Где только ни строили монастыри в разное время. На вершинах гор, в ущельях, на равнинах. И в пещерах. Именно о пещерном монастыре пойдет сегодня речь.
Воскресенский Белогорский монастырь - одна из святынь Воронежской епархии - расположился в 4 километрах от села Белогорье Подгоренского района. Село получило свое название от окружающих его стометровых меловых гор. Именно здесь в 1796 году был основан монастырь. Его первая настоятельница, Мария Шерстюкова, родилась в 1740 году в семье казака в уездном городе Бирюче Воронежской губернии. В соседней слободе Белогорье девушка провела юность и вышла замуж за войскового жителя Самуила Шерстюкова, у них родились дети. Самуил был человеком весьма нетрезвой жизни. Овдовев после 20 лет брака, Мария предалась порокам и расточила все имущество. Дети ее с малых лет были в услужении у разных людей. Оставаясь без средств и не в силах нигде прижиться, Шерстюкова стала добывать пропитание шарлатанством и ворожбою. Чем еще больше оттолкнула от себя жителей слободы. Так она жила до 1795 года. Тогда Мария устроила детей у родственников и пешком отправилась в Киево-Печерскую лавру, чтобы принести искреннее покаяние Богу. В Киеве она провела около года: питалась подаянием и ежедневно для молитвы посещала лавру и другие монастыри. Исповедовалась у лаврского иеромонаха, чье имя неизвестно. Именно этот иеромонах благословил Марию вернуться в Белогорье для повторения подвигов пещерокопателей.
Отшельница уединилась на высокой скале на правом берегу Дона и начала рыть. Ей на тот момент шел пятьдесят шестой год. Однако жители Белогорья не поверили перерождению Марии и вскоре местные власти арестовали копательницу. Ей велели бросить работы и отпустили. Но Мария вернулась в пещеры. Стали приходить местные жители: кто посмотреть, а кто и помолиться и помочь. Тогда восстало священство. Недавнее увлечение колдовством и порочная жизнь подрывали доверие к подвигу Шерстюковой. Тем более что ее духовником был не приходской священник, а неизвестный Киевский старец. Было решено вынести все иконы и кресты из пещеры, а вход заложить.
Преследования прекратились, когда по приказу императора Александра Первого провели расследование дела белогорской подвижницы. Благие намерения Марии подтвердились, и работникам в помощь выделили деньги из казны. В знак благодарности, пещерный храм был посвящен благоверному князю Александру Невскому – небесному покровителю императора. Случилось это в 1819 году.
В последние годы жизни Мария не могла копать - она только учила, как правильно вести работы. В середине 19 века здесь трудились уже 25 человек. Пещеры росли, поток паломников увеличивался. Появились огород, пчельник и несколько хозяйственных и жилых деревянных построек над землей. В 1865 году встал вопрос о придании белогорским пещерам официального статуса монастыря. И вскоре поселение, основанное Марией Шерстюковой, было приписано как скит к Успенскому Дивногорскому мужскому монастырю. А в 1882 году был учрежден самостоятельный Белогорский мужской монастырь. На территории действовали наземные храмы - Вознесенский и Воскресенский, а также пещерный - Александра Невского.
Расцвет обители, увы, не был долгим. В начале 20 века пещеры взорвали, храмы уничтожили, а монахов сослали. Мощи настоятельницы Марии бесследно исчезли. На месте обители организовали зернохранилище.
В 2003 году усилиями местных жителей монастырь начал возрождаться. И уже через год состоялась первая Божественная литургия. В 2005 году в пещерный храм была передана частица мощей святого благоверного князя Александра Невского. Кроме того, в обители есть ковчежец с мощами великомученика Пантелеимона, праведного воина Феодора Ушакова, святителей Тихона Задонского и Димитрия Ростовского, Оптинских старцев: Амвросия, Нектария и Анатолия Младшего, а также многих других.
В настоящее время богослужения в пещерном Александро-Невском храме совершаются с апреля по октябрь по пятницам, выходным и праздничным дням. А с октября по апрель - на подворье монастыря в Троицком храме села Белогорье. Здесь же вам подскажут самую близкую дорогу к обители.
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (15.12.2025)
Второе послание к Тимофею святого апостола Павла
2 Тим., 294 зач., II, 20-26

Комментирует священник Антоний Борисов.
История неоднократно демонстрировала, как самые светлые, возвышенные вещи могут, к сожалению, быть использованы для самых дурных, меркантильных целей. Таким инструментом служило и Священное Писание — Слово Божие, которое, будучи неверно истолковано, позволяло оправдывать различные преступления. Сегодня во время утреннего богослужения читается отрывок из 2-й главы 2-го послания апостола Павла к Тимофею, которое как раз использовалось для упомянутых, не слишком добрых задач. Давайте послушаем этот текст.
Глава 2.
20 А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почетном, а другие в низком употреблении.
21 Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело.
22 Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца.
23 От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры;
24 рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым,
25 с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины,
26 чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю.
Прозвучавший отрывок некоторыми христианскими исповеданиями, тяготеющими к радикализму, понимается превратным образом. А именно — образ дорогих и дешёвых сосудов, использованный апостолом Павлом, с точки зрения этих людей, доказывает, что Господь якобы изначально одних людей предопределил ко спасению, а других к погибели. Таким образом, золотые и серебряные сосуды — праведники, которые таковыми стали фактически по принуждению Бога. А деревянные и глиняные сосуды, соответственно, — грешники, ставшие, в общем-то, невольной жертвой того же предопределения. Им уготована изначально самая печальная участь — и в земной жизни мучиться, и после смерти пребывать в адских мучениях. Почему? Потому что так якобы распорядился Бог.
Такая точка зрения не соответствует ни духу Священного Писания, ни христианской нравственности. Однако человек, как известно, стремится верить не в то, что истинно, а в то, что удобно. Например, английским колонистам в 17-м веке превратное толкование рассуждений апостола Павла позволило оправдать геноцид коренного населения Америки. Колонисты себя считали драгоценными сосудами Божиими, предопределёнными ко спасению, а индейцев — глиняными и деревянными горшками — которые не жалко и разбить. Толку-то от них?..
Но давайте посмотрим всё же на то, что на самом деле имеет в виду апостол Павел, когда рассуждает о двух типах сосудов. Он, с одной стороны, соглашается, что мы все рождаемся не в вакууме, стартовые позиции у нас действительно разные. Но это не означает, что существует не зависящая от человека предопределённость. Вовсе нет. Мы можем или улучшить то, чем обладаем, что нам дано. Или, наоборот, всё растерять, испортить, погубить. В этом и заключается свобода, дарованная нам Богом.
Апостол Павел прямо пишет, что сосуд драгоценный при неправильном использовании может превратиться в ёмкость, куда будут сливаться нечистоты. Сосуд же простой, наоборот, может чудесно переродиться, став вместилищем для самых ценных жидкостей. И апостол иллюстрирует свои размышления примером своего адресата — лица, которому изначально был направлен услышанный нами текст. Речь об апостоле Тимофее, еврее-полукровке, воспитанном бабушкой, т.к. он рос без отца. Для древних иудеев Тимофей был бастардом, то есть выродком. Для язычников — просто неудачником. Но апостол Павел в этом юноше, которого все считали (если использовать образ из послания) чуть ли не ночным горшком, разглядел чистое сердце, наполненное золотым светом любви к Богу и людям.
И Павел сделал всё, чтобы свет благодати внутри Тимофея разгорелся, и сам Тимофей стал драгоценным сосудом — примером для других христиан, их опорой и утешением. Что, в конечном счёте, и произошло. Но почему? Не потому, что так был изначально предопределено, а потому что и Павел, и Тимофей, каждый по-своему, усердно потрудились — стремились творить добро и уклоняться от тьмы пороков. И получается, что все мы (при всех имеющихся различиях) способны к удивительному преображению, которому Господь всячески способствует. Потому будем просить у Бога мудрости и сил. А в отношении других людей не станем спешить с выводами, определяя, из чего они сделаны — из золота или из глины. Чтобы не совершить досадных ошибок, способных лишить нас света благодати и превратить в никому не нужные черепки.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 127. Богослужебные чтения
Наверное, у каждого человека иногда возникает «картина счастья». Давайте послушаем 127-й псалом, который сегодня читается в храмах за богослужением, и поразмышляем о том, что есть счастье, и об его истоках.
Псалом 127.
Песнь восхождения.
1 Блажен всякий боящийся Господа, ходящий путями Его!
2 Ты будешь есть от трудов рук твоих: блажен ты, и благо тебе!
3 Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоём; сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей:
4 так благословится человек, боящийся Господа!
5 Благословит тебя Господь с Сиона, и увидишь благоденствие Иерусалима во все дни жизни твоей;
6 увидишь сыновей у сыновей твоих. Мир на Израиля!
Прозвучавший псалом — как маленькая икона счастья: дом, многодетная счастливая семья, виноградная лоза, оливковые ветви, общий стол, благоденствующий город. Но эта «идиллия» написана очень трезво: она вырастает не из удачи и не из «правильного тайм-менеджмента», а из одного корня — «страха Господня».
Псалом как бы обрамляется идеей «страха Божия» — и в начале, и ближе к середине речь идёт о благословении «боящегося Господа». Этот страх — не паника перед «карателем-Богом», а трепет перед Его величием и добротой. Любовь не отменяет такой страх, а преображает его: рабский ужас исчезает, остаётся дерзновение сына, который боится не наказания, а разрыва общения.
Мы сегодня из разных источников слышим о том, что страх — это плохо, страх — это «негативная эмоция», которую необходимо тщательно «проработать» у своего психотерапевта. Но едва ли мы скажем, что страх оступиться на краю обрыва — тоже «разрушительная сила» в человеке, и его надо мужественно преодолеть! Страх страху — рознь; и одно дело, когда страх становится «внутренним демоном» личности, подчиняя ему всю жизнь и отравляя её, — и совершенно другое дело, когда глубинное, трепетное переживание близости Бога, Его Любви и Правды оказывает выстраивающее — так и хочется сказать — «конституирующее» — действие на всего человека.
Современный мыслитель Бён Чхоль Хан говорит о том, что подлинная любовь живёт не «позитивными чувствами», а именно «негативностью отсутствия», ожиданием, обращённостью к тому, «чего ещё нет», и благодаря этому противостоит превращению другого в лишённый всякой тайны «товар». Страх Божий — как раз и есть признание радикальной инаковости Бога и готовность идти за Ним, Его непредсказуемым и неуправляемым путём, а не за своим комфортом.
Вот эта открытость навстречу Богу — с пониманием несоразмерности своего и Божественного масштабов — и есть, по мысли псалмопевца, главное условие, даже — гарант! — возможности всей картины счастья, так красочно и описанной в сегодняшнем псалме!
Псалом 127. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 127. (Церковно-славянский перевод)











