Притча о блудном сыне, притча о сеятеле, притча о талантах… Евангельские притчи, произнесенные Христом, давно вошли в ткань культуры. Можно ни разу не прочитать Евангелие, но невозможно не знать выражение «закапать талант в землю».
И, наверное, сколько будут изучать Евангелие, столько будут ставить вопрос: почему Христос говорил притчами? Почему прибегал к такому способу общаться с учениками и доносить свое послание? Конечно, на этот вопрос не может быть одного-единственного ответа — как невозможно одной законченной мыслью охватить целостность Евангелия. Традиционно здесь принято упоминать, что образный язык притчи — удобная форма, чтобы сделать сказанное запоминающимся и через метафоры облегчить понимание.
Всё так. Но в очередной раз встретившись с текстом Христовых притч, я неожиданно набрел на еще одну мысль.
В выборе притчи как жанра — принципиальное уважение Бога к человеческой свободе. В отличие, например, от просветителя-энциклопедиста, который пишет трактат. Вот с трактатом — по задумке —спорить бессмысленно. Сам жанр предполагает, что автор готов всем всё о предмете объяснить. Именно всем и именно всё. А читатель — пассивный получатель информации. Его дело — внимать и впитывать. И более того: тот, кто никогда предметом даже не интересовался, должен, прочитав лишь заголовок, устыдиться и увидеть, что автор не взялся бы за тему, не касайся она напрямую всякого смертного.
И совсем иное — жанр притчи. Метафора — всегда приглашение читателя к со-творчеству. Приглашение — не воспринять послание как завершенную формулу, которая самой своей завершенностью отводит читателю место пассивного получателя информации. Приглашение — включиться, вовлечься и лично до-осмыслить услышанное. А на такое приглашение откликнется только тот, кто сам захочет. В случае Христовых притч —захочет идти к Богу.
Притча — самый деликатный способ поделиться своим посланием. Того, кто вовсе далек от желания что-либо воспринимать, притча не потревожит. Бог подчеркнуто ценит нашу свободу.
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы

Сегодня 9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы — священник Родион Петриков.
9 мая, в День Победы, мы особенно поминаем воинов, которые отдали свою единственную жизнь за мир и за своих ближних. С точки зрения православной веры, поминовение усопших — это не только дань памяти, но и духовный долг любви. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эти слова напоминают нам, что жертва воинов во все времена — это реальный пример действенной христианской любви. Святитель Иоанн Златоуст учит так: «Не напрасно установлено поминать усопших, ибо общая у всех надежда воскресения». Еще наша молитва об усопших — это наша священная обязанность, потому что благодаря ей они находят утешение в вечности. Молясь о погибших, мы утверждаем веру в победу жизни над смертью и уповаем на милость Божию к ним. А еще, конечно же, мы молимся о нашем единстве с ними в Господе. Пусть память о героях станет молитвой, а их подвиг вдохновляет нас, еще живущих, на дела мира и добра. Вечная им память!
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. День Победы.
О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне — священник Павел Гумеров.
Сегодня хотелось бы несколько слов сказать о том, как Церковь была вместе с народом, не только в храме, молясь за воинов, но и на поле боя. Известно, что Сергий Страгородский, будущий Патриарх, обратился в первый же день войны, еще до знаменитой речи Сталина, к людям, чтобы они шли к победе вместе с великими нашими покровителями Александром Невским, Дмитрием Донским, Мининым и Пожарским. Церковь собирала огромные средства для того, чтобы помочь тем людям, которые находились на поле боя и тем людям, которые нуждались в помощи. Мы знаем, что на средства Русской Православной Церкви была создана танковая колонна имени Дмитрия Донского, эскадрилья Александра Невского. Мы знаем, что будущий Патриарх Алексей Симанский все 900 дней блокады находился в блокадном Ленинграде и служил в постоянной литургии о победе русского оружия. И сегодня мы с огромной благодарностью молимся за всех погибших воинов, за наших дедов, прадедов, о том, чтобы Господь даровал им Царство Небесное.
Все выпуски программы Актуальная тема