Апостол Павел вошел в историю как один из самых ярких проповедников христианского вероучения. В течение своей жизни он совершил четыре многолетних путешествия по провинциям Римской империи, в результате чего во многих городах Средиземноморского региона появились христианские общины. Жизнь Павла была чрезвычайно насыщенной – по его воспоминаниям, ежедневно он рассказывал о Христе соплеменникам-евреям и представителям иных народов. Биография апостола выглядит тем более удивительной, что в молодости он не только не был христианином, но являлся ярым гонителем последователей Спасителя. Однако Христос, чудесным образом явившийся Савлу (так в те годы звали Павла) на дороге в Дамаск, сделал из гонителя Савла великого апостола Павла. Павел не только занимался устной проповедью, но и оставил после себя солидное письменное наследие. Из двадцати семи книг, входящих в состав новозаветной части Библии, четырнадцать принадлежат перу Павла. Все они представляют собой послания к христианским общинам тех или иных городов, а также частным лицам, с которым Павел был дружен. Христианской общине города Коринф апостол писал дважды. В первом послании к коринфским христианам, отрывок из которого читается сегодня утром, апостол излагает историю своего внутреннего перерождения.
Братья, 15.1 Напоминаю вам Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, 15.2 которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали. 15.3 Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, 15.4 и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, 15.5 и что явился Кифе, потом двенадцати; 15.6 потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых бо́льшая часть доныне в живых, а некоторые и почили;15.7 потом явился Иакову, также всем апостолам; 15.8 а после всех явился и мне, как некоему извергу. 15.9 Ибо я наименьший из апостолов, и недостоин называться апостолом, потому что гнал церковь Божию. 15.10 Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною. 15.11 Итак, я ли, они ли, мы так проповедуем, и вы так уверовали.
Свое первое послание к коринфским христианам апостол Павел написал вынужденно. Основав общину в этом крупном портовом городе в 52 году, он продолжил свое миссионерское путешествие. Однако вскоре Павел получил из Коринфа неутешительные известия – местные христиане стали массово пренебрегать заповедями и нормами евангельской морали. Апостол не имел возможности вернуться в Коринф, поэтому и направил его христианам послание. В нем он не только предостерегает читателей от легкомысленного отношения к духовной жизни, но и пытается воодушевить тех из них, кто уже омрачил совесть каким-то грехом. Христианская вера для апостола Павла – это возможность в корне изменить свою жизнь и исправить ошибки прошлого. В качестве примера такого внутреннего перерождения он приводит себя самого. Свое состояние в момент чудесной встречи со Христом на дороге в Дамаск Павел называет состоянием изверга. Здесь же он объясняет смысл своего имени – Павел, данного ему вместо прежнего – Савл. Павел с греческого переводится как «меньший» и означает смирение апостола перед прочими учениками Христа. Павел пишет также, что, желая искупить свое прошлое, он более других апостолов потрудился в деле проповеди учения Спасителя. Впрочем, тут же оговаривается, что всеми своими успехами он обязан благодати Божией. Напомнив коринфским христианам о перипетиях своей жизни, апостол Павел призывает их вернуться к добродетельной христианской жизни, к нравственным принципам Евангелия, которое им было проповедано. По мнению Павла, если ему Бог дал возможность в корне преобразить свою жизнь, подобный шанс имеется и у каждого человека. И им необходимо воспользоваться.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема