
Фото: flickr.com
Немецкий город Мёнхенгладбах расположен в земле Северный Рейн-Вестфалия, на самой границе с Голландией. На двадцать два километра растянулся он зеленой полосой вдоль реки Нирс. Оказавшись здесь, вы будете потрясены, насколько органично могут сочетаться друг с другом идиллические пасторальные пейзажи и урбанистические ансамбли из стекла и бетона – недаром Мёнхенгладбах прозвали мегаполисом на лоне природы. А вот историческая часть города – классическая, европейская, с кафедральным собором в центре. С этого храма, собственно, и началась летопись города.
Точнее даже не с храма, а с монастыря. По легенде, в конце десятого века кёльнский архиепископ и сопровождающий его монах по имени Сандрад искали в здешних краях место для монастыря. И когда они подошли к одному из лесных холмов, то услышали доносившийся из-под земли колокольный звон. Торжественный звук привел монахов к расщелине, в которой они обнаружили христианские святыни, видимо, оставшиеся здесь с тех времен, когда в глубине холма жил некий отшельник. Среди найденных реликвий были частицы мощей Карфагенского епископа Киприана, святых Варвары и Вита – все они мученики первых веков, почитаемые как католической, так и православной церковью. Святому Виту и был посвящен монастырь, основанный на чудесном холме.
Тот храм, что мы видим сегодня, построен в двенадцатом веке. Это трехчастная базилика в романском стиле, с готическими элементами. Надежность массивных стен храма подчеркивает предельная лаконичность наружной отделки здания. Узкие проемы окон также свидетельствуют о том, что церковь святого Вита – настоящая крепость. В начале девятнадцатого века монастырь в Мёнхенгладбахе был упразднен, и храм стал просто приходским. Главная святыня собора – часть скатерти, лежавшей на столе во время Тайной Вечери – трапезы, на которой Христос установил Таинство Причастия. Реликвия хранится в золотом ларце, раз в семь лет его открывают для поклонения. Обычно эти моменты совпадают с так называемым Ахенским паломничеством, когда христиане со всех концов земного шара едут в немецкий город Ахен, чтобы увидеть рождественские пелены Христа и ризу Богородицы. В последний раз скатерть Тайной Вечери, так же, как и ахенские святыни, была доступна для верующих в 2007 году, а это значит, что теперь реликвии откроют в 2014-ом, как правило, это случается в начале июня.
В Мёнхенгладбах легко добраться благодаря разветвленной сети немецкой скоростной железной дороги, город находится в одной остановке от Ахена и от Дюссельдорфа. С берегов Нирса Рукой подать и до Берлина, и до Кёльна. Совсем рядом и Дюссельдорфский аэропорт, в который из Москвы есть прямые рейсы. Три часа – и ты в немецком «мегаполисе на лоне природы»!
Воспрещён и запрещён — в чём разница?

Фото: Petra Reid / Unsplash
Запреты — явление распространённое и даже привычное. С детства, мы сталкиваемся с ограничениями: не беги, прекрати кричать, стой на месте, не лезь в лужу.
С одной стороны, без запретов невозможно, а с другой, иногда для приятного общения лучше бы заменить ограничения на пожелания и советы. Например: «Давай будем говорить тише» или «Просим не пользоваться выходом». Немного иначе обстоит дело с общественным порядком в людных местах. Тут без запретов не обойтись. И чтобы они воспринимались серьёзно, помимо штрафов используются специальные стилистически окрашенные фразы. К таким относятся сочетания со словами «воспрещён» или «воспрещается». Приставка «вос» имеет книжный оттенок. Она зачастую придаёт слову возвышенный тон: воспрял, воспел, воспарил, восславил. В Евангелии встречается слово «восклонился», что означает «поднялся, выпрямился». Слово «воспрещён» необычно для обиходной речи, стилистически ярче окрашено, более официально, поэтому мы подсознательно реагируем на него эмоциональнее, чем на нейтральное «запрещён». Ограничение можно выразить иначе, например, словом «закрыто», однако выражение «проход воспрещён» имеет статус непререкаемости.
Более нейтральный глагол «запрещается», как правило, не вызывает такого эмоционального отклика — это просто регламентирующее слово.
Ограничительные фразы мы зачастую используем и в общении с окружающими: «Я запрещаю тебе играть на компьютере». Или: «Я запрещаю тебе трогать мои вещи». Но вряд ли кто-то из нас скажет: «Я ВОСПРЕЩАЮ включать радио».
Да и вообще объяснить собеседнику, что вы чего-то не хотите, можно другими, более мягкими способами.
Все выпуски программы: Сила слова
Пусть 60 детей с тяжёлым нарушениями продолжат реабилитацию

«Мама, деда, Нина», — это одни из немногих слов, которые может произнести Матвей, хотя ему уже 7 лет. У мальчика врождённый порок развития мозга и тяжёлые двигательные нарушения. Он живёт вместе с мамой, бабушкой и дедушкой. Несмотря на свои физические и умственные особенности мальчик стремится быть активным и участливым к своим близким. Например, каждый вечер заботливо напоминает дедушке, что нужно закапать глаза. Семья старается многому научить Матвея, чтобы он стал более самостоятельным. Мама помогает сыну то кашу мешать, то салат делать. Вместе они режут овощи, затем выкладывают их на тарелку и поливают маслом. Матвей довольно смеётся. Это его любимый салат, который он готовит уже почти что сам.
Несколько лет назад мама узнала о Центре реабилитации Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие» в Москве. Именно здесь она обрела надежду на то, что Матвей сможет освоить многие навыки и движения.
Мальчика взяли в длительную программу реабилитации. Каждую неделю в центре с ним занимаются разные специалисты, и Матвей понемногу развивается. Теперь он уверенно сидит на стуле, осваивает общение, учится удерживать ложку, хорошо жевать, уверенно управлять руками и двигаться в ходунках. Ребёнок стал гораздо активнее, пытается играть вместе с бабушкой в пинг-понг на детской площадке.
На сегодня таких особенных подопечных, как Матвей, в Марфо-Мариинском центре реабилитации — 60. Каждый из них стремится быть в чём-то независимым от родных: свободно играть на детской площадке, общаться, пить компот из любимой кружки и много чего ещё.
Поддержать детей с тяжёлыми нарушениями и подарить им возможность посещать занятия со специалистами, можно на сайте Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Атаман Михаил Черкашенин». Дмитрий Володихин

Дмитрий Володихин
В этой программе «Исторический час» вместе с доктором исторических наук Дмитрием Володихиным мы обратились в 16-й век и говорили о первом знаменитом донском казачьем атамане Михаиле Черкашенине, о его участии в походе войск Ивана Грозного на Крымское ханство, а также о значительной роли в важных сражениях тех лет: в битве при Молодях, в котором был остановлен хан Девлет Гирей, а также в обороне Пскова от войск польского короля Стефана Батория.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Преподобный Серафим Вырицкий». Анастасия Чернова
- «Присоединение Астрахани к России». Александр Музафаров
- «Московское Страстное восстание 1611 года». Дмитрий Володихин
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов