В начале второго века до Рождества Христова Иудея оказалась под властью государства Селевкидов – обширной империи, образованной греками путем захвата территорий Ближнего Востока и Малой Азии. Центром государства Селевкидов стала Сирия. Тщеславный монарх этого царства, Антиох, взявший себе новое имя Епифан, что значит «знаменитый», прославился маниакальным стремлением насаждать на завоеванных территориях греческую культуру и религию. Евреи, сопротивлявшиеся языческой экспансии, были подвергнуты жестокому преследованию. Захватив Иерусалим, царь Селевкидов ограбил и осквернил иудейский храм, устроив в нем капище Зевса, воплощением которого правитель считал самого себя. Евреям строжайше запрещалось поклонение Единому Богу и вменялось в обязанность приносить жертвы идолам. Те, кто отваживался соблюдать отеческие традиции, подвергались пыткам и казням.
Стены Иерусалима были разрушены до основания. Посреди города греко-сирийцы возвели крепость Акру, что в переводе с греческого означает «высокое, укрепленное место». Двадцать шесть лет Акра была главной точкой базирования захватчиков в Иерусалиме. Цитадель оставалась в руках селевкидов даже после того, как иудеи вернули храм и отстояли власть в городе в ходе восстаний, организованных сыновьями священника Хасмонея. За мужество и решительность их прозвали Маккавеями, от еврейского слова «маккевет», что означает слова «молот», а освободительную борьбу, которую они возглавили – Маккавейскими войнами.
Библейские книги, которые повествуют об этом периоде иудейской истории, так и называются – Книги Маккавеев. Современные ученые не раз ставили перед собой задачу восстановить картину событий, которые описаны на этих страницах Священного писания. Однако, историкам не удавалось придти к единому мнению – где находилась крепость селевкидов. В ноябре 2015 года сотрудник Управления древностей Израиля Дорон Бен-Ами сделал заявление, что возглавляемая им археологическая экспедиция обнаружила руины древней Акры.
Комментарий эксперта:
Во время научных раскопку входа на территорию национального археологического парка, называемого «город Давида», ученые обнаружили остатки мощной стены, искусственной насыпи и основания башни шириной в четыре и длиной в двадцать метров. Здесь же экспедиции Дорона Бен-Ами удалось собрать множество артефактов: десятки монет, которые точно датируются благодаря вычеканенным на них именам царей-селевкидов, бронзовые наконечники стрел и свинцовые пращные пули – характерные детали оружия селевкидской армии, и около двухсот рукояток амфор, служивших для хранения вина. Печати на рукоятках также дают достаточно точную датировку, которая также соответствует периоду существования Акры.
Еврейский историк первого века Иосиф Флавий в своем труде «Иудейские древности» подтверждает информацию, изложенную в книге Маккавеев: «Лучшие здания города Давида Антиох Епифан предал пламени и, срыв городские стены, укрепил холм, называвшийся Акрою, обнес его высокими стенами и башнями и поместил тут свой гарнизон». В тексте Флавия содержится намёк на месторасположение крепости: она построена на холме, который «господствовал над храмом». Руководствуясь этим указанием, исследователи Иерусалима предполагали местонахождение Акры в самых различных частях города: у основания крепости Антония, около Яффских ворот, рядом с Храмом Гроба Господня или к югу от Храмовой горы. Этим вопросом занимались почти все крупные исследователи Иерусалима, начиная с девятнадцатого века до наших дней. В восьмидесятых годах историк Бецалель Бар-Кохба предложил, что Акра размещалась в месте археологического парка «город Давида». Где, в итоге, ее и обнаружила группа ученых под руководством Дорона Бен-Ами.
Комментарий эксперта:
Новые археологические находки явно указывают на существование в городе Давида хорошо укрепленной цитадели, которая позволяла оккупантам контролировать все подходы к Иерусалимскому храму и отрезала его от южных районов Иудейской столицы. Кроме того, в свете последнего открытия следует внимательнее отнестись к результатам предыдущих раскопок. Так, стена, обнаруженная много лет назад на другой стороне Города Давида, также может оказаться частью Акры. Соединив остатки древних укреплений в единую схему, можно будет попытаться начертить общий план крепости селевкидов в Иерусалиме.
Священное писание повествует, что Маккавеям удалось отстоять власть, но она оставалась ограниченной до тех пор, пока между городом и храмом возвышалась вражеская крепость. Согласно исследованиям современных ученых, эта цитадель была обширной, мощной и богатой. Если теория Дорона Бен-Ами окажется верной и ученым удастся воссоздать размеры древней Акры, то вскоре будет получено наглядное доказательство того, насколько трудной была победа иудеев над агрессивными язычниками – Селевкидами.
«Светлая музыка». Яна Иванилова
У нас в гостях была оперная певица, заслуженная артистка России Яна Иванилова.
Мы говорили с нашей гостьей о музыке, вере, новогодних и рождественских традициях, а также о том, как хорошая музыка может поддерживать людей, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах.
Все выпуски программы Светлый вечер
«Новогодний выпуск»
В этом выпуске ведущие Радио ВЕРА Константин Мацан, Анна Леонтьева, Марина Борисова, а также наш гость — клирик храма Преображения Господня в селе Большие Вязёмы Московской области протоиерей Сергий Конобас — поделились светлыми новогодними историями.
Ведущие: Константин Мацан, Анна Леонтьева, Марина Борисова
Все выпуски программы Светлые истории
Иван Шишкин. «Часовня в лесу»
— Какая богатая коллекция живописи в Псковском музее-заповеднике! Столько известных художников здесь представлено! Вот, например, Андрей, взгляни, картина Ивана Шишкина «Часовня в лесу». Тебе нравится?
— Да, Алла, произведение очень выразительное! Обрывистый песчаный берег реки. Вековые деревья мощными корнями держатся за осыпающуюся почву. Их кроны почти полностью заслонили небо. У самой кромки воды – бревенчатая часовенка с шатровым куполом. Студёная влага струится по камням… Картина дышит покоем!
— Я раньше никогда её не видела!
— Эта работа Шишкина малоизвестна. Хотя имеет интересную историю!
— Ой, а расскажи, пожалуйста!
— С удовольствием! Художник написал «Часовню в лесу» в 1893 году, после путешествия к истокам Волги.
— К истокам Волги – это на нашу с тобой родину, в Тверскую область?
— Именно так, сестрёнка. Иван Иванович отправился на пленер со своим другом, фотографом Евгением Вишняковым. Они доехали из Санкт-Петербурга в Вышний Волочёк на поезде, затем в карете до Осташкова. Там наняли лодку, добрались до Ниловой Пустыни на озере Селигер. А после отправились на телегах в село Волговерховье, где берёт начало великая река.
— Насыщенный маршрут – и по земле, и по воде!
— И преодолеть его оказалось непросто! Друзей преследовал дождь, дороги размыло, на Селигере бушевал шторм. Шишкин был недоволен тем, что мало удавалось работать. По итогам путешествия он написал несколько пейзажей, в том числе и тот, что висит перед нами – «Часовня в лесу».
— А что за место изображено на картине, неизвестно?
— Это село Волговерховье. Часовню там, над истоком Волги, поставили ещё в середине семнадцатого века насельники Волго-Верховского Спасо-Преображенского монастыря. Спустя сто лет эта обитель сгорела и больше не восстанавливалась. Однако, освящённый сруб над истоком реки уцелел, к нему продолжали тянуться паломники.
— Интересно, а сейчас часовня стоит над родником, который питает Волгу?
— Стоит! Конечно, это уже не то здание, что некогда сложили монахи. На протяжении веков сруб не раз разрушался, его отстраивали заново. Так, избушка с шатровой крышей, запечатлённая Шишкиным, сгорела во время Великой Отечественной войны в 1942 году. Но бойцы, прокладывавшие в тех местах узкоколейку, тут же восстановили здание.
— Казалось бы, до того ли им было – в 1942-ом под Тверью шли ожесточённые бои…
— Видимо, в сердцах воинов жила вера в Бога. Здание, построенное солдатами, простояло пятнадцать лет. В 1957 году над истоком реки поставили новый сруб. А в 1995-ом патриарх Алексий Второй освятил его. Там можно помолиться, набрать воды из родника.
— Давай побываем в Волговерховье, Андрюша?
— Мне и самому пришла в голову эта мысль, сестрёнка! Иван Шишкин с такой любовью изобразил на картине «Часовня в лесу» заповедный уголок у истока Волги, что непременно хочется туда отправиться!
Картину Ивана Шишкина «Часовня в лесу», можно увидеть в Псковском государственном объединённом историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике.
Все выпуски программы: Краски России