Цель нашей жизни достигается глубоким и подлинным покаянием, исполнением заповедей Христовых, Святым причастием и сердечной молитвой. Этот путь для всех без исключения людей.
Лукиан Попов. «Защита»

— Наташенька, здравствуй! Аромат твоих пирогов чувствуется даже в подъезде!
— Здравствуйте, Маргарита Константиновна! Проходите, пожалуйста, я вас сейчас угощу.
— Спасибо, дорогая. Наверно, это ты к приезду брата напекла?
— Да, завтра рано утром его жду. Год не виделись! Далеко живёт мой младший братишка.
— Радостная будет встреча! Ты ведь говорила, что вы с детства очень дружны.
— Мы с ним были не разлей вода, хоть он и на пять лет младше. Недавно разглядывала наши детские фотографии, столько забавных историй вспомнила! Однажды брата стали задирать соседские мальчишки постарше. Он — в слёзы. Мне тогда лет двенадцать было. Увидела, подбежала, говорю: не дам брата в обиду! Те вроде бы смеются надо мной, но вижу — присмирели, отступили. Сейчас я всё это с улыбкой вспоминаю, а тогда, помню, сердце у меня колотилось...
— Наташа, твой рассказ напомнил мне об одной картине. Может быть, ты знаешь — она называется «Защита», написал её художник Лукиан Васильевич Попов. Я как раз недавно видела это полотно в петербургском Музее Академии художеств.
— Никогда не слышала о такой картине! Хотелось бы на неё взглянуть.
— Наверняка она должна быть в интернете, давай посмотрим.
— Уже ищу! Вот, Маргарита Константиновна, это как раз сайт музея Академии Художеств. Она?
— Да, это та самая картина. Лукиан Попов написал её в 1902-м году.
— Ой, правда, Маргарита Константиновна — я прямо узнаю себя на этом полотне! Девочка решительно закрывает собой испуганного, заплаканного, худенького мальчугана. Судя по тому, что они с ним буквально одно лицо, это брат и сестра. А напротив них стоят два крепких паренька. По их лицам видно, что её поступок вызывает у них удивление и озадаченность. И, кажется, даже плохо скрываемое уважение!
— А чуть поодаль — вот, посмотри — изображён ещё один мальчик. Он в шапке-ушанке, копает лопатой снег. И, кажется, наблюдает за ситуацией со стороны.
— Он явно младше всех героев на картине. Может быть, ему тоже хотелось бы защитить мальчика, но в силу возраста он просто побоялся? Поэтому и смотрит на девочку одобряюще. Замечательное жанровое полотно! Оно напомнило мне работы передвижников.
— Да, действительно, Лукиан Васильевич Попов был участником Товарищества передвижных художественных выставок, учеником другого знаменитого передвижника, Владимира Маковского. При жизни Попов получил большое признание. А вот после кончины художника о нём, к сожалению, практически забыли. Большинство его работ разошлись по частным коллекциям.
— А почему так случилось?
— Сложно сказать наверняка. Некоторые искусствоведы считают, что в советское время творчество Лукиана Попова отодвинули на задний план из-за того, что живописец был верующим, православным человеком и этого не скрывал. У него есть немало картин на духовные темы.
— Даже в этом полотне, вроде бы на первый взгляд бытовом, ощущается духовная глубина.
— Да, глядя на картину «Защита», вспоминаются слова апостола Павла из его Первого послания к Фессалоникийцам: «вразумляйте бесчинных, поддерживайте слабых...». Девочка на полотне не устроила драку. Она просто дала понять, что готова защитить братишку несмотря на то, что обидчики и старше, и сильнее. И этого хватило, чтобы предотвратить ссору и установить мир. Поступок человека, сильного духом.
— А я бы и не узнала о такой потрясающей картине, если бы не вы, Маргарита Константиновна! Завтра приедет брат — обязательно ему покажу. Вспомним наше детство вместе.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Клод Моне. «Белые кувшинки»

— Маргарита Константиновна, наконец-то вы доехали до моей дачи. Мне так хотелось вам показать дом, мы построили его вместе с мужем Сашей, и сад... Саша, кстати, позже к нам присоединится.
— Наташенька, у вас так благодатно... Дом милый, уютный. Во всём чувствуется твоя рука и тонкий вкус. А что это у вас за ивами? О, у вас здесь прудик! Вот это да!
— Мы весной его выкопали. Вдвоём, своими руками. Правда, он красивый?
— Очень... Да ещё и кувшинки в него поселили.
— А попробуйте угадать, что вдохновило нас на создание этого пруда с кувшинками. Вы как искусствовед, наверное, сразу догадаетесь.
— Какой-то пейзаж, полагаю...
— Картина «Белые кувшинки» Клода Моне. В прошлом году мы с Сашей были в московском музее изобразительных искусств имени Пушкина на Волхонке, точнее в одном из его филиалов — Галерее искусства стран Европы и Америки. И увидели эту работу. Я сфотографировала её на мобильный телефон. Посмотрите! На ней уголок зелёного сада. В нижней части полотна — пруд, в котором цветут кувшинки. А вода прозрачная...
— Я очень люблю эту картину. Она написана в 1899 году, Наташа. Да и вообще творчество французского художника Клода Моне. Одного из основателей импрессионизма — направления в живописи, в котором художники стремились передавать реальность в ощущениях, мимолётных впечатлениях.
— Кстати, экскурсовод в музее упоминала, что название этого течения в искусстве появилось как раз благодаря Клоду Моне. Но я не поняла, почему.
— Случилось это так. В 1874 году в Париже проходила выставка молодых художников. Среди работ была картина Клода Моне — «Впечатление. Восход солнца». Один журналист высмеял картины, назвал их «незаконченными», «похожими на наброски». И, указывая на полотно Моне, сказал иронично: «Вот именно! Это всего лишь впечатление, и ничего больше!» Намекая на то, что картины якобы лишены глубокого смысла.
— Кажется, «впечатление» по-французски — «импрессьон»?
— Верно. И это слово неожиданно оказалось очень точным: художники действительно стремились передавать мимолётное впечатление, игру света, атмосферу момента.
— Получилось, что насмешка критика превратилась в название целого направления — импрессионизм.
— Да, Наташа. Моне писал красоту мира на своих полотнах и создавал вокруг себя. В своём имении Живерни под Парижем он вырастил роскошный сад с деревьями и цветами, которые привозил из разных стран. Он посадил в нём плакучие ивы, бамбук, пышные ирисы. В одном из уголков сада он устроил пруд с японским деревянным мостиком и кувшинками.
— Которые мы и видим на картине.
— Моне постоянно писал разные уголки своего сада. Это была его своеобразная мастерская под открытым небом. Один только пруд с кувшинками он изобразил более двухсот пятидесяти раз. Моне писал его снова и снова — в разное время суток, при разном свете, в разное время года...
— Интересно, что в работе Клода Моне «Белые кувшинки» нет ни горизонта, ни перспективы. Мы словно склоняемся над водой и видим всё, что она отражает.
— Моне тонко работает с цветом. Здесь нет резких контуров — плавные переходы, переливы зелёного и голубого, мягкие розовые и белые блики на кувшинках. А сочетание холодных и тёплых тонов создаёт ощущение гармонии и лёгкости. И эти впечатления вы с супругом перенесли в ваш уютный сад.
— Да, и потихоньку вместе возделываем его.
— И преображаете мир вокруг. Как это делал французский художник-импрессионист Клод Моне. Его работы сейчас находятся в крупнейших музеях мира — в Париже, Нью-Йорке, Лондоне, Токио. И в Москве — в Музее изобразительных искусств имени Пушкина.
— А вот и Саша приехал! Пойдёмте, Маргарита Константиновна, поужинаем все вместе. А вы нам что-нибудь ещё о живописи расскажете. Что-то интересное, вдохновляющее!
Все выпуски программы Свидание с шедевром
«Сосулька»

Фото: Jason Mayer/Unsplash
Вижу свисающую с края крыши полупрозрачную сосульку. В морозные дни она грозно нависает над прохожими, напоминая им, что жизнь хрупка и коротка, требует великой осторожности и рассудительности, в соответствии с русской пословицей: «На Бога надейся, сам же не плошай». А если на улице мороз да солнце, сосулька сверкает, отражая солнечные лучи, словно радуется Божьему миру. В дни оттепели сосулька начинает плакать, то тихо слезя, то разражаясь звонкой капелью. Что печалит её? Человеческие гнев и гордыня. Что радует? Детские улыбки и умягчение людских сердец.
Ведущий программы: Протоиерей Артемий Владимиров
Все выпуски программы Духовные этюды











