Тетя Галя и дядя Валера прожили вместе лет сорок. Точной цифры я не знаю, но на похоронах тети Гали все говорили так. Дяди Валеры не стало за год до этого.
Я вспоминаю события годичной давности. Дядя Валера умер — и тетя Галя начала угасать. Нет, она по-прежнему работала в НИИ урологии, ходила на концерты в консерваторию, на выходные к ней приезжали внуки, но она как будто не видела в этом былого смысла. Это перестало ее вдохновлять. Однажды мне показалась, что она даже стала ниже ростом.
Так началась болезнь. Гале сделали обследование. О результатах врачи сообщили сначала Галиной дочке. Несколько дней она не решалась заговорить об этом с Галей. Слово «рак» звучит как трагедия, когда касается стороннего человека. Когда касается родного, звучит как приговор.
Но как? Откуда? Да еще и с метастазами... Почему болезнь не объявилась раньше — год назад, два? Почему не могла она случиться, когда был жив дядя Валера, когда было бы легче бороться?
Но болезнь не могла проявиться тогда. И не должна была. Тогда болезнь была тете Гале не нужна. А сейчас...
Все, кто узнавал, что Галя умерла, разными словами говорили одно и то же: «Она очень хотела к Валере...» Неверующим друзьям эта мысль казалась утешительной. Для верующих родственников это была прямая констатация реальности: тетя Галя и дядя Валера скоро встретятся. Кто-то из семейных остряков даже заметил: «Валера и в этом вопросе проявил себя любящим мужем: отправился туда первым, чтобы всё разузнать, устроить, подготовить к приезду супруги и ждать ее в светлой убранной горнице...»
«Браки свершаются на небесах». На поминках тети Гали эта фраза не выходила у меня из головы. Я вдруг понял, что это — не только о том, как Бог сводит людей. Тут есть и другая расшифровка. Брак свершается на небесах — то есть там он оказывается свершенным, там возникает финальная точка. Завершился некий долгий путь, по которому два человека много-много лет шли. Теперь брак окончательно совершен. И тут уже сам русский язык нам подсказывает — брак становится совершенным. Брак на небесах — совершенен, идеален. А на земле такое совершенство было недостижимо. Потому что в земной жизни, как ни крути, где-то на горизонте маячил предел, конец, разлука и слезы у гроба: «Зачем ты меня оставил...». А на небесах вечность, там нет предела. И отныне тетю Галю и дядю Валеру уже ничто не разлучит. И после встречи там друг друга они не оставят уже никогда. Именно этого они так хотели.
Это и вправду совершенство. И дорогу к нему открыла... смерть. Почему-то эта мысль не показалась мне трагичной.
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (06.05.2024)
Деяния святых апостолов
Деян., 2 зач., I, 12-17, 21-26.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Что необходимо делать в тех случаях, когда обстоятельства жизни складываются не так, как бы нам хотелось? С каким прошением обращаться к Богу? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 1-й главы книги Деяний святых апостолов, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 1.
12 Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути.
13 И, придя, взошли в горницу, где и пребывали, Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот, и Иуда, брат Иакова.
14 Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его.
15 И в те дни Петр, став посреди учеников, сказал
16 (было же собрание человек около ста двадцати): мужи братия! Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса;
17 он был сопричислен к нам и получил жребий служения сего;
21 Итак надобно, чтобы один из тех, которые находились с нами во всё время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус,
22 начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его.
23 И поставили двоих: Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия;
24 и помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал
25 принять жребий сего служения и Апостольства, от которого отпал Иуда, чтобы идти в свое место.
26 И бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати Апостолам.
Отрывок, который только что прозвучал, рассказывает о том, как был выбран новый апостол вместо Иуды-предателя. Апостол Лука, автор книги Деяний, упоминает о том, что претенденты должны были соответствовать двум критериям: быть среди учеников Спасителя со времени Его крещения у Иоанна, а также являться свидетелями воскресения Христова. После того как претенденты были определены, апостолы, помолившись Богу, бросили жребий. Когда жребий указал на Матфия, он стал считаться одним из двенадцати ближайших учеников Спасителя.
Можно предположить, что жеребьёвка проводилась примерно таким же способом, каким иудейские священники определяли должности и обязанности в Иерусалимском Храме. Имена кандидатов записывались на камнях. Эти камни опускали в сосуд с узким горлышком. Затем его встряхивали до тех пор, пока не вылетал один из камней. Тот, чьё имя было на камне, и занимал вакантную должность. Как нам известно, результаты любого голосования можно оспорить. Однако книга Деяний не даёт даже намёка на какие-либо дискуссии. Никто не оспаривает результатов жеребьёвки. Присутствующие принимают их без сопротивления, мирно. Всё это свидетельство того единодушия, которое царит между присутствующими.
Это же состояние общего согласия апостол Лука прямо отмечает в начале отрывка из сегодняшнего чтения книги Деяний. По его словам, последователи Спасителя «единодушно пребывали в молитве и молении». Особенно интересно в этом контексте упоминание о сводных братьях Христа. Как известно из Евангельских повествований, какое-то время они были противниками деятельности Иисуса. Как пишет об этом апостол Марк, «ближние Его пошли взять Его, ибо говорили, что Он вышел из себя». И теперь они здесь. Вместе со всеми. Так же, как и другие, они приняли тот путь, которым шёл их Брат. Более того, примкнули к Его последователям.
Какие важные свидетельства мирного состояния души! Ведь неприязнь, раздражение и недовольство — наши вечные спутники. Если внимательно понаблюдать за собой на протяжении дня, то станет очевидно, что мы исполнены если не злобой, то претензиями к людям и обстоятельствам. Нам сложно принимать без критической оценки то, как обстоят дела вокруг нас. Мы не переносим, когда что-то идёт не по-нашему. Нередко наши претензии справедливы и обоснованы. Однако от этого не легче. Ведь мы в состоянии постоянного протеста и борьбы с жизнью. Нам тяжело в окружении других людей. Именно поэтому мы так часто не чувствуем Бога.
Потому не будем забывать о том великом даре, который оставил нам Господь ценой Своих страданий, смерти и воскресения. Как Сам Он говорит: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам». Всё, что от нас требуется — принять этот дар. Приучать себя к тому, чтобы не сопротивляться происходящему. Принимать течение жизни с доверием Творцу. Если что-то идёт не по-нашему, сосредоточить всё своё внимание на исполнении Евангельских заповедей. Лишь сердцу такого человека в итоге открывается Господь, Сам устраивает его жизнь и наполняет её пасхальной радостью.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов