Фото: PxHere
Праздник Покрова Пресвятой Богородицы был установлен на Руси в середине двенадцатого века, князем Андреем Боголюбским. В восемнадцатом веке Православная Церковь прославила князя в лике святых.
Андрей был сыном Юрия Долгорукого, князя Ростово-Суздальского. В середине двенадцатого века Юрий получил великокняжеский Киевский престол. Он взял с собой и Андрея, но тому не нравился Киев. Город стал разменной монетой в политических интригах разных княжеских родов и киевских бояр. Вскоре и сам великий князь Юрий пал жертвой боярского заговора.
За два года до этого, в тысяча сто пятьдесят пятом, Андрей втайне от отца покинул Киев. Вместе с верными людьми он отправился в родной Ростов. С собой Андрей вёз лишь одно сокровище - чудотворную икону Богородицы, по преданию, писаную евангелистом Лукой. Недалеко от Владимира лошади встали как вкопанные. Решено было остановиться и разбить лагерь. В эту ночь Андрей пережил необыкновенный мистический опыт, к которому потом возвращался всю жизнь. Ему было видение - царица Небесная повелела Андрею остаться в этих землях, построить во Владимире для иконы храм, а на месте нынешнего лагеря поставить княжьи палаты. Андрей исполнил повеление Богородицы.
Он словно стремился оправдать своё имя - Боголюбский, данное когда-то за внимание к молитве. На землях Северо-Восточной Руси князь Андрей строил новое княжество, которое стало бы сильнее и могущественнее Киева При этом Андрей был уверен в том, что дела его благословила Сама Богородица и стремился прославить Царицу Небесную.
Во Владимире возвели грандиозный собор в честь Успения Божией Матери, не уступающий храму Софии Киевской. В самом Боголюбове выстроили церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Церковь над главными, Золотыми воротами Владимирского Кремля освятили в память Положения Ризы Богоматери.
И в победе над Волжской Булгарией князь Андрей видел заслугу Богородицы. Он учредил праздник в честь Покрова Пресвятой Богородицы, как бы вверяя всю Русскую землю защите Царицы Небесной.
Вскоре Андрей взял Киев, но не стал занимать престол Великого князя. Новой политической и духовной столицей Руси стал Владимир. Но политика Андрея по централизации власти была не по душе многим боярам. В тысяча сто семьдесят четвёртом году заговорщики убили князя. Его похоронили в Успенском соборе.
Протоиерей Валентин Свенцицкий писал: «… не все видят Покров Божией Матери, не все его чувствуют. Для этого нужна вера, для этого нужно смотреть не на грязную дорогу, по которой мы идем, а на небо. Нужно уметь подымать свои очи горе, нужно уметь видеть глазами веры сей благодатный дар». Князь Андрей Боголюбский умел смотреть в небо…
26 октября. О почитании святой великомученицы Златы

Сегодня 26 октября. Воспоминание чуда великомученицы Златы в Скопье в 1912 году.
О почитании святой — священник Стахий Колотвин.
Нередко в истории церкви бывает, что посмертные чудеса святых людей — они больше запоминаются, более масштабны, чем чудеса прижизненные. Более того, при жизни и чудес может никаких не быть сверхъестественных. Просто человек в своей жизни приблизился ко Христу, наследовал Царствие Небесное, и, уже оказавшись там, ходатайствует за своих близких, за тех, кто обращается к нему с просьбами, и Господь посылает чудеса уже только после смерти.
Одним из этих случаев является мученический подвиг простой сербской — или, болгары считают, болгарской, македонцы считают, что македонской, — девушки, которую звали Злата. Причём тоже можно встретить, что её звали Хриса. Ну, Хриса — это всего лишь Злата на греческий манер, а греки, как мы помним, тоже соседствовали рядом с этими тремя балканскими славянскими народами.
И вот эта простая девушка, дочка небогатого крестьянина, которая прославилась, по сути, тем, что решила не соглашаться (даже ради богатого, сытого замужества за иноверцем, но ради которого нужно было отречься от Христа) перейти в ислам, и поэтому была страшно умучена, и прославилась она как раз этим мученическим подвигом. А чудес никаких не было.
Но спустя 100 лет, когда начались балканские войны, и в союзе православные маленькие государства, которые бросили вызов могучей Османской империи, освобождали свои родные земли, то уже над столицей нынешней Македонии — Скопье — явилась девушка, которая направила сербские войска, и османские войска в страхе бежали. Родные земли были освобождены, и в храмах снова стала совершаться Божественная литургия, вплоть до наших дней.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 октября. О Христе, объединяющем всех его учеников

В 1-й главе послания апостола Павла к галатам есть слова: «Ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать. Другого же из апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня».
О Христе, объединяющем всех его учеников — священник Николай Дубинин.
Апостол Павел пишет, как он посещает Иерусалим и как он пробыл в гостях у апостола Петра, также видел и апостола Иакова. И это свидетельствует о том, что очень разные люди, которые друг друга не знали, являются единым целым в очах Господа. И они составляют вот это единое пространство, составляют единую Церковь того времени.
И вот это очень важно осознать, что люди, которые находились в разных уголках тогдашнего мира, люди, которые друг друга мало знали, ощущали себя единым целым для служения Христу и Его Царству.
Так и мы сегодня, находясь в Церкви Христовой, несмотря на то, что мало можем знать друг друга, даже в одном приходе, мы все — одно целое. И потому мы не случайно называем друг друга братьями и сестрами.
И дай Бог, чтобы мы это не просто формально осознавали, но и через призму своей души и сердца, относясь друг к другу действительно как братья и сестры во Христе Иисусе.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 октября. О значении Седьмого Вселенского Собора
Сегодня 26 октября. Память святых отцов Седьмого Вселенского Собора 787 года.
О значении собора — игумен Назарий (Рыпин).
Любой собор — это реакция на какие-то новшества в Церкви. И зачастую эти новшества имели разрушительный дух. И в том числе Седьмой Вселенский собор, он также был собран как собор, который противостоял ереси иконоборчества.
И в силу того, что эта ересь имела огромное распространение, укоренённое, конечно же, в некотором смысле в её действии, и ислам также шёл, буквально понимая некоторые места Ветхого Завета, которые он заимствовал в своём учении, древние протестанты, которые стали прообразом новых протестантов, да, тех, кто не почитал святые священные изображения.
И вот как раз святые отцы Седьмого Вселенского собора собрали свой собор для того, чтобы выразить церковное вероучение, предание Церкви по данному вопросу. И Седьмой собор утвердил, что иконопись есть особая форма откровения о божественной реальности, и через богослужение и икону божественное откровение становится достоянием верующих.
И соответственно, через икону, как и через Священное Писание, мы не только узнаём о Боге, мы познаём Бога. И именно в силу того, что Христос воплотился и был человеком, подобным нам во всём, кроме греха, мы имеем возможность Его изображать.
Все выпуски программы Актуальная тема







