
Главный храм Свято-Троицкого монастыря «Лавра Мамбре» в Гватемале
Фото: pravoslavie.ru
Кто бы мог подумать, что в Гватемале, маленькой стране Центральной Америки, возникнет православная община. И что произойдет это без участия миссионеров и всякого влияния извне.
По сути, центром православия там сейчас является Свято-Троицкий монастырь, который основала и возглавила бывшая католическая монахиня. Матушка Инес (в миру Айау Гарсиа) родилась в очень влиятельной семье. В возрасте 20 лет она приняла постриг в лоне Католической Церкви. Сильное впечатление на нее произвели прочитанные ею беседы преподобного Серафима Саровского с Николаем Мотовиловым и «Лествица» Иоанна Лествичника. Монахиня много путешествовала по свету, училась богословию в Европе и даже побывала на русской пасхальной службе в маленькой часовенке в Брюсселе. Тогда же родилась идея отправиться в Иерусалим и перейти в Православие. Вместе с ней прошла таинство Миропомазания и другая девушка, Мария. Они подружились, стали вместе странствовать по Святой Земле, изучали богослужебные обряды, общались со священниками.
Возвращаясь из Израиля, монахини Инес и Мария посетили православный центр Константинопольского Патриархата в Шамбези, где встретились с митрополитом Швейцарским Дамаскином. Он благословил их на открытие обители, при условии, что монастырь должен войти в юрисдикцию одного из православных патриархатов. Выполнить наказ владыки оказалось не просто. Прошло десять лет, прежде чем в 1995 году общину во главе в монахиней Инес принял под свое покровительство епископ Антиохийской Церкви в Мексике, Венесуэле, Центральной Америке и Карибском бассейне Антоний.
В 2007 году состоялось освящение Свято-Троицкой обители. И сегодня ее белоснежный храм возвышается на берегу озера Ама-тит-лан, на высоте более тысячи метров над уровнем моря. Неподалеку находится один из активных вулканов Центральной Америки – Пакайя. Интересно, что при строительстве «Лавра Мамбре», главного монастырского храма, был избран древнерусский церковный стиль. Только кресты на куполах – византийские. Все остальное русское: и архитектура, и иконы, и росписи. Монастырь живет по русским богослужебным обычаям, насельники носят русские иноческие одежды. Несколько раз в месяц в обитель приезжают волонтеры из США, Норвегии, Японии, и других государств, и всегда среди них есть священнослужитель. Приезжают и батюшки из России. Сегодня основную часть прихода "Лавры Мамбре" составляет коренное население. На службы приходят индейцы в традиционных нарядах. В храме всегда много детей из интерната, которым заведует монастырь. За годы здесь нашли приют тысячи детей из бедных семей. Все воспитываются в православном духе.
Некоторые из них выигрывают стипендию и приезжают в Россию получить высшее образование. Монастырь обеспечивает приют всем необходимым. На землях обители выращивают овощи, фрукты и знаменитую черную фасоль, из которой местные жители готовят более сотни блюд. Разводят кроликов и рыбу.
Свято-Троицкий монастырь находится на склоне горы на берегу озера Ама-тит-лан. В Гватемалу удобнее всего добираться авиарейсом через Мадрид. О посещении обители надо договариваться заранее. Связаться с монахинями можно через их страничку в Фейсбуке (деятельность организации запрещена в Российской Федерации).
6 декабря. О проповеди преподобного Колумбана, игумена Люксейского

Сегодня 6 декабря. День памяти преподобного Колумбана, игумена Люксейского, жившего в седьмом веке.
О его проповеди — священник Стахий Колотвин.
Хотя в наши дни Западная Европа воспринимается как место, где живут католики и протестанты, надо помнить, что еще даже тысячи лет не прошло, как была единая Православная Церковь, которая сталкивалась с теми же самыми вызовами, что и Православная Церковь на Востоке. Потому что где-то жили язычники, где-то жили люди, которые вроде православные и крещёные, но которые в языческих суевериях при этом погрязли. А где-то приходилось терпеть козни от собратьев, где-то приходилось сталкиваться с трудностями от светской власти.
Вот точно так же и преподобный Колумбан, удивительный ирландский святой, который объединил всю Западную Европу. Кельтское православие во главе с преподобным Патриком, просветителем Ирландии, оно оказало влияние не только на этот маленький изумрудный остров в Атлантике, но проповедники из монашеских обителей этого региона отправились и дальше. Итак, преподобный Колумбан отправился сначала в пределы нынешней Франции и там столкнулся с римским, уже набиравшим обороты, формальным подходом к вере. И поэтому его вытеснили в Швейцарию, где он проповедовал язычникам, но и там он не получил поддержки со стороны светских властей и в результате удалился в более теплые итальянские края и основал там монастырь, который отличался от окружающих, уже склонных к подчинению римскому папе и формализму, итальянских монастырей и поэтому хранил дух православия значительно дольше.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 декабря. Об оправдании живой и деятельной верой
В 3-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Бог верою оправдает язычников».
Об оправдании живой и деятельной верой — священник Николай Дубинин.
Послание апостола Павла к галатам отличается особой эмоциональностью, потому что апостол Павел прожил там много времени с галатами и крестил их. И вот, когда он узнаёт, что некоторые из них оставили благочестие христианское и снова возвращаются в язычество, вот апостол Павел, конечно, с эмоцией, с болью пишет им.
В частности, он говорит, что верою оправдаются язычники. Но очень важно тут понять, что вера на языке апостола Павла — это живое проявление, то есть это действие. Мы сегодня говорим: «Ну, я верю там, что что-то есть». Такие вот есть люди, которые говорят: «Я верю, я в церковь не хожу, но верю, что что-то есть». Вот такая вера не оправдывает. Это не вера, это просто допуск. Ты допускаешь мысль, что что-то есть, и не больше.
Вера настоящая, она живет в действии. Поэтому другой апостол, Иаков, говорит: «Братья, не обманывайтесь. Вера без дел мертва». То есть вот он, критерий. Твоя вера оживает, когда ты действуешь. В нынешнем послании апостол Павел эту мысль проводит. Мы можем оправдаться только, когда верим, и верим действенно.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 декабря. О трудах Николая Пименова

Сегодня 6 декабря. В этот день в 1812 году родился скульптор Николай Пименов.
О его трудах — протоиерей Артемий Владимиров.
Русский скульптор Николай Пименов, получивший лучшие награды художественной академии, сам ставший академиком, профессором, подлинную известность получил за скульптуры нехарактерной тематики: «Юноша, играющий в бабки», «Юноша, играющий в свайку».
Однако, взирая на эти работы, мы видим, насколько художник владеет фактурой. Он действительно воспринял классическое наследие античного времени и, став мастером с большой буквы, мало-помалу достиг подлинных высот в этом сложном виде искусства.
Современники восторгались мастерством Николая Пименова, что привело его по возвращении на родину (а от академии он путешествовал, как это водится в Европе, много работал в Италии), удостоился похвалы от Александра Иванова, знаменитого создателя картины «Явление Христа народу». Уже в Петербурге трудился над скульптурными композициями «Воскресение Христово» и «Преображение Господне». Отлитые из бронзы, эти работы помещены в аттиках малых иконостасов внутри Исаакиевского собора.
Все выпуски программы Актуальная тема











