Иордания - страна, которую стоит посетить каждому православному христианину. В Иордании прекрасно сохранились многие ветхозаветные и древнехристианские памятники. К сожалению, наши соотечественники ассоциируют Иорданию часто исключительно с таинственным городом Петра, высеченным прямо в скале. А ведь именно в Иордании, например, находится место, где Господь Иисус Христос принял крещение от рук пророка Иоанна Предтечи.
Иордания удивляет и многим иным. Например, здесь в течение веков уживаются люди разных вер и культур. В настоящее время население Иордании составляет около шести миллионов человек. Большинство из них исповедует ислам. Христиан же в Иордании около 400 тысяч человек - две трети из них православные христиане. Иорданские православные бережно хранят свои традиции. Что, бывает, совсем не просто.
Например, в Иордании только Рождество из всех православных праздников является выходным днем, а Пасха - нет. Всё потому, что в исламском мире выходным днем считается пятница, к ней в Иордании присоединяется суббота. Теперь о самобытных традициях иорданского православия. Среди местных арабов-христиан считается уместным и даже необходимым надевать на службы в воскресенье поверх одежды большие кресты. Естественно, что в мусульманской стране для христиан такой крест – это возможность молчаливой проповеди и возможность засвидетельствовать свою веру. На службе почти каждый третий надевает крест поверх одежды, причем крест такого размера, который вполне подошел бы для священника. В остальные дни некоторые православные иорданцы также носят большие кресты навыпуск.
Почти у всех иорданских православных на запястьях, на шее и на других видных местах очень часто вытатуирован крест или другие христианские символы - якорь, рыба или монограмма имени Иисус Христос. Это также является формой молчаливой проповеди христианства в исламской среде.
Татуировка в виде креста - довольно распространенное явление среди христиан на Ближнем востоке и в Египте. Татуировка заменяет собой нательный крест. Это, если хотите, некое подобие страховки, чтобы никто не мог крест с шеи сорвать и его осквернить. Если татуировки в виде крестов выделяют местных христиан, то в остальном они почти никак внешне не отличаются от окружающих. Например, христиане мужчины носят на головах арафатки, особые платки, часто красные, арабские, и почти никогда черные, палестинские. Снимаются арафатки только в храме на богослужении.
Кстати о богослужении. Раньше оно в иорданских храмах совершалось только на греческом языке, сегодня все чаще местные священники служат на арабском. И напоследок еще об одной местной традиции. Когда службы заканчиваются, в православных храмах в Иордании включают компакт-диски с богослужебными песнопениями, которые играют все время, пока открыт храм. Это создает, с точки зрения иорданцев, настрой на молитву и особую атмосферу.
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.
3 мая. О наследии Святителя Николая Сербского
Сегодня 3 мая. Память Святителя Николая Сербского.
О его наследии, — протоиерей Игорь Филяновский.