Брат и сестра Сергей и Софья Волконские родились в удивительной семье: благородной и родовитой – Волконские были потомками Рюриковичей и принадлежали к высшей русской аристократии. Но удивительным было не это, а то, в какой любви и преданности друг другу росли в семье Григория и Александры Волконских дети.
Их было четверо – три сына: Николай, Никита, Сергей и дочь Софья. Младшим – всеобщим любимцам Сергею и Софье – порой позволялось больше, чем остальным. Их и баловали, и не наказывали за шалости, и всё же все четверо выросли дружными и справедливыми по отношению друг к другу. Известен случай, когда одна из тётушек решали завещать своё состояние Сергею, но он от громадного наследства отказался, не желая обделять братьев и сестру. Скромность и великодушие всегда отличали Волконских-младших. Были и ещё две общие черты – стремление к независимости и бесстрашие. Именно эти качества сломали жизнь Сергею, а Софье, напротив, помогли и выжить, и облегчить участь нежно любимого брата, когда он оказался обвинённым в заговоре декабристов и был сослан.
Едва началось следствие, как от многих декабристов отказались родные и знакомые, но не такова была Софья. Она активно переписывалась с братом, пока он находился в Петропавловской крепости. Сумела добиться свидания с ним свой дочери, которую Сергей очень любил. Когда Волконскому объявили приговор, родные боялись, что Софья не выдержит такого удара судьбы. Но она взяла себя в руки и лично проводила брата на станцию под Петербургом, откуда декабристов отправляли в Сибирь, а на другой же день собрала ему посылку.
Зная, что на сестру во всём можно положиться, Волконский просил её присматривать за своей женой и ребёнком. Перед отъездом Сергей подарил Софье портрет супруги Марии с надписью: «Поручаю заботам моей доброй сестры Софьи ту, которая составила моё счастье, разбитое мною». А позже именно Софья собирала и провожала Марию в Сибирь. Она и сама рвалась к брату, но император категорически запретил пускать к декабристам родных. Исключение сделал только для жён.
Однако Софья и из столицы поддерживала брата и его товарищей по несчастью. Она неутомимо изобретала способы, чтобы переправлять им деньги, что было запрещено. Например, отпускала на волю своих крепостных и организовывала их поездки в Сибирь. Люди отправлялись туда инкогнито, везя с собой посылки для Волконского и его друзей. Сама Софья Григорьевна долгие годы упорно добивалась разрешения на свидание с братом. Ей удалось это только в 1854-ом. Княгине было уже 68 лет, когда она на целый год отправилась в Иркутск, зная, что значит для Сергея её приезд.
Увидев друг друга, брат с сестрой разрыдались. Сергей Григорьевич писал через несколько дней своему другу Пущину: «Вы, вероятно, знаете о счастливом для меня событии - приезде моей сестры ко мне... Ты не можешь вообразить, друг мой, всю радость этого для меня свидания. Нету слов, чтобы благодарить Бога и её за это неоценимое для меня пожертвование. Двадцать восемь лет разлуки не охладили её любовь ко мне, сижу с ней и не нагляжусь, проходят дни как минуты».
В 1856-ом году Волконского амнистировали. Братьев Николая и Никиты уже не было в живых. Но с сестрой ему предстояло ещё много счастливых встреч. Это было мечтой Софьи Григорьевны – дождаться Сергея из Сибири. И это было наградой за тот подвиг сестринской любви, который Волконская совершила ради брата.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема