Современный человек крепко усвоил себе три главных постулата так называемой сильной независимой личности: не верь, не бойся, не проси. Особенно — не проси. С этим принципом современный человек часто готов прийти и в Церковь.
И вроде бы это правильно. Ведь неслучайно православными миссионерами за последние двадцать лет много раз четко и ясно сказано: с Богом невозможно выстроить торгово-рыночные отношения — дескать, Господи, прошу тебя, дай мне трехкомнатную квартиру в Москве, а я за это буду ходить на службы и брошу курить. Такого не бывает. Отношения человека и Бога — в идеале — это отношения отца и сына. А сын повинуется отцу, то есть исполняет заповеди, из любви, а не ради выгоды. Опять же в идеале.
Конечно, любой человек, каким бы сильным и независимым он себя не считал, все равно просит у Бога то того, то другого. Особенно в критических ситуациях. Так уж мы устроены. И конечно, можно просить чего-то достойного: выздоровления, удачного замужества, дождя в засуху и т.д. А можно просить того, чего Господь никогда не даст: славы, власти и т.д. Но меня в данном случае интересует сам факт, что мы Бога вообще о чем-то просим. Ведь сильные личности убеждены, что просить — это для слабаков. А сильные личности среди православных подчеркивают, что в Церковь надо идти не просить, а благодарить.
Но вот Святой Иоанн Кронштадтский, как и многие другие святые, много и настойчиво говорит о том, чтобы как раз просить у Бога — постоянно просить у Бога благ для себя и для окружающих. Что же получается — нас призывают быть слабаками? Думаю, и да, и нет. Быть слабым, а вернее таковым себя считать — это вообще не плохо, потому что это смирение. Любой человек слаб без Бога. Но главное — это то, что святые заповедуют любую, даже самую, казалось бы, простую вещь — и ту просить у Бога. Именно у Бога. То есть, понимать для себя, что без Бога вообще ничего в жизни не бывает. И в этом случае «просить» — это не пытаться набрать себе побольше, это не от жадности. Нет, «просить» в таком случае — это уповать на Бога, опять-таки смиряться и понимать как раз то, что без Бога —никогда ничего не получится, каким бы сильным и независимым ты не был.
Это, конечно же, не означает, что не нужно прикладывать никаких усилий самому. Нет, конечно. Речь о том, что желанное достигается только в соработничестве с Богом — то есть, когда твоя человеческая воля и его Божественная — работают вместе. Поэтому знаменитую формулу сильного и независимого человека можно перефразировать: верь, бойся и проси. И если просить так, как просит сын отца — это не будет признаком слабости. Помните, как в детстве в песочнице: «А мой папа — самый сильный. Мой папа — защитит».
11 июля. Об отношении людей к святым целителям

Сегодня 11 июля. День памяти преподобного Павла, врача из Коринфа, жившего предположительно в девятом веке.
Об отношении людей к святым целителям — священник Стахий Колотвин.
В святцах у нас множество святых, но особенно народной любовью пользуются те святые, которые при жизни занимались врачебным ремеслом.
Увы, как бы мы ни вспоминали о своей душе, о её несовершенстве, о том, что надо о ней заботиться, мы люди телесные, если что-то где-то заболит, заколет, то тогда мы прежде всего, конечно, обратившись к врачу, обращаемся и ко Господу, и просим ходатайства у святых его угодников, особенно которые были связаны с врачебным ремеслом.
Среди них, тем не менее, малоизвестен преподобный Павел, врач коринфский. Хотя, с одной стороны, вроде и Коринф — древний христианский город, куда апостол Павел адресовал своё послание, мы смотрим, что врачебное ремесло тоже должно было привлечь к нему некоторое внимание.
Но вот мы вспоминаем, что и была в его жизни настоящая клевета, когда он, уже оставив врачебное ремесло, удалившись в монастырь, чтобы Богу служить, возможно, даже этим он смог людей раздражить: что же ты не занимаешься нашими болячками, а идёшь что-то молиться, почему ты не лечишь людей? Вот и на фоне этого и был он оклеветан.
На его отношении с Богом и радости престола Божия это никак не сказалось. Поэтому тоже, дорогие друзья, молимся этому замечательному, смиренному святому, он нам поможет и в здоровье души, и тела.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 июля. О духовном слышании

В 13-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Кто имеет уши слышать, да слышит!».
О духовном слышании — священник Родион Петриков.
Эти слова Христа звучат как загадка, ведь физически слышат Его все. Господь говорит о другом: о духовном слухе, о способности услышать за словами голос Бога.
Представьте: два человека стоят в лесу. Один слышит только шум листвы, а другой различает и шум листвы, и пение птиц, и журчание ручья, и шепот ветра. Так и в духовной жизни можно слушать Евангелие годами и при этом оставаться глуховатым к его смыслу.
Почему так? Потому что настоящая глухота — это не отсутствие слуха, а сердечное, внутреннее нежелание слышать. Ведь фарисеи прекрасно слышали слова Христа, однако их сердца были закрыты, а мытари-грешники каялись и шли за своим Спасителем.
Сегодня этот вопрос звучит каждому из нас. А у меня какие уши? Уши, которые слышат только то, что хотят слышать? Или же уши, готовые принять божественную правду?
Христос не случайно повторяет эту фразу в Евангелии семь раз. Это как настройка радиоприемника: нужно найти правильную частоту, чтобы поймать сигнал. Бог говорит всегда. Вопрос только в том, готовы ли мы перестать шуметь в своей душе, чтобы расслышать Его.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 июля. О служении Павла Булацеля

Сегодня 11 июля. В этот день в 1867 году родился русский журналист, публицист и общественный деятель Павел Булацель.
О его служении — протоиерей Артемий Владимиров.
Павел Фёдорович, получив прекрасное юридическое образование, стал в зрелые годы одним из основателей Союза Русского Народа — монархического движения, выступавшего в поддержку государственного строя в начале XX столетия.
В 1905 году, как руководитель Союза Русского Народа, он был принят государем Николаем Александровичем II. Из уст Павла Фёдоровича государь услышал такие слова: «Как дневной свет ненавистен кротам, так самодержавие ненавистно врагам России. Оно их обессиливает и потому раздражает. Они понимают, что доколе будет существовать самодержавие, дотоле Россия не распадётся. Не верьте, государь, тому, кого выдвигают масоны и кто опирается только на инородцев. Обопритесь на русских людей, и врата ада не одолеют русского государя, окружённого своим народом».
Он отошёл от политики после революции и жил тихо в своём имении до тех пор, пока не нашли его чекисты. Томился в тюрьме. Замечательно, что никакой вины предъявить ему было невозможно.
Как русский человек, патриот, православный христианин, Павел Фёдорович был расстрелян в Петрограде 18 февраля 1919 года.
Помолимся об упокоении души раба Божьего Павла, да воздаст ему Господь за служение Отечеству прощением согрешений и Царствием Небесным!
Все выпуски программы Актуальная тема