Греческий город Коринф имеет долгую и богатую историю. Согласно античному писателю Гомеру, коринфяне входили в состав войска царя Агамемнона и вместе с ним участвовали в осаде города Троя. Коринф был богатым и гордым городом. За что и был разрушен римскими войсками в середине второго века до Рождества Христова. Коринфяне противились вхождению в состав империи, а потому римский военачальник Луций Ахейский, взяв город штурмом, многих его жителей убил или отправил в рабство, а сам Коринф приказал уничтожить. Восстановить город разрешил почти через век император Гай Юлий Цезарь. По его же приказу основу населения Коринфа составили бывшие рабы – вольноотпущенники. Новые жители Коринфа с энтузиазмом взялись за его восстановление и уже к первому веку по Рождестве Христову Коринф вернул себе былую славу и величие. Население города с большой выгодой для себя использовало его географическое положение. Коринф располагался на узком перешейке между Средней Грецией и Пелопоннесом, а потом служил портом сразу для двух морей – Ионического и Эгейского. Коринф в первом веке был очень богатым городом. Вместе с тем, за ним вполне оправданно закрепилась дурная слава места порочного и разгульного. В центре Коринфа находился храм языческой богини Афродиты, жрицы которой по сути являлись девицами легкого поведения. Однако же именно в Коринфе в первом веке зародилась христианская община, которая впоследствии только умножалась и благодаря которой Коринф потерял со временем свою дурную репутацию. Основателем Коринфской Церкви стал апостол Павел. Прибыв в город примерно в 52 году, он полтора года проповедовал Христа местным жителям, а затем направил коринфским христианам послание. Отрывок из первого послания к коринфянам читается сегодня во время утреннего богослужения.
Братья, 4.9 нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков. 4.10 Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии. 4.11 Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, 4.12 и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; 4.13 хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне. 4.14 Не к постыжению вашему пишу сие, но вразумляю вас, как возлюбленных детей моих. 4.15 Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием. 4.16 Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу.
Первоначально апостолу Павлу казалось, что христиане Коринфа, горячо принявшие проповедь об учении Христа, также горячо и усердно будут следовать заповедям Спасителя. К сожалению, апостол ошибался. Стоило ему только покинуть Коринф, как среди местных христиан начались нестроения. Не имея возможности вернуться, Павел направил своим коринфским ученикам послание, в котором довольно жестко осуждает их поведение. Коринфские христиане посчитали, что имеют право не соблюдать строгие правила христианской морали. Некоторые из них вернулись к почитанию Афродиты, а через это и к многочисленным порокам языческой жизни. При этом коринфяне оправдывали себя тем, что Иисус Христос милостив и прощает людям их грехи. Апостол Павел был чрезвычайно возмущен тем, как стали жить христиане Коринфа и как они исказили понимание его проповеди. В своем послании Павел призывает коринфян одуматься и сравнивает их образ жизни со своим. Апостол пишет, что в то время, как он трудится на поприще проповеди, за которую его гонят, бьют, злословят, коринфяне заставили свою совесть молчать и пребывают в неге греховной жизни. Павел пытается достучаться до сердец своих читателей в Коринфе и напоминает им о том, что жизнь христианина непосредственно связана с внутренним трудом над собой, итогом которого является свобода от греха и радость пребывания с Богом. Апостолу Павлу удалось в конце концов вернуть коринфян на путь христианской морали, о чем мы узнаем из его второго послания к коринфским христианам.
«Лень — что это?» Иеромонах Генадий (Войтишко), Александр Молчанов, Наталья Сазонова
В этом выпуске программы «Клуб частных мнений» иеромонах Геннадий (Войтишко), учитель биологии Александр Молчанов и медсестра Наталья Сазонова размышляли о том, что такое лень, почему она так часто присутствует в жизни человека и насколько является грехом.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений
Что такое народная этимология

В детстве, живя летом в деревне я не раз слышала от пожилых людей слово «спинжак». Догадываетесь, о чём идёт речь? Спинжак — одежда, которую надевают НА СПИНУ — так считали деревенские старики. Здесь налицо не просто искажение существительного «пиджак», а проявление народной этимологии: в слове «спинжак» люди видели связь со спиной.
Этимология — раздел науки, изучающий происхождение слов. Однако и в данной области есть «белые пятна»: не всё пока учёные могут объяснить. Вот и в народной среде часто возникает непонимание, откуда взялось то или иное понятие. Поэтому люди по ассоциации придумывают свой вариант. В отличие от научных специалистов, они могут позволить себе творчески подойти к вопросу этимологии. Нередко встречается переделка заимствованного из другого языка слова на другое, похожее по звучанию.
Например, говорят «нервоз» вместо «невроз». Или вместо «поликлиника» употребляют «полуклиника» — дескать, это не полноценная клиника, а нечто облегчённое. За счёт такой переделки и замены происходит как бы вживление непонятного слова — как правило, иностранного — в родной язык. Стремясь найти объяснение незнакомому слову, народ придумывает своё.
Народная этимология стремится объяснить и географические названия или топонимы. Например, существует легенда о происхождении названия реки Ворскла, протекающей в Белгородской области. Однажды Пётр I, глядя в подзорную трубу, уронил в воду линзу. Стекло, или «скло» найти не смогли. С тех пор, по мнению жителей, река и стала называться Ворскла (то есть «вор стекла»). Подобная мифология — это стремление упростить понимание незнакомых слов.
Да, такая «наивная» этимология ненаучна. Однако желание объяснить незнакомые слова и ввести их в живое пространство речи — яркое проявление творчества народа. А если кто-то по-настоящему интересуется происхождением слов — тому всегда поможет этимологический словарь.
Все выпуски программы: Сила слова
Колобок и все-все-все, или Язык русской кухни

Фото: Roman Shalkevic / Unsplash
В сказке про колобка говорится: «на масле пряжён». Что означает данное выражение? Современные дети, да и многие взрослые не знают. И это объяснимо, ведь сказка придумана давно, и с тех пор некоторые слова вышли из обихода. Слово «пряжён» образовано от глагола «пряжити», то есть жарить в большом количестве масла. По сути, колобок — это современный круглый пончик.
Зачастую литературные произведения используют описания блюд, но всегда ли нам понятно, о чём идёт речь? Вот, например, Митрофанушка из комедии Дениса Фонвизина «Недоросль». Что комичного в том, что он съел, по его словам, всего: «Солонины ломтика три, да подовых, не помню, пять, не помню, шесть»?
Театральные зрители того времени находили это очень смешным. Давайте разберёмся, почему. Ломтик, ломоть в 18–19-х веках как мера веса составлял примерно 700 грамм. Соответственно, съел Митрофанушка 3 ломтика, то есть 2 килограмма мяса. А потом дополнил трапезу пятью подовыми пирогами с начинкой. Каждый из них весил примерно 400 грамм. Подовыми они назывались потому, что готовились на поду — в той части печи, где температура была особенно высокой.
Также многие слова ушедшего быта связаны с царём чайного стола — самоваром.
«Смеркалось; на столе, блистая,
Шипел вечерний самовар,
Китайский чайник нагревая;
Под ним клубился лёгкий пар».
Это отрывок из пушкинского романа «Евгений Онегин». В нём не просто так используется глагол «шипел». Раньше люди по звуку различали, на какой стадии находится процесс закипания воды, и когда нужно заваривать чай, а когда разливать по чашкам. В литературных произведениях русских классиков можно прочитать, что самовар шумел, ворковал, разговаривал, пел, свистел, клокотал, уютно посапывал. Про самовар и загадок было много. Например: «Огонь да вода, посерёдке труба».
Встречается в литературе и такое забытое выражение, как «кислые щи». У Пушкина в «Арапе Петра Великого» читаем: «А кто виноват, — сказал Гаврила Афанасьевич, напеня кружку кислых щей. — Не мы ли сами?»
Кислые щи — это вовсе не суп, а напиток, подобный квасу. И раньше он был вполне популярным, а теперь почти забыт. Однако обогатил наш язык ироничным выражением «профессор кислых щей» — о человеке, имеющем много бесполезных знаний.
Хорошо, что многие слова остаются не только в истории, но и в языке.
Все выпуски программы: Сила слова
- Что такое народная этимология
- Колобок и все-все-все, или Язык русской кухни
- Что означают имена сказочных героев
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов