти животные, брошенные собаки, все собаки и кошки, которые у меня живут, а у меня еще 4 кошки, они все как-то деревенские, дачники разъехались…
Е. Горская
- Вот это ужасно, чудовищное отношение.
Ю. Макеев
- Да, и все животные пошли туда, где тепло, тепло оказалось в моем доме.
Е. Горская
-К нам тоже вчера кошка пришла, бедная тряслась.
Ю. Макеев
- Я их приютил, начал строить, и думаю: как я один могу построить огромный, почти 500 квадратных метров, дом, где будет и пекарня, и обсерватория, и библиотека для детей, все-все-все. И в какой-то момент я увидел репортаж, как один человек, в одиночестве практически переплывает Тихий океан, и это был Федор Филиппович Конюхов, и это было так интересно, конечно, я о нем много слышал, я увидел, как он с молитвой преодолевает эти тонны морской воды, я подумал: «Вот этот человек, он уже не молодой, не атлетического сложения, но с молитвой он может это сделать». И я начал наверху лазить, верёвками себя привязывать и строить дом, у меня подкопилась какая-то денежка, я понимал, что к зиме не успеваю крышу сам покрыть, потому что она большая, я нанял еще людей, нашел, и они говорят: «Как ты это все сделал?». Мне неудобно им говорить, что намолил себе тут, верите вы, не верите. В такие моменты укрепляешься в вере, потом, бывало, я на горке, сильные ветра, думаешь, вот сейчас разломается вся эта конструкция, и тоже, что называется, иконку поставишь, сидишь, и слезы льются, потому что понимаешь, что это все здесь и сейчас, ты вот весь здесь, как младенец, потому что ты понимаешь, что у тебя уже нет московской квартиры, потому что ты ее продал, чтобы построить этот культурно-театра
А. Пичугин
- Я напомню, дорогие слушатели, что сегодня у нас в гостях художественный руководитель «Театра вкуса» Юрий Макеев. Вот вы говорите, что точка невозврата пройдена, но вы рисковый человек, потому что все, кто уезжает в деревню, по крайней мере, из моих друзей и знакомых и людей, которые на вашем месте здесь сидели рассказывали про свой деревенский опыт, они, конечно, оставляют подушку безопасности в виде московской квартиры.
Е. Горская
- Ну, что ты такое рассказываешь? Большинство вынуждены продать московскую квартиру, чтобы построить дом, немногие способны оставить квартиру и накопить на строительство дом, это не копейки.
Ю. Макеев
- Это дорогое удовольствие, это правда очень дорогое удовольствие, в этом смысле, что меня с одной стороны расстраивало, а сейчас меня радует, что когда-то на Руси дом строила семья, род, вся семья собиралась, это, как правило, много мужчин, и они всем миром строили, потому что всегда вопрос: как эти храмы строили? Мы даже сейчас с вами в здании монастыря, это же без айпадов, без компьютеров, это просто телеги, просто глина, просто песок, но, тем не менее, на этой молитве, на этой силе, в том числе, мужской силе духа, люди возводили здания, которые стоят сотни лет, а тут, вроде, технологии, вроде, краны, вроде, грузовики все возят, но все рушится, ломается, опять же, я считаю, что это все без молитвы строится, я считаю, что не на века то, что сделано без любви. И вот я в какой-то момент подумал, у меня же есть родня, у меня же есть близкие, но никто по тем самым причинам не может найти время, потому что служба, потому что 8 часов надо там, 8 часов надо здесь, и куда-то ехать в Смоленскую губернию, и у меня самая большая сейчас радость в том, что старший брат, который служил на госслужбе, он был полицейским, не дослужив несколько лет до своей пенсии, он сказал…
Е. Горская
- Я-то думаю, что вы все полицейских в пример приводите.
Ю. Макеев
- Да, он сказал: «Я больше не могу», хотя он в начале не одобрил мое решение уехать в деревню и жить там, а сейчас он говорит: «Юра, я понимаю, о чем ты говоришь, потому что я это осознал».
А. Пичугин
- И теперь строит большой дом по соседству?
Ю. Макеев
- Нет, надо достроить мой, и он приехал ко мне и, вдруг, дело так заладилось, мы вдвоем гораздо, конечно, больше можем сделать, и это делают родственники, и это не то что для меня брат строит, а мы делаем семейное дело.
Е. Горская
- Извините, что перебиваю, у нашего Алексея, вроде, есть какая-то теория относительно дома. Он правда на меня так смотрит…
А. Пичугин
- У меня?
Е. Горская Ю
- Да, помнишь, мы тебя спросили, почему ты не покупаешь дом недалеко от экспедиции, а ты ответил что-то такое: «Один дом- один хозяин».
А. Пичугин
- А, это даже не моя теория, это мы ее вводили повсеместно со знакомыми…
Е. Горская
- Нельзя взять и купить чужой дом, нужно построить свой, правильно?
А. Пичугин
- Да, но здесь нет никакой мистики, здесь речь идет просто о том, что ты въезжаешь в этот дом и понимаешь, что этот дом долгое время поддерживала одна семья, она строила его под свои нужды, и ты годами еще будешь разгребать все, что она тебе в наследство оставила.
Е. Горская
- То есть строить нужно свой, не вариант купить?
А. Пичугин
- Нет, вариант, наверное, у всех свои пути, кому-то везет. Кто-то покупает дом, который…
Ю. Макеев
- Кто-то покупает дом с призраками.
А. Пичугин
- Кто-то, возможно, покупает дом с призраками.
Е. Горская
- Кто-то дом с мышами.
А. Пичугин
- Кто-то с мышами, а кто-то покупает дом, и ему везет, хозяева оставляют ему в наследство действительно хороший крепкий дом.
Е. Горская
- В любом случае, это серьезная смена уклада, так передвинутся из города в деревню, но вполне себе реалистично, как мы видим.
Ю. Макеев
- Да более чем.
Е. Горская
- Ну, вы только что о каких-то сверх усилиях рассказывали, как вы, обвязавшись канатом, строили дом.
Ю. Макеев
- Так в этом же и замечательно, это же чудесно, это то самое приключение в моей жизни началось, о котором я мечтал, что я строю дом, как Робинзон Крузо, как кто-то еще.
А. Пичугин
- Он-то шалаш строил.
Ю. Макеев
- Он там в итоге построил прекрасную экосистему, в которой можно находиться, а начал с шалаша. Я, вдруг, почувствовал, что я мужчина, у меня есть руки, я много инструментов всяких взял в руки, выяснилось, что мои предки, мой прадед был плотник-красноде
Е. Горская
- Освою прикладную профессию.
Ю. Макеев
- Да, я так посмотрел, там доски какие-то и я так раз-раз, и я с такой радостью внутренней все делал, потому что я чувствовал фактуру материла, этот запах дерева.
Е. Горская
- Это же, вообще, замечательно – сделать что-то ощутимое, материальное.
Ю. Макеев
- Даже больше вам скажу, возникла идея, я сейчас ее вынашиваю – создать артель со своим братом, возродить такую артель. Вот два брата и дети, не знаю, пока придумать название не могу, чтобы наши дети тоже мастерили, и, не знаю, может, тем же дачникам мы делали какую-то мебель.
А. Пичугин
- А на театр-то время останется?
Ю. Макеев
- А вот все в гармонии, это все неотъемлемая часть одного от другого, это все перетекает, это не тут отдельно, тут отдельно, нет, в моей жизни это все взаимосвязано, это как на левую руку хватит внимания, и на правую – хватит.
А. Пичугин
- Мне очень интересно все равно, когда вы сказали про какое-то возрождение деревни, это для меня больной вопрос, я часто задаю нашим гостям этот вопрос, даже если речь об этом не заходит, все равно…
Е. Горская
- Все равно задает, да.
А. Пичугин
- Все равно, да: о деревне что вы скажете? Просто я вспоминаю, что мы вещаем далеко не только в Москве, и какие-то красивые московские проекты презентуются, а за пределами кольцевой дороги как. А тут вы сами из деревни приехали к нам и рассказываете про то, что у вас есть свой взгляд на то, как гам обустроить деревню. В связи с этим, как нам обустроить деревню? Понятно, что у нас та форма сельского хозяйства, которая была многие столетия, потом после 17 года несколько перевернулась, а в перестройку схлопнулась, она уже невозможна по разным причинам: экономическим, социальным. Центральная часть России опустела, у нас есть города, а между городами такая выжженная пустыня, я не знаю, будет ли освоение этой пустыни происходить нашими потомками или нами, или при нашей жизни.
Ю. Макеев
- По поводу возрождения, я понял вопрос, ну, пуская, я буду первым зернышком, хотя знаю, что я не первый и не единственный.
А. Пичугин
- Многие приезжают в деревню, но это не может стать тенденцией, ну переезжают – хорошо, переедут 10 тысяч человек из больших городов в сельскую местность, но это капелька такая, она все равно будет на уровне статистической погрешности, а что нужно, есть, на ваш взгляд, какая-то глобальная возможность восстановить и снова заселить эти пространства? После пяти лет жизни вашей в деревне, вы что-то можете сказать?
Е. Горская
- Алексей Пичугин женится, переезжает за город.
А. Пичугин
- Этот будет капля в море, статистическая погрешность. Я про глобальное, понимаете.
Ю. Макеев
- Мне бы не хотелось, чтобы я был погрешностью в нашей статистике.
А. Пичугин
- Вы не погрешность, но статистика беспощадна.
Ю. Макеев
- Что я сейчас наблюдаю и вижу, в том районе, где я проживаю, я подумал: наверное, я единственная белая ворона. Увидел, к музыкальной школе подъезжает девушка на маленьком поддержанном джипике, у нее московский регион, она выходит с милой девчушкой:
- Здравствуйте
- Здравствуйте.
- Вы здесь живете?
- Да.
-А откуда вы?
- Из Москвы, Наташа.
- а чем вы занимаетесь здесь?
- Да вот, переехала сюда с дочкой.
- А что делаете?
- Пеку хлеб.
А. Пичугин
- Теперь это актриса вашего театра?
Ю. Макеев
- Нет, она печет по-настоящему, выпекает хлеб, хлеб замечательный, и он недешево стоит для местных жителей, потому что понятно, что у местных жителей очень маленькие денежки, они 5-6 тысяч рублей получают в месяц, и, если кто-то получает 10 тысяч, он считается обеспеченным богатым человеком. Наташа, тут Женя, такой же с окладистой бородой, молодой парень, я вспоминаю, что когда-то я с ним учился в школе, спрашиваю: Женя, а ты чем занимаешься?
А. Пичугин
- А это ее супруг?
Ю. Макеев
- Да, оказалось, что это ее супруг. Вот, говорит: «Сейчас буду директором физкультурно-озд
А. Пичугин
- Они ваши соседи?
Ю. Макеев
- Мы живем в районе. И вот тот, кто живет в районе – это твой сосед.
Е. Горская
- 40 км туда, 40 обратно.
Ю. Макеев
- Да, вот так и ездим в гости, 40 туда, 40 обратно. Дмитрий — вот тоже молодой парень, а решил чаем заниматься. Вот еще что-то.
А. Пичугин
- В смысле чаем?
Ю. Макеев
- Иван-чаем.
Е. Горская
- Как это прекрасно.
Ю. Макеев
- Вот мы с ними разговорились, он говорит: «А у нас вот тут ребята поселились, на гуслях играют», я говорю: «Ребята, у меня всегда была такая мечта, что моей деревне Петровке 300 лет, и я мечтаю, что у деревни должен быть свой день – день деревни, давайте на Петра и Павла устроим день деревни». Я собрал свою улицу, к сожалению, две другие улицы не смогли к нам прийти, некоторые представители пришли, приехали те ребята со своим хлебом, без алкоголя, с иван-чаем, с арбузами.
Е. Горская
- Арбузы тоже местные?
Ю. Макеев
- Арбузы местные, да.
А. Пичугин
- На Петра и Павла арбузы? Уже местные? Астраханские только в середине августа вызревают.
Ю. Макеев
- Заморские, заморские. И вот мы провели чудесный праздник, и я внутреннепочувст
А. Пичугин
- Класс. Минута у нас осталась.
Е. Горская
- В общем, бороды все уже отрастили, осталось только делом заняться.
Ю. Макеев
- Можно и без бороды.
Е. Горская
- Мы хотели про гастроли поговорить, только уже кратко, потому что незаметно-незаме
Ю. Макеев
- Ну, нам бы хотелось гораздо больше ездить, и у нас есть возможность путешествовать по миру и рассказывать истории, есть у нас истории очень важные, которыми мы хотели бы поделиться: о культуре нашей страны, наших предков с другими странами, показать им другой театр, а не только большой. И если есть, пользуясь возможностью, не так много времени осталось, я хотел бы сказать о нашей прекрасной традиции под названием «подвешенный билет»
А. Пичугин
- Да, кстати.
Ю. Макеев
- Мы возрождаем традицию такой благотворительно
Е. Горская
- «Театр вкуса».
А. Пичугин
- Да, был у нас сегодня в гостях, спасибо большое, Юрий Макеев, художественный руководитель этого театра. Лиза Горская.
Е. Горская
- Алексей Пичугин.
А. Пичугин
- Всего хорошего, до свидания.
Первое соборное послание святого апостола Петра
1 Пет., 61 зач., IV, 1-11.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Не раз уже было замечено, что в век изобретения обезболивающих, люди практически совершенно разучились терпеть. Причём уже не только боль, но и скуку, и самые разные неудобства. Но возможно ли говорить о положительной роли страданий? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 4-й главы Первого соборного послания апостола Петра, который звучит сегодня в храмах во время богослужения.
Глава 4.
1 Итак, как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотию перестает грешить,
2 чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией.
3 Ибо довольно, что вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой, предаваясь нечистотам, похотям (мужеложству, скотоложству, помыслам), пьянству, излишеству в пище и питии и нелепому идолослужению;
4 почему они и дивятся, что вы не участвуете с ними в том же распутстве, и злословят вас.
5 Они дадут ответ Имеющему вскоре судить живых и мертвых.
6 Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом.
7 Впрочем близок всему конец. Итак будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах.
8 Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов.
9 Будьте страннолюбивы друг ко другу без ропота.
10 Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией.
11 Говорит ли кто, говори как слова Божии; служит ли кто, служи по силе, какую дает Бог, дабы во всем прославлялся Бог через Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь.
Для большинства людей вполне естественно избегать боли и страданий. Причём, так или иначе научившись побеждать боль физическую, люди пошли дальше и занялись болью душевной, начав борьбу с любыми проявлениями психологического дискомфорта. И действительно, если есть возможность обезболить, почему бы этого не сделать. Но существуют ли разумные границы у таких рассуждений? Ведь в итоге можно назвать болью любое неудобство и начать с ним бороться. Само по себе стремление к удобству неплохо, но если все и во всём будут делать только то, что им удобно и так, как им удобно, мир попросту рухнет. И он всё ещё стоит именно потому, что для большинства из нас есть вещи, которые важнее наших желаний. Собственно, только научившись терпеть и верно выбирать приоритеты, мы учимся достигать сложных, но по-настоящему важных целей.
Для христиан древности было совершенно очевидно, что постоянное стремление к удовольствию и комфорту создаёт вокруг человека иллюзорный мир, в котором разные желания начинают буквально разрывать человека на части. И, напротив, претерпевание страданий ради более высоких целей позволяет выстроить верную иерархию. Мы помним, что в Гефсиманском саду Христос молится о том, чтобы избежать грядущих страданий, но вместе с тем, Он также знает, что Ему необходимо войти в опыт человеческой смерти, чтобы изнутри разрушить её владычество. Однако как же нам сегодняшним воспринять совет апостола, если зачастую нас не гонят физически, а с телесной болью мы перестали мириться и употребляем обезболивающие? Неужели отказываться от них? Думаю, нет. Во-первых, потому, что далеко не все, испытывая боль, становятся лучше. Есть немало тех, для кого она становится универсальным оправдательным средством, которое, как будто бы позволяет вести себя, как угодно. Во-вторых, не менее, а часто и более плодотворными оказываются страдания нравственные. И уж в этой сфере важно не употреблять никаких обезболивающих средств, но разбираться с причинами и стараться их устранить. Кажется, смысл апостольского совета именно в этом. Он говорит: «Довольно, уже вы избегали всякого страдания и жили по своим похотям.... Господь ради Вас потерпел, потерпите теперь и вы ради того, чтобы Его замысел воплотился в мире. Прежде всего любите друг друга и одно это уже покроет множество грехов. Ищите не того, чтобы вам послужили, но, напротив, посильно служите друг другу каждый тем даром, который получили от Бога».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Чтобы дети не разлучались с родителями
5-летней Вале нравятся мандарины — они ароматные и сладкие, но главное их можно разделить на дольки и угостить всех, кого она любит. Ещё недавно у девочки не было такой возможности. Валя, её братья и сёстры находились вдалеке от дома и друг от друга — в разных социальных учреждениях. Маму лишили родительских прав, а папы на тот момент рядом не оказалось, поэтому пятерых детей отправили в приюты.
Чтобы вернуть ребят домой, их родному отцу было необходимо создать хорошие условия для проживания большой семьи. Поэтому он устроился на вторую работу, снял просторную квартиру в Тверской области и своими силами на последние сбережения начал в ней ремонт. Но он бы не решил все проблемы буквально за месяц, если бы на выручку ему не пришёл фонд «Ясное дело» и слушатели Радио ВЕРА. Общими усилиями удалось помочь многодетному отцу оперативно доделать ремонт, приобрести детскую мебель и вещи. Папа забрал ребят домой, и этот Новый год они встречали вместе — с ёлкой, подарками и мандаринами, которые маленькая Валя с радостью делила на всех.
Чтобы помощь, тем кто попал в беду, приходила вовремя, и дети не разлучались с родителями, фонд «Ясное дело» запустил проект «На стороне семьи». И сейчас в рамках него поддерживает семью из 4 человек. Сергей, Ирина, 9-летний Платон и 2-летняя Маша живут на съёмной квартире в Тверской области. Пока папа находится на работе, мальчик заботится о младшей сестрёнке и тяжелобольной маме. Она недавно перенесла инсульт и теперь с трудом встаёт с кровати. Семье необходима помощь в оплате аренды квартиры, реабилитации для Ирины и услуг сиделки. Со всеми этими расходами Сергею не справиться в одиночку.
Узнать полную историю семьи и помочь можно на сайте фонда «Ясное дело».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Молодежное служение в Церкви». Священник Сергий Старокадомский, иеромонах Геннадий (Войтишко)
У нас в гостях были настоятель храма святителя Алексия Московского в деревне Середниково священник Сергий Старокадомский и руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, каким может быть молодежное служение в Церкви, каким оно было в 90-е годы прошлого века и как молодые люди могут найти себя в Церкви сегодня.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер