Курс рубля заметно упал, и никто толком не знает, что с ним будет дальше. После долгих лет стабильности, к которой мы уже успели привыкнуть, это неприятно — люди вынуждены менять свои планы, кто-то должен отказаться от поездки за границу, кто-то — от давно намечавшейся покупки, а кому-то, увы, придется платить дороже за импортные лекарства. Почему это так с точки зрения политики и экономики, я не берусь говорить. Хочется посмотреть на происходящее с другой стороны — так, как на общественные неприятности люди смотрели раньше, когда они видели во всем происходящем промысел Божий. Промысел ведь никуда не делся — просто в наше время люди думают о нем гораздо меньше. Для чего нам попущено это несмертельное, но неприятное падение достатка? И как нам на него реагировать? Если это звонок, то о чем он — не в экономическом, а духовном смысле — предупреждает?
За прошедшие двадцать лет большинство из нас стали жить лучше. Мы работали и чего-то добились, привыкли к относительному комфорту — и вот происходит что-то, что этот уровень комфорта заметно снижает.
И это что-то абсолютно вне нашей власти — экономисты говорят какую-то заумь, но, судя потому, как сильно они расходятся во мнениях и прогнозах, они и сами не понимают. Оказывается, мы можем утратить наш достаток, довольно быстро и непонятно почему. Жизнь оказывается довольно непредсказуемой штукой.
Можно по-разному на это реагировать — можно искать виноватых, ныть и ругаться. А можно поблагодарить Промысел за то, что нас слегка, осторожно, можно сказать, нежно, тряхнули, чтобы пробудить. Да, жизнь непредсказуема. Человек может получить прекрасный урожай, запланировать новые житницы, и в ту же ночь умереть. Он может собрать себе сокровища на земле — а моль и ржа, или, в нашем случае, падение курса, их истребить, или биржевые спекулянты подкопать и украсть. Мы лишимся всего, что заготовили — да в конце концов, неизбежно лишимся, «в гробу карманов нет», мы ничего не возьмем с собой на тот свет.
А это значит, что мы должны найти цель, смысл и утешение в чем-то другом. Реклама долго и старательно внушала нам, что счастье — в потреблении. В самой последней модели смартфона или модной одежде или еще чем-то, что мы можем себе позволить — хотя бы в кредит. И вот потребление нам придется несколько сократить. И поискать счастья где-то еще.
Где? Что действительно делает людей счастливыми? Психологи в разных странах проводили исследования, чтобы понять это — и пришли к выводу, на что уровень счастья людей их достаток влияет мало. Голод, конечно, влияет — но те, кто имеет пищу и одежду, не несчастнее тех, кто имеет яхты и заводы. Вот что влияет — это отношения. Отношения с другими людьми — семейные люди счастливее одиноких, люди, у которых есть друзья, счастливее тех, у кого их нет. И отношения с Богом — люди, которые регулярно посещают богослужения, счастливее тех, кто не ходит в Церковь.
И Бог мягко подталкивает нас к нашему подлинному счастью — которое мы можем обрести в служении Ему и ближним. В том, чтобы употребить оставшиеся у нас средства не на новый смартфон, а на помощь другим людям, которые оказались в более трудном положении, чем мы. Нам повелено собирать сокровища на небе — а если мы решимся на это, Бог благословит и наши земные труды.
11 июля. Об отношении людей к святым целителям

Сегодня 11 июля. День памяти преподобного Павла, врача из Коринфа, жившего предположительно в девятом веке.
Об отношении людей к святым целителям — священник Стахий Колотвин.
В святцах у нас множество святых, но особенно народной любовью пользуются те святые, которые при жизни занимались врачебным ремеслом.
Увы, как бы мы ни вспоминали о своей душе, о её несовершенстве, о том, что надо о ней заботиться, мы люди телесные, если что-то где-то заболит, заколет, то тогда мы прежде всего, конечно, обратившись к врачу, обращаемся и ко Господу, и просим ходатайства у святых его угодников, особенно которые были связаны с врачебным ремеслом.
Среди них, тем не менее, малоизвестен преподобный Павел, врач коринфский. Хотя, с одной стороны, вроде и Коринф — древний христианский город, куда апостол Павел адресовал своё послание, мы смотрим, что врачебное ремесло тоже должно было привлечь к нему некоторое внимание.
Но вот мы вспоминаем, что и была в его жизни настоящая клевета, когда он, уже оставив врачебное ремесло, удалившись в монастырь, чтобы Богу служить, возможно, даже этим он смог людей раздражить: что же ты не занимаешься нашими болячками, а идёшь что-то молиться, почему ты не лечишь людей? Вот и на фоне этого и был он оклеветан.
На его отношении с Богом и радости престола Божия это никак не сказалось. Поэтому тоже, дорогие друзья, молимся этому замечательному, смиренному святому, он нам поможет и в здоровье души, и тела.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 июля. О духовном слышании

В 13-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Кто имеет уши слышать, да слышит!».
О духовном слышании — священник Родион Петриков.
Эти слова Христа звучат как загадка, ведь физически слышат Его все. Господь говорит о другом: о духовном слухе, о способности услышать за словами голос Бога.
Представьте: два человека стоят в лесу. Один слышит только шум листвы, а другой различает и шум листвы, и пение птиц, и журчание ручья, и шепот ветра. Так и в духовной жизни можно слушать Евангелие годами и при этом оставаться глуховатым к его смыслу.
Почему так? Потому что настоящая глухота — это не отсутствие слуха, а сердечное, внутреннее нежелание слышать. Ведь фарисеи прекрасно слышали слова Христа, однако их сердца были закрыты, а мытари-грешники каялись и шли за своим Спасителем.
Сегодня этот вопрос звучит каждому из нас. А у меня какие уши? Уши, которые слышат только то, что хотят слышать? Или же уши, готовые принять божественную правду?
Христос не случайно повторяет эту фразу в Евангелии семь раз. Это как настройка радиоприемника: нужно найти правильную частоту, чтобы поймать сигнал. Бог говорит всегда. Вопрос только в том, готовы ли мы перестать шуметь в своей душе, чтобы расслышать Его.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 июля. О служении Павла Булацеля

Сегодня 11 июля. В этот день в 1867 году родился русский журналист, публицист и общественный деятель Павел Булацель.
О его служении — протоиерей Артемий Владимиров.
Павел Фёдорович, получив прекрасное юридическое образование, стал в зрелые годы одним из основателей Союза Русского Народа — монархического движения, выступавшего в поддержку государственного строя в начале XX столетия.
В 1905 году, как руководитель Союза Русского Народа, он был принят государем Николаем Александровичем II. Из уст Павла Фёдоровича государь услышал такие слова: «Как дневной свет ненавистен кротам, так самодержавие ненавистно врагам России. Оно их обессиливает и потому раздражает. Они понимают, что доколе будет существовать самодержавие, дотоле Россия не распадётся. Не верьте, государь, тому, кого выдвигают масоны и кто опирается только на инородцев. Обопритесь на русских людей, и врата ада не одолеют русского государя, окружённого своим народом».
Он отошёл от политики после революции и жил тихо в своём имении до тех пор, пока не нашли его чекисты. Томился в тюрьме. Замечательно, что никакой вины предъявить ему было невозможно.
Как русский человек, патриот, православный христианин, Павел Фёдорович был расстрелян в Петрограде 18 февраля 1919 года.
Помолимся об упокоении души раба Божьего Павла, да воздаст ему Господь за служение Отечеству прощением согрешений и Царствием Небесным!
Все выпуски программы Актуальная тема