Брат и сестра Сергей и Софья Волконские родились в удивительной семье: благородной и родовитой – Волконские были потомками Рюриковичей и принадлежали к высшей русской аристократии. Но удивительным было не это, а то, в какой любви и преданности друг другу росли в семье Григория и Александры Волконских дети.
Их было четверо – три сына: Николай, Никита, Сергей и дочь Софья. Младшим – всеобщим любимцам Сергею и Софье – порой позволялось больше, чем остальным. Их и баловали, и не наказывали за шалости, и всё же все четверо выросли дружными и справедливыми по отношению друг к другу. Известен случай, когда одна из тётушек решали завещать своё состояние Сергею, но он от громадного наследства отказался, не желая обделять братьев и сестру. Скромность и великодушие всегда отличали Волконских-младших. Были и ещё две общие черты – стремление к независимости и бесстрашие. Именно эти качества сломали жизнь Сергею, а Софье, напротив, помогли и выжить, и облегчить участь нежно любимого брата, когда он оказался обвинённым в заговоре декабристов и был сослан.
Едва началось следствие, как от многих декабристов отказались родные и знакомые, но не такова была Софья. Она активно переписывалась с братом, пока он находился в Петропавловской крепости. Сумела добиться свидания с ним свой дочери, которую Сергей очень любил. Когда Волконскому объявили приговор, родные боялись, что Софья не выдержит такого удара судьбы. Но она взяла себя в руки и лично проводила брата на станцию под Петербургом, откуда декабристов отправляли в Сибирь, а на другой же день собрала ему посылку.
Зная, что на сестру во всём можно положиться, Волконский просил её присматривать за своей женой и ребёнком. Перед отъездом Сергей подарил Софье портрет супруги Марии с надписью: «Поручаю заботам моей доброй сестры Софьи ту, которая составила моё счастье, разбитое мною». А позже именно Софья собирала и провожала Марию в Сибирь. Она и сама рвалась к брату, но император категорически запретил пускать к декабристам родных. Исключение сделал только для жён.
Однако Софья и из столицы поддерживала брата и его товарищей по несчастью. Она неутомимо изобретала способы, чтобы переправлять им деньги, что было запрещено. Например, отпускала на волю своих крепостных и организовывала их поездки в Сибирь. Люди отправлялись туда инкогнито, везя с собой посылки для Волконского и его друзей. Сама Софья Григорьевна долгие годы упорно добивалась разрешения на свидание с братом. Ей удалось это только в 1854-ом. Княгине было уже 68 лет, когда она на целый год отправилась в Иркутск, зная, что значит для Сергея её приезд.
Увидев друг друга, брат с сестрой разрыдались. Сергей Григорьевич писал через несколько дней своему другу Пущину: «Вы, вероятно, знаете о счастливом для меня событии - приезде моей сестры ко мне... Ты не можешь вообразить, друг мой, всю радость этого для меня свидания. Нету слов, чтобы благодарить Бога и её за это неоценимое для меня пожертвование. Двадцать восемь лет разлуки не охладили её любовь ко мне, сижу с ней и не нагляжусь, проходят дни как минуты».
В 1856-ом году Волконского амнистировали. Братьев Николая и Никиты уже не было в живых. Но с сестрой ему предстояло ещё много счастливых встреч. Это было мечтой Софьи Григорьевны – дождаться Сергея из Сибири. И это было наградой за тот подвиг сестринской любви, который Волконская совершила ради брата.
Послание к Галатам святого апостола Павла

Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Гал., 210 зач., IV, 8-21.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Как вы думаете, что может быть общего между героями «Записок из мёртвого дома» Ф.М.Достоевского, «Колымских рассказов» В.Шаламова и фильмом «Побег из Шоушенка»? Эти три произведения объединяет один феномен — причём психологический — который описывает с большой болью сердца апостол Павел в 4-й главе своего послания к Галатам. Отрывок из этой главы читается сегодня в храмах за богослужением. Давайте послушаем его.
Глава 4.
8 Но тогда, не знав Бога, вы служили богам, которые в существе не боги.
9 Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им?
10 Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы.
11 Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас.
12 Прошу вас, братия, будьте, как я, потому что и я, как вы. Вы ничем не обидели меня:
13 знаете, что, хотя я в немощи плоти благовествовал вам в первый раз,
14 но вы не презрели искушения моего во плоти моей и не возгнушались им, а приняли меня, как Ангела Божия, как Христа Иисуса.
15 Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне.
16 Итак, неужели я сделался врагом вашим, говоря вам истину?
17 Ревнуют по вас нечисто, а хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали по них.
18 Хорошо ревновать в добром всегда, а не в моем только присутствии у вас.
19 Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!
20 Хотел бы я теперь быть у вас и изменить голос мой, потому что я в недоумении о вас.
21 Скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона?
Феномен, интригу вокруг которого я «подвесил» в начале своего комментария, называется «тюремной зависимостью» или, совсем по-простому, «подсесть на тюрьму». Конечно же, вы помните ставшую афоризмом фразу Василия Алибабаевича из фильма «Джентельмены удачи» — «А в тюрьме сейчас макароны дают!...» Мнящий себя взрослым, вполне выросшим человеком, в действительности оказывается хрупким, беспомощным инфантом, для которого жизненно важно находиться в предельно жёстких рамках — без которых он расплывается в лужу и вообще теряет и интерес, и смысл жизни.
Апостол Павел недоумевает по отношению к галатам — которые сначала были предельно заинтересованы в проповеди апостола и выказывали ему максимальное благорасположение — но стоило ему уехать, и они быстро утратили интерес: одни переметнулись на сторону иудействующих проповедников, другие вернулись к привычным языческим представлениям — астрологии, гаданиям, предсказаниям. Для апостола и то, и другое — одна и та же «тюрьма»: да, там — всё проще, привычные «макароны по расписанию», всё кажется надёжнее и устойчивее, чем та жизнь в вере во Христа, о которой и говорит апостол. Апостол буквально кричит: что вы творите? как вы не видите, что вас увлекают в старую вонючую тюрьму — вместо благословенной свободы во Христе? И далее апостол Павел произносит фразу, которая совершенно пронзительна по своей искренности: как вы не понимаете, что я снова и снова в муках рождения вас — пока не «отобразится в вас Христос»? Апостол не пытается исчезнуть, посчитав свои усилия бесперспективными, он не ищет какой-то способ обезболивания своих страданий сердца, он не уклоняется от них — а идёт прямиком в них, не потому, что ищет какой-то своей выгоды или любого другого интереса — а только потому, что эти конкретные люди ему бесконечно дороги. Ему не страшна их «нестерильность», он не морщится брезгливо от них, насквозь пропитанных «тюремным запахом» — привычкой к идолослужению и законничеству — он готов войти в их личный ад — чтобы вывести их ко Христу.
Такой апостольский подход — не бояться чужого греха и нечистоты, а делать своё дело — призвание не только священников и проповедников. Это призвание каждого христианина! Для любого из нас важно уметь прозревать сквозь разные наслоения недолжного ту самую драгоценную жемчужину в глубине души, которая пока есть — есть и надежда на спасение человека!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
У Даши есть все шансы окончательно победить болезнь, давайте ей поможем

Иногда в жизни случаются ситуации, к которым невозможно подготовиться, например, человек сталкивается с тяжёлой болезнью. Она застаёт врасплох, забирает силы и ресурсы. В такие моменты помощь добрых людей и благотворительных фондов становится проблеском света, надеждой, которая мотивирует не сдаваться.
Воронежский фонд «ДоброСвет» объединяет десятки неравнодушных сердец со всей России и вместе с ними приходит на помощь болеющим детям и их близким. Оплачивает лечение и не только. Сейчас фонд проводит сбор в поддержку семилетней Даши Малюковой. И у нас с вами тоже есть возможность принять в нём участие.
Даша проходит лечение в онкоотделении воронежской больницы. У девочки опухоль в районе ключицы. Все необходимые процедуры и химиотерапию она преодолевает смело и даже старается подбадривать других детей. Тем, кто только прибыл в больницу, Даша рассказывает о том, как всё устроено, и что на самом деле здесь не страшно. А некоторых малышей заботливая девочка доводит за руку до процедурного кабинета.
Сама Даша прошла уже несколько курсов химиотерапии. Лечение помогало уменьшить опухоль. Однако тот препарат, который ей вводили, дал серьёзные осложнения на печень, поэтому врачи решили его заменить. Новое дорогостоящее лекарство родителям девочки необходимо приобрести самостоятельно, поскольку оно не входит в перечень бесплатно выдаваемых. Поэтому семья обратилась в фонд «ДоброСвет». На сайте фонда опубликована полная история Даши Малюковой, и есть возможность её поддержать. Подарим девочке шанс окончательно победить болезнь!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Любовь как дар от Бога». Ольга Юревич

У нас в студии была жена священника, многодетная мама, ведущая семейной школы при Марфо-Мариинской обители Ольга Юревич.
Мы говорили о любви как даре от Бога, как о заложенном в человеке потенциале, который нужно развивать и умножать.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога (эфир 15.09.2025)
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога (эфир 16.09.2025)
Третья беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена Земле как дару от Бога (эфир 17.09.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер