Бывает, встречаются люди, которые никогда прямо не отвечают на вопросы. Спросишь их, там, что-нибудь «Поможешь мне картошку выкопать?», а они: «Посмотрим (по погоде, по настроению, ещё по чему-нибудь)». Или: «Выручай! Отвезти завтра родственника в аэропорт?» – «Посмотрим, ладно? Завтра видно будет». И всё в таком духе. Ничего определённого.
Конечно, хоть раз мы все изредка прибегали к подобным ответам-обманкам. Но когда человек привыкает так отвечать всегда, другим бывает с ним очень тяжело общаться. Ведь его «Посмотрим» – это пустой звук. Мы можем ждать, надеяться, напоминать такому человеку, чтобы он всё-таки «посмотрел», но в любой момент можем услышать: «А я ничего не обещал». И он действительно ничего не обещал. Но и не сказал «Нет». И это «Посмотрим» очень часто расшатывает отношения между людьми. Ведь сначала коммуникация становится сложной, потом – осторожной, а, через какое-то время (и обычно это происходит очень быстро), с человеком просто не хочется общаться. Не хочется из-за его «без-ответственности».
В медицине состояние человеческой души, когда не хочешь принимать на себя ответственность, называется инфантильностью. А в православии – это звучит как «утрата духовной очевидности». Потому что нежелание ни за что отвечать просто противоречит всем законам церкви, которая, по сути, всю нашу жизнь и ведёт нас только к ответам.
Мне очень нравится на эту тему читать второй том старца Паисия Святогорца: то место, где батюшка говорит о человеческих крыльях. О том, что одно наше крыло – это воля Божия, а другое – воля человеческая. И, если мы думаем летать (то есть жить по-Божьи), то нам необходимо работать обоими крыльями. «Если, – говорит отец Паисий, – воля у человека неразвита, то он хочет взлететь, а вместо этого летит кувырком». И именно кувырки и напоминает со стороны желание избежать ответов на заданные вопросы – ответов за слова. Но, в конце-то концов, отвечать всё равно придётся. Не в этой жизни, так в следующей. И поэтому, с любой стороны, здесь нам даже «выгоднее» летать на двух крыльях, чем кувыркаться на одном и повторять неопределённое «Посмотрим». Слово, в сути которого и смотреть-то, в общем, бывает не на что.
30 октября. Об отношении к тем, кто не против Христа

В 9-й главе Евангелия от Луки есть слова апостола Иоанна, обращённые ко Христу: «Наставник! мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и запретили ему, потому что он не ходит с нами. Иисус сказал ему: не запрещайте, ибо кто не против вас, тот за вас».
Об отношении к тем, кто не против Христа — священник Родион Петриков.
Часто мы, подобно апостолам, склонны к созданию круга своих людей. «Вот этот — наш, это правильный, а все, кто за пределами этой группы, вызывают у нас подозрения». И апостол возмущается, что этот человек не из нашего круга, он не прошёл школу ученичества, и он, возможно, делает что-то не так. И прямо докладывает это своему Учителю Христу Спасителю.
Однако Христос видит главное: этот человек действует именем Его, именем Христа Божия. И он, этот человек, творит доброе дело, изгоняет духов тьмы. Слова «кто не против вас, тот за вас» — это призыв к широте сердца и к духовной рассудительности, что, возможно, мы часто слишком сужаем границы и выставляем жёсткие препятствия в общении с нами.
Господь не призывает нас к безразличию в вопросах веры. Однако напоминает нам, что благодать Божия может действовать не в тех кругах и не в тех границах, которые мы сами выставили в окружающем мире, а там, где мы сами того не ожидаем.
И вместо того чтобы запрещать и осуждать тех, кто творит добро не по нашим лекалам и не нашим способом, стоит сначала увидеть в них соратников, пусть и не вполне пока понятных. Ведь всякий, кто не против Христа и дел Его любви, тот за Него.
Все выпуски программы Актуальная тема
30 октября. Об истории Иконы Божией Матери «Избавительница»
Сегодня 30 октября. Церковь чтит Икону Божией Матери «Избавительница».
О её истории — игумен Лука (Степанов).
Этот чудесный образ был принесён в конце XIX века в Новоафонский Симоно-Кананитский монастырь на Кавказе со святой горы Афон. Прежде он находился у одного из подвижников святой горы, иеромонаха Феодула. И этот подвижник молился перед этим образом. Впоследствии благоволил к тому, чтобы этот образ был перенесён в наш русский монастырь в горах Кавказа.
В этой обители празднование особое в честь этой иконы было установлено на 17 октября по старому стилю в благодарное воспоминание чудесного спасения Александра III со всем семейством в этот день. Оказалось, что накануне происшедшего железнодорожного происшествия катастрофического царская семья в полном составе заезжала помолиться пред этой иконой в Симоно-Кананитский монастырь и, в частности, этой святой иконе, и усердно молилась перед ней.
Потому вплоть до 1924 года эта икона Матери Божией «Избавительница» пребывала там, и память её свершалась в день чудного избавления царского семейства в этой катастрофе от смерти.
Икона эта напоминает канон образа Божией Матери «Одигитрия», когда свободной рукой Матерь Божия указывает на Божественного Своего Сына, а на левой руке Сам Господь располагается, обращая к Своей Пречистой Матери и благословляющую десницу, и взор Свой.
Все выпуски программы Актуальная тема
30 октября. О важности сохранения исторической памяти

Сегодня 30 октября. День памяти жертв политических репрессий.
О важности сохранения исторической памяти во избежание повторения трагических событий прошлого — Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Как такое могло произойти, когда дети одной страны, соседи, сослуживцы преследовали и убивали друг друга? Каким образом грандиозная идея построить мир свободным и справедливым привела к крови и беззаконию? В то время люди мечтали о мире без эксплуатации, без бедности, без войны. О мире, где наука решит все проблемы и исцелит все болезни. Но мечта для многих обернулась кошмаром.
В чём была ошибка? Не в том ли, что люди стремились построить гуманное и справедливое общество, отвергнув духовные основы человеческой жизни, и поставив нравственность в положение подчинённой идеологии, что и привело к оправданию несправедливости и к жестокости на пути построения светлого будущего?
Опасность отхода общества от нравственных норм ведёт к кризисам. Эту точку зрения разделяют представители всех традиционных религий России, между последователями которых репрессивная машина не делала различий.
И сегодня всем нам следует осознать, что никакого светлого будущего не будет, если вновь, в стремлении к таковому будущему, уже под влиянием новых идеологий, станет разрушаться нравственная и духовная основа человеческого бытия.
Нынешнее поколение не имеет права на повторение исторических ошибок. Ненависть не должна руководить нами в нашем стремлении построить мирную, справедливую и благополучную жизнь. А потому и трагические страницы нашего прошлого не должны быть поводом для разжигания ненависти и усиления напряжённости. А осуждение террора не должно из нравственного акта превращаться в политический ритуал.
Все выпуски программы Актуальная тема







