
Главный храм Свято-Троицкого монастыря «Лавра Мамбре» в Гватемале
Фото: pravoslavie.ru
Кто бы мог подумать, что в Гватемале, маленькой стране Центральной Америки, возникнет православная община. И что произойдет это без участия миссионеров и всякого влияния извне.
По сути, центром православия там сейчас является Свято-Троицкий монастырь, который основала и возглавила бывшая католическая монахиня. Матушка Инес (в миру Айау Гарсиа) родилась в очень влиятельной семье. В возрасте 20 лет она приняла постриг в лоне Католической Церкви. Сильное впечатление на нее произвели прочитанные ею беседы преподобного Серафима Саровского с Николаем Мотовиловым и «Лествица» Иоанна Лествичника. Монахиня много путешествовала по свету, училась богословию в Европе и даже побывала на русской пасхальной службе в маленькой часовенке в Брюсселе. Тогда же родилась идея отправиться в Иерусалим и перейти в Православие. Вместе с ней прошла таинство Миропомазания и другая девушка, Мария. Они подружились, стали вместе странствовать по Святой Земле, изучали богослужебные обряды, общались со священниками.
Возвращаясь из Израиля, монахини Инес и Мария посетили православный центр Константинопольского Патриархата в Шамбези, где встретились с митрополитом Швейцарским Дамаскином. Он благословил их на открытие обители, при условии, что монастырь должен войти в юрисдикцию одного из православных патриархатов. Выполнить наказ владыки оказалось не просто. Прошло десять лет, прежде чем в 1995 году общину во главе в монахиней Инес принял под свое покровительство епископ Антиохийской Церкви в Мексике, Венесуэле, Центральной Америке и Карибском бассейне Антоний.
В 2007 году состоялось освящение Свято-Троицкой обители. И сегодня ее белоснежный храм возвышается на берегу озера Ама-тит-лан, на высоте более тысячи метров над уровнем моря. Неподалеку находится один из активных вулканов Центральной Америки – Пакайя. Интересно, что при строительстве «Лавра Мамбре», главного монастырского храма, был избран древнерусский церковный стиль. Только кресты на куполах – византийские. Все остальное русское: и архитектура, и иконы, и росписи. Монастырь живет по русским богослужебным обычаям, насельники носят русские иноческие одежды. Несколько раз в месяц в обитель приезжают волонтеры из США, Норвегии, Японии, и других государств, и всегда среди них есть священнослужитель. Приезжают и батюшки из России. Сегодня основную часть прихода "Лавры Мамбре" составляет коренное население. На службы приходят индейцы в традиционных нарядах. В храме всегда много детей из интерната, которым заведует монастырь. За годы здесь нашли приют тысячи детей из бедных семей. Все воспитываются в православном духе.
Некоторые из них выигрывают стипендию и приезжают в Россию получить высшее образование. Монастырь обеспечивает приют всем необходимым. На землях обители выращивают овощи, фрукты и знаменитую черную фасоль, из которой местные жители готовят более сотни блюд. Разводят кроликов и рыбу.
Свято-Троицкий монастырь находится на склоне горы на берегу озера Ама-тит-лан. В Гватемалу удобнее всего добираться авиарейсом через Мадрид. О посещении обители надо договариваться заранее. Связаться с монахинями можно через их страничку в Фейсбуке (деятельность организации запрещена в Российской Федерации).
«Музыка и вера». Владимир Соколов, Владислав Судаков, Александр Порожный

Гостями программы «Вечер воскресенья» были участники арт-группы «Ларго» Владимир Соколов, Владислав Судаков, Александр Порожный.
Наши гости рассказали, как музыка и пение помогли им прийти к вере и в Церковь, как духовные песнопения стали важной частью их репертуара и как они ощущают явную поддержку от Бога на их творческом пути.
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья
«Почему смерти нет?» Священник Никита Иванов, Алесандр Яценко, Ольга Цой
В этом выпуске священник Никита Иванов, генеральный директор «Похоронного бюро № 1» Александр Яценко и филолог, кандидат искусствоведения Ольга Цой размышляли о том, как принять, что смерти нет, если она всегда рядом.
Все выпуски программы Клуб частных мнений
Псалом 11. Богослужебные чтения

Как уберечь себя от лживых людей и перестать лукавить самому? Ответ на этот вопрос находим в 11-м псалме пророка и царя Давида, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 11.
1 Начальнику хора. На восьмиструнном. Псалом Давида.
2 Спаси меня, Господи, ибо не стало праведного, ибо нет верных между сынами человеческими.
3 Ложь говорит каждый своему ближнему; уста льстивы, говорят от сердца притворного.
4 Истребит Господь все уста льстивые, язык велеречивый,
5 тех, которые говорят: «языком нашим пересилим, уста наши с нами; кто нам господин»?
6 Ради страдания нищих и воздыхания бедных ныне восстану, говорит Господь, поставлю в безопасности того, кого уловить хотят.
7 Слова Господни — слова чистые, серебро, очищенное от земли в горниле, семь раз переплавленное.
8 Ты, Господи, сохранишь их, соблюдёшь от рода сего вовек.
9 Повсюду ходят нечестивые, когда ничтожные из сынов человеческих возвысились.
Автор прозвучавшего псалма, царь Давид, изображает весьма трагичную ситуацию. Не осталось на земле ни одного праведного человека. Сердце каждого притворно, уста каждого — уста льстивые, и каждый говорит ложь своему ближнему. Эти строки очень напоминают слова, которые Господь произнёс после великого потопа: «помышление сердца человеческого — зло от юности его». Иначе говоря, перед нами не просто сетования псалмопевца о том, что есть на свете злые люди, которые своим коварным языком, притесняют невинных. Нет. Скорее, он говорит о том духовном недуге, которым поражён всякий из нас.
Все мы в силу того, что рождены в этом мире, от самого своего рождения несём в себе семя греха. В частности, это проявляется в том, что каждый сам себе хозяин и преследует собственные цели. На этом пути обман окружающих и самого себя — главный инструмент. Каждый из нас, по словам псалмопевца, так говорит сам себе: «языком нашим пересилим, уста наши с нами; кто нам господин»? Кто-то лжёт сознательно, пренебрегая всеми культурными нормами. А кто-то пытается сохранить лицо, изображая из себя порядочного человека. Но делает это всякий. Поэтому и говорит Давид в другом своём псалме: «Всяк человек ложь». И в другом месте добавляет: «Не надейтесь ни на князей, ни на сынов человеческих, в них нет спасения».
Кому же можно в конечном счёте доверять? Где правда? Давид даёт ответ на этот вопрос. «Слова Господни — слова чистые, серебро, очищенное от земли в горниле, семь раз переплавленное». То есть истина только у Бога. И полное доверие может быть только к Нему. Более того, псалмопевец намекает на то, что только те люди, которые поддерживают живую связь с Творцом, получают возможность избавиться от патологической лживости. Господь врачует их сердце, изгоняет из него дух лукавства и всякой неправды. Как говорит сегодня Давид, «истребит Господь все уста льстивые».
Царь Давид имел не только большой житейский опыт, но как Божий пророк был сведущ и в духовной жизни. Он прекрасно знал, как сложно иногда сохранить честность. В его собственной судьбе тоже были случаи, когда он лгал. Чего стоит его увлечение Вирсавией, мужа которой он послал на смерть, чтобы завладеть женщиной. Поэтому Давид знал, что в некоторые минуты правда перед самим собой бывает мучительно убийственна для нашего больного эгоизма, который во что бы то ни стало желает получить своё. Знал, как сладка и упоительна бывает ложь. Знал, как больно бывает не врать в первую очередь самому себе.
Но вместе с этим Давид прекрасно знал и цену такого самообмана. Какие разрушительные последствия он несёт за собой. И ещё он отчетливо видел, что самому человеку не справиться с теми фантазиями, которые наполняют его сердце и удерживают его в этом королевстве кривых зеркал. Нет у нас никаких собственных сил, чтобы выбраться из этого морока. Он слишком глубоко въелся в нашу природу. А потому здесь мало одних теоретических знаний о Боге. Здесь не поможет никакой моральный кодекс, никакая философия. Единственное, что может помочь, — живой Господь. Его Дух, который наполняет сердце и возвращает нам трезвый взгляд на себя, на свои отношения с людьми и на жизнь в целом. А потому и призывает царь и пророк Давид всякого из нас искать Творца. Лишь вместе с Богом можно шагнуть в тот мир, в котором меркнет всякая наша правда, но ярким светом горит Его вечная Истина.