Немного исповедальности. Однажды я начал замечать за собой страшную раздражительность — буквально на всех: на жену, на коллег, на водителей, на случайных прохожих, которые вообще ничего не сделали, на тех, кто звонит в неподходящий момент, на тех, кто пишет электронные письма и вынуждает меня отвечать… Словом, ужас. Никакие средства от этой раздражительности не помогали. Я бегал на исповедь и каялся, но снова срывался. Это напоминало многолетние попытки бросить курить. Но курить-то я все-таки бросил, а тут — засада.
Наконец, я понял: раз дело в голове, нужно этот ментальный вирус из нее выковыривать. Где и в чем причина? Причину я отыскал глобальную: общество потребления. Я — продукт своей эпохи, честный потребитель. Потребляю товары и услуги. А главный принцип тут — клиент всегда прав. То есть, я всегда прав. Этот навязанный рекламной индустрией девиз так легко, так радостно взять себе на вооружение. Ну правда — кто откажется быть всегда правым? И собственно, ничего плохого в том, что клиент всегда прав, нет. Это просто удобно и выгодно обеим сторонам. Но проблема в другом.
То же самое потребительское отношение я переношу и на людей, с которыми общаюсь. Привычка к тому, что клиент, то есть я, всегда прав — срабатывает и тут. И значит — все вокруг мне должны. Буквально все — жена, коллеги, водители, случайные прохожие, с которыми я даже незнаком, те, кто звонит в неподходящий момент, те, кто пишет электронные письма и вынуждает меня отвечать… Весь мир мне должен — только вот отчего-то недодает. Плохой мир!
Вот тут-то и возникает та самая всепоглощающая раздражительность, с которой я начал. Нет, конечно, у нее есть и сугубо частные, личностные, психологические причины — в конце концов характера никто не отменял. Но если с характером нужно бороться всю жизнь — и борьба эта, чаще всего, неравная, то от законов общества потребления можно отречься прямо здесь и сейчас — волевым решением. Можно просто вспомнить: клиент всегда прав — это так непохоже на то, о чем нам говорит Евангелие. Последние станут первыми, а тот, кто хочет быть среди вас большим, пусть будет всем слугой.
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.
3 мая. О наследии Святителя Николая Сербского
Сегодня 3 мая. Память Святителя Николая Сербского.
О его наследии, — протоиерей Игорь Филяновский.