Где только ни строили монастыри в разное время. На вершинах гор, в ущельях, на равнинах. И в пещерах. Именно о пещерном монастыре пойдет сегодня речь.
Воскресенский Белогорский монастырь - одна из святынь Воронежской епархии - расположился в 4 километрах от села Белогорье Подгоренского района. Село получило свое название от окружающих его стометровых меловых гор. Именно здесь в 1796 году был основан монастырь. Его первая настоятельница, Мария Шерстюкова, родилась в 1740 году в семье казака в уездном городе Бирюче Воронежской губернии. В соседней слободе Белогорье девушка провела юность и вышла замуж за войскового жителя Самуила Шерстюкова, у них родились дети. Самуил был человеком весьма нетрезвой жизни. Овдовев после 20 лет брака, Мария предалась порокам и расточила все имущество. Дети ее с малых лет были в услужении у разных людей. Оставаясь без средств и не в силах нигде прижиться, Шерстюкова стала добывать пропитание шарлатанством и ворожбою. Чем еще больше оттолкнула от себя жителей слободы. Так она жила до 1795 года. Тогда Мария устроила детей у родственников и пешком отправилась в Киево-Печерскую лавру, чтобы принести искреннее покаяние Богу. В Киеве она провела около года: питалась подаянием и ежедневно для молитвы посещала лавру и другие монастыри. Исповедовалась у лаврского иеромонаха, чье имя неизвестно. Именно этот иеромонах благословил Марию вернуться в Белогорье для повторения подвигов пещерокопателей.
Отшельница уединилась на высокой скале на правом берегу Дона и начала рыть. Ей на тот момент шел пятьдесят шестой год. Однако жители Белогорья не поверили перерождению Марии и вскоре местные власти арестовали копательницу. Ей велели бросить работы и отпустили. Но Мария вернулась в пещеры. Стали приходить местные жители: кто посмотреть, а кто и помолиться и помочь. Тогда восстало священство. Недавнее увлечение колдовством и порочная жизнь подрывали доверие к подвигу Шерстюковой. Тем более что ее духовником был не приходской священник, а неизвестный Киевский старец. Было решено вынести все иконы и кресты из пещеры, а вход заложить.
Преследования прекратились, когда по приказу императора Александра Первого провели расследование дела белогорской подвижницы. Благие намерения Марии подтвердились, и работникам в помощь выделили деньги из казны. В знак благодарности, пещерный храм был посвящен благоверному князю Александру Невскому – небесному покровителю императора. Случилось это в 1819 году.
В последние годы жизни Мария не могла копать - она только учила, как правильно вести работы. В середине 19 века здесь трудились уже 25 человек. Пещеры росли, поток паломников увеличивался. Появились огород, пчельник и несколько хозяйственных и жилых деревянных построек над землей. В 1865 году встал вопрос о придании белогорским пещерам официального статуса монастыря. И вскоре поселение, основанное Марией Шерстюковой, было приписано как скит к Успенскому Дивногорскому мужскому монастырю. А в 1882 году был учрежден самостоятельный Белогорский мужской монастырь. На территории действовали наземные храмы - Вознесенский и Воскресенский, а также пещерный - Александра Невского.
Расцвет обители, увы, не был долгим. В начале 20 века пещеры взорвали, храмы уничтожили, а монахов сослали. Мощи настоятельницы Марии бесследно исчезли. На месте обители организовали зернохранилище.
В 2003 году усилиями местных жителей монастырь начал возрождаться. И уже через год состоялась первая Божественная литургия. В 2005 году в пещерный храм была передана частица мощей святого благоверного князя Александра Невского. Кроме того, в обители есть ковчежец с мощами великомученика Пантелеимона, праведного воина Феодора Ушакова, святителей Тихона Задонского и Димитрия Ростовского, Оптинских старцев: Амвросия, Нектария и Анатолия Младшего, а также многих других.
В настоящее время богослужения в пещерном Александро-Невском храме совершаются с апреля по октябрь по пятницам, выходным и праздничным дням. А с октября по апрель - на подворье монастыря в Троицком храме села Белогорье. Здесь же вам подскажут самую близкую дорогу к обители.
Псалом 66. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В Псалтыри есть ряд псалмов, которые возвещают грядущее прославление Бога всеми народами. При этом в них ничего не говорится о, так сказать, технической стороне вопроса: каким образом все народы придут к познанию Бога? Когда это произойдёт? И кто сумеет привести народы к такому единству? Сегодня в православных храмах во время богослужения звучит 66-й псалом. Это пророческий мессианский псалом, и он возвещает будущее всеобщее поклонение Единому Истинному Богу.
Псалом 66.
1 Начальнику хора. На струнных орудиях. Псалом. Песнь.
2 Боже! будь милостив к нам и благослови нас, освети нас лицом Твоим,
3 дабы познали на земле путь Твой, во всех народах спасение Твоё.
4 Да восхвалят Тебя народы, Боже; да восхвалят Тебя народы все.
5 Да веселятся и радуются племена, ибо Ты судишь народы праведно и управляешь на земле племенами.
6 Да восхвалят Тебя народы, Боже, да восхвалят Тебя народы все.
7 Земля дала плод свой; да благословит нас Бог, Бог наш.
8 Да благословит нас Бог, и да убоятся Его все пределы земли.
Современный русский язык различает между собой понятия «иудей» и «еврей». Первое из них говорит о религиозной принадлежности человека, второе — о национальной. Однако такое разделение появилось относительно недавно, и есть оно далеко не во всех языках, нет его и в иврите. Причина кроется в Ветхом Завете: согласно книгам Моисея, евреем может стать любой человек, который согласится жить по данному Богом закону. То есть здесь мы видим полное тождество религии и национальности.
Если помнить об этих постановлениях закона Моисея и не верить во Христа, то прозвучавший только что псалом становится очень странным: получается, что для прославления Бога всеми народами все народы должны, простите за тавтологию, перестать быть всеми народами. Иными словами, все люди должны стать евреями, подчинившись закону Моисея. Ещё дохристианские толкователи Псалтыри понимали, что такое невозможно, а потому в псалме речь идёт о какой-то иной реальности, каком-то ином законе и о каком-то ином богопочитании, как минимум, то прославление Бога, которое подразумевает псалом, не должно уничтожать национальные различия.
Для нас очевидно, что псалом говорит о Христе и о христианах. Никто, становясь христианином, не утрачивает своей национальной идентичности. По этой причине у нас есть Поместные Церкви, есть национальное богослужение, есть множество языков молитвы, есть свои уникальные христианские традиции в каждом народе. Церковь никогда не пыталась привести всё это к некоему единому виду, а если нечто подобное когда-то где-то и происходило, то воспринималось оно церковной полнотой как грубая ошибка, нуждающаяся в исправлении.
Кроме того, в прозвучавшем только что псалме есть такая строка: «Да веселятся и радуются племена, ибо Ты судишь народы праведно и управляешь на земле племенами» (Пс. 66:5). Веселие и радость здесь поставлены в зависимость от праведного суда над народами. Однако ещё раннехристианский святой блаженный Иероним Стридонский замечал, что «везде, где справедливость и суд, там не радость, а боязнь греха», здесь же мы видим нечто иное: справедливость и суд — причина радости. Так может быть только в одном случае — если грех был истреблён, а это было сделано Христом, и потому радость — это совершенно естественное состояние искупленного Спасителем человечества. Да, у нас остаётся тяготение ко греху, у нас есть и сами грехи, но подтверждённая делами вера во Христа освобождает нас от них, и любой, кто осознаёт и чувствует это, не может не ликовать и не славить Бога.
Псалом 66. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 66. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 66. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. На струнных орудиях. Псалом. Песнь.
2 Боже! будь милостив к нам и благослови нас, освети нас лицем Твоим,
3 дабы познали на земле путь Твой, во всех народах спасение Твое.
4 Да восхвалят Тебя народы, Боже; да восхвалят Тебя народы все.
5 Да веселятся и радуются племена, ибо Ты судишь народы праведно и управляешь на земле племенами.
6 Да восхвалят Тебя народы, Боже, да восхвалят Тебя народы все.
7 Земля дала плод свой; да благословит нас Бог, Бог наш.
8 Да благословит нас Бог, и да убоятся Его все пределы земли.
Большие и маленькие. Ольга Кутанина

Там, где нас любят и с тем, кто нас любит, мы как будто становимся больше, значимей. А вот среди незнакомых людей, бывает, чувствуем себя неловко, внутренне сжимаемся. Как маленькие.
Сделать это открытие помог мой ребёнок. Однажды я собирала детей на улицу. Помогала одеваться, обсуждала с ними, куда пойдём и чем займёмся на прогулке. И вдруг трехлетний сын серьёзно так говорит: «Мама, дома я большой, а на улице маленький».
— Почему же ты дома большой? — удивилась я.
— Потому что меня тут любят.
Вот это новость! Как точно! Дома его любят, дома он бесконечно дорог и знает об этом. Здесь он единственный и неповторимый, второго такого ребёнка нет и не может быть! Дома безопасно и уютно, потому он большой.
Но стоит малышу выйти на улицу, как он видит огромный мир. Много людей, много домов, много машин. Никто им особо не интересуется. И ребёнок сразу ощущает себя маленьким, незащищённым.
Я взрослый человек. Но и для меня так же: дома, среди близких и родных, я как-то больше. На работе, говорят, незаменимых людей нет. А для близких, в семье, каждый незаменим.
Так же и в общении с Небесным Отцом, когда понимаю, как Он любит меня, как дорожит своим творением, когда осознаю, что каждый человек, и я в том числе, совершенно уникален. И за каждого Господь пострадал на кресте.
Короткий диалог с сыном взбодрил меня. Напомнил о Христе. Я шла по улице, вела за руки детей, смотрела по сторонам и пыталась понять, где я большая, а где маленькая.
Вот что пришло мне на ум. Когда Бог для нас — некто далёкий, мы маленькие в этом мире. Беспомощные и уязвимые. Если же любим Бога всей душой, то становимся больше, сильнее и увереннее. Ведь с нами рядом сам Творец вселенной и мы Ему не чужие!
Автор: Ольга Кутанина
Все выпуски программы Частное мнение