
Великим благодетелем называли Алека Манукяна армяне всего мира. Уроженец Турции, вынужденный уехать в Америку, спасаясь от Геноцида, армянский иммигрант Манукян никогда не забывал о нуждах своего многострадального народа и был другом огромного количества людей: и тех, кого знал лично, и тех, кого никогда не видел, но кому сумел помочь.
В 1915-ом году, когда турки начали жестоко преследовать армян, Алеку исполнилось 14 лет. Семью Манукянов гонения миновали – отца Алека все уважали. Но оставаться в родной Смирне всё равно было опасно. И в 20-ом году, незадолго до печально известной кровавой резни, Алек отплыл к берегам Америки почти без гроша в кармане и без знания английского языка. Юноша обосновался в городе Бриджпорт, устроился работать на завод и одновременно преподавал в одной из вечерних школ армянский язык. Через четыре года, когда в Америку перебралась вся семья Манукянов, Алек решил, что жить они станут все вместе в Детройте. Молодой человек, способный к технике, поступил работать на местный машиностроительный завод.
В 1929-ом году у Манукяна уже был собственный бизнес. Алек сумел в разгар Великой депрессии открыть фирму по производству запчастей для автомобилей. В это же время он вступил во Всеобщий армянский благотворительный союз. Манукяну, который на удивление легко прижился в новой стране и получал приличные доходы, больно было смотреть на своих соотечественников, которым на чужбине жилось крайне тяжело. Многие армяне-беженцы оказались за чертой бедности. И удачливый бизнесмен, фирма которого со временем разрослась, превратилась в огромное предприятие и приносила до трёх миллиардов долларов в год, одну за другой внедрял в жизнь грандиозные национальные благотворительные программы.
Только занявшись благотворительностью Манукян почувствовал, что его жизнь обрела истинный смысл. «Любой личный успех и благосостояние, если только нация не получает от них свою долю, содержат в себе нечто ядовитое для меня», - говорил он и радовался, как ребёнок, когда узнавал, что его благотворительные начинания приносят пользу людям.
На протяжении долгих лет множество американских госпиталей, университетов, музеев, школ, библиотек получали финансовую помощь от Манукяна. Он построил несколько храмов в Нью-Йорке, Детройте, Иерусалиме. Содержал армянские национальные центры и церкви не только в США, но и в Австралии, Голландии, Аргентине, Уругвае, Израиле, Ливане.
На деньги благотворителя в Америке и в Европе строились культурные и молодёжные центры, дома престарелых. И это только самые крупные благотворительные проекты Манукяна. А скольким частным лицам он оказывал материальную поддержку! Бедные студенты, нуждающиеся армянские писатели и художники – Алек помогал им состояться в профессии.
Он пожертвовал армянам всего мира больше девяноста миллионов долларов. И никогда не забывал о том, что «путёвку в жизнь» ему – иммигранту – дала Америка. В 1966-ом году Алек подарил Детройту свой роскошный особняк. У Манукяна было множество наград, но самой ценной он считал присвоенное ему в Армении звание Почётного армянского героя. В 1996-ом году Алек Манукян скончался. Через несколько лет его прах перевезли в Армению и перезахоронили в городе Эчмиадзине – одном из религиозных центров страны, возле музея, который был выстроен на деньги благотворителя.
Псалом 130. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Читая Библию, складывая слова в предложения, а предложения в тексты, современный человек обычно думает, что всё более-менее понимает. Однако внимательный читатель Священного Писания знает, что сколько бы ни было важно понимание отдельных слов, есть вещь не менее важная и она касается самого библейского мировоззрения, которое для многих, даже читающих библейские тексты, остаётся сегодня загадкой. Очень ёмко и вместе с тем глубоко это мировоззрение раскрывается в 130-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 130.
Песнь восхождения. Давида.
1 Господи! не надмевалось сердце моё и не возносились очи мои, и я не входил в великое и для меня недосягаемое.
2 Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей, как дитяти, отнятого от груди матери? душа моя была во мне, как дитя, отнятое от груди.
3 Да уповает Израиль на Господа отныне и вовек.
Многие из тех, кто начинал читать Евангелие от Матфея, не выдерживали перечисления имён, с которого начинается текст и просто откладывали его в сторону. Кто такие Авраам, Исаак и Иаков, человек европейской культуры может быть ещё и помнит, но кто такие Вооз, Салмон, Озия и другие... понять бывает трудно, даже обратившись к библейской энциклопедии. Но эта сложность на самом деле не самая серьёзная, потому что, как во всякой большой истории, в Ветхом Завете огромное число героев и событий, и их взаимосвязи бывает трудно запомнить. С таким подходом можно посчитать сложным мир любого крупного литературного произведения, в котором будут и архаизмы, и несостыковки, и даже, возможно, разные описания одного и того же события, внешне противоречащие друг другу. Однако на самом деле гораздо сложнее для человека всегда было и остаётся соблюдение библейских заповедей, ведь против них бывает настроен не только сомневающийся разум, против них бунтуют чувства, восстаёт тело. Причём, если в древности люди были религиозны и при всех ошибках язычества знали, что над ними есть высшие силы, от которых в итоге зависит их жизнь, сегодня именно об этом люди практически не вспоминают.
130-й псалом, который мы сегодня услышали, начинается с очень важных слов, в которых Давид выражает своё смирение перед Богом. Обращаясь ко Творцу, он говорит, что его сердце не надмевалось, то есть внутренне в глубине души он не кичился, не был высокомерен, не относился ни к кому свысока. Подобным образом он вёл себя и внешне, его взгляд не бывал высокомерен. Самое же главное, что он был смиренным не только перед людьми, но перед Богом. Он выражает это очень интересно, говоря, что не входил в великое и для него не досягаемое. И дело не в познании огромного по размерам космоса или недосягаемых для него глубин морей, но в тайнах Божьего промысла, которые Давид не берётся исследовать. Он прекрасно знает, что он лишь человек, который не сможет всего постичь, и его настрой радикально отличается от того, какой через сотни лет выразит Максим Горький, написав «человек — это звучит гордо».
Собственно, главное отличие мировоззрения Давида, как человека, живущего в завете с Богом, от мировоззрения современных людей, живущих уверенностью в своих силах, заключается именно в этом — псалмопевец чувствует себя перед Богом, как ребёнок на руках у матери, а современный человек чувствует себя взрослым, сильным и самостоятельным, не нуждающимся в подачках. Давид смиряется, тоскует без Бога и уповает на Него. Причём уповает не только сам, но призывает уповать на Господа весь народ. И в этом уповании можно видеть главную особенность ветхозаветной религии, потому что, начиная с исхода из земли Египетской, в жизни еврейского народа всё время присутствовал Творец, на которого иудеи учились полагаться. Благодаря Ему они перешли по морскому дну, как посуху, если манну небесную в пустыне и пили воду! Современный человек уверен, что сам всего достиг и достигнет ещё большего. На самом же деле без Бога все мы достигаем только одного — смерти, в то время как с Ним — жизни вечной.
Псалом 130. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 130. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 130. На струнах Псалтири
1 Господи! не надмевалось сердце мое и не возносились очи мои, и я не входил в великое и для меня недосягаемое.
2 Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей, как дитяти, отнятого от груди матери? душа моя была во мне, как дитя, отнятое от груди.
3 Да уповает Израиль на Господа отныне и вовек.
4 июля. О милости и милосердии

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных».
О милости и милосердии — священник Николай Конюхов
К сожалению, в нашей падшей природе иногда проще отделаться от Бога и от своих духовных обязанностей просто формальным исполнением жертвоприношения: принести в храм что-нибудь, поставить свечку, написать записку, ну или как-то ещёпроявить своё такое внешнее христианское благочестие.
Но Господь просит от нас быть милостивыми. «Милости хочу, а не жертвы», — так Он взывает к нам. «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерден есть».
И если ты пришёл в храм и прочитал три канона, и даже исповедовался и причастился, но, выйдя из храма, не смог потерпеть и как-то понести обиды своих ближних, если ты сам начал обижаться и в этой обиде наговорил грубости своим близким, то ты как раз не проявил ту самую милость, то самое милосердие, о котором просил тебя Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема