На берегу Иордана стоял высокий человек в грубой одежде из верблюжьей шерсти. Вид его был суровым, а речь – грозной. «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное!», – взывал он к израильтянам, пришедшим к реке, чтобы совершить ритуальное очистительное омовение.
Это был пророк Иоанн. Без страха и лицеприятия обличал он своих сограждан, уверяя, что мало омыться водой – перед Богом важнее очистить душу. А сделать это можно лишь переменив свою жизнь, отказавшись от всего дурного. Иоанн говорил, что вслед за ним идёт Мессия, Сын Божий, и нужно сделать прямым его путь к сердцам. Пророка потому и стали называть Предтечей, предшественником Спасителя.
Пламенное слово Иоанна прожигало души! Люди отзывались на его призыв – входя в воду, совершая погружение, или, иначе, принимая крещение, они вслух исповедовали свои грехи с тем, чтобы больше не повторять их.
Иоанн родился в семье священника Захарии и его жены Елизаветы в тот роковой год, когда царь Ирод, узнав, что на свет появился Христос, издал приказ убить всех младенцев до двух лет. Иоанн чудом остался жив. Елизавета бежала с сыном в пустыню, где им удалось укрыться от воинов, рыскающих повсюду в поисках детей, приговорённых к смерти. Захарию же слуги Ирода убили между храмом и жертвенником.
Елизавета недолго прожила с сыном в пустыне – вскоре она умерла от старости. Будучи бездетной всю жизнь, в преклонных годах она зачала ребёнка вопреки естеству – и это было, бесспорно, чудом. Её поздний первенец имел особое призвание, которое проявилось ещё до его рождения. Елизавета приходилась родственницей Богородице Марии, и когда однажды Богоматерь, носившая Иисуса во чреве, навестила её, также непраздную, Иоанн в утробе матери приветствовал Христа радостными движениями.
О том, как протекало детство пророка, неизвестно почти ничего. Евангелие лишь скупо упоминает о том, что он жил в пустыне до своего явления Израилю. На проповедь Иоанн вышел, послушный голосу Создателя. И ничто в жизни не было для него важнее той миссии, которая была ему поручена Творцом. Он крайне мало ел, не пил вина и одевался во власяницу – колючую рубашку из грубой шерсти. Был всё время собран и не ведал развлечений. Как верно настроенная струна, душа пророка непрестанно пела о Боге.
Когда среди желающих принять крещение к Иоанну на берег Иордана пришёл Иисус, пророк сразу узнал в нём Мессию – Того, Кто берёт на себя грехи мира. «Тебе ли креститься от меня?», – воскликнул Предтеча. «Нам надлежит исполнить всякую правду», - ответил на это Спаситель. И совершилось Крещение.
Вскоре Иоанн Креститель был арестован. Его преступление заключалось в том, что он не побоялся обличить правителя Галилеи Ирода Антипу, который незаконно сожительствовал с женой своего брата Иродиадой. Ирод готов был казнить пророка, но опасался народа, поскольку Иоанна почитали святым. Ещё большее раздражение по отношению к Предтече испытывала Иродиада. Свою ненависть она передала и дочери Саломее.
Иродиада:
Как ты красива, Саломея! Тебе уготована великая судьба, ты непременно будешь счастлива!
Саломея:
Как ты, мамочка?
Иродиада:
Пожалуй. Единственное, что омрачает мою жизнь – это обличение юродивого, который сидит в темнице. Меня он смеет обличать в беззакониях! Что он понимает в любви? Какое право имеет вторгаться в семейные дела царской семьи?
Саломея:
Ты так переживаешь! Если бы я могла помочь тебе…
Иродиада:
Саломея, дочка. Ирод Антипа благоволит к тебе. Попроси, чтобы он казнил дерзкого Иоанна! Пусть ему отсекут голову и принесут тебе на блюде!
В тот же вечер Ирод, насладившись танцем Саломеи, бросил ей горделиво: «Проси, чего хочешь! Не будет тебе отказа!». Плясунья повторила слова своей матери – и в пиршественный зал была внесена отрубленная палачом глава Иоанна, Предтечи и Крестителя Господня.
Иоанн Креститель был призван Богом к подвигу на пределе человеческих сил – и он совершил этот подвиг. Свидетельствуя об этом, Иисус Христос назвал своего Предтечу «величайшим среди рождённых жёнами».
Послание к Римлянам святого апостола Павла
Рим., 91 зач., VI, 3-11.
Комментирует священник Антоний Борисов.
«Что умерло, умереть не может», — гласит девиз пиратов-героев романа Джорджа Мартина «Игра престолов». Интересно, что при определённом толковании приведённый девиз полностью соответствует христианскому вероучению. Не верите? Давайте проверим, обратившись к шестой главе послания апостола Павла к римлянам. Отрывок из данной главы читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 6.
3 Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?
4 Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни.
5 Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения,
6 зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху;
7 ибо умерший освободился от греха.
8 Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним,
9 зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти.
10 Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога.
11 Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем.
Прозвучавшие строки апостол Павел первоначально адресовал христианской общине Рима. Эта поместная церковь появилась без прямого апостольского участия, зародившись как бы «снизу» — благодаря деятельности принявших Христа представителей местной иудейской диаспоры. Затем к евреям-христианам стали присоединяться представители иных народностей. Так в Риме сложилась самобытная община, то жившая мирно, то испытывавшая гонения со стороны язычников.
Укрепляя и утешая римских христиан, апостол Павел напоминает им, в чём состоит суть таинства крещения. Во время крещения мы внутренне умираем для грехов мира. Вместе с пороками мы хороним прежнюю жизнь с её ошибками и промахами. Получается, что в крещении мы уже умерли и таинственно воскресли со Христом. Эти изменения, конечно, имеют преимущественно внутренний, незаметный физическому взору, характер. Однако дар вечной жизни, основанный на смерти и воскресении Спасителя, в нас есть. Он, как некий зачаток, ждёт своего времени, чтобы раскрыться и проявить себя полностью. Дадим ли мы этому семени благодати прорасти, зависит он нас.
Апостол Павел напоминает римским христианам, что смерти бояться не стоит, так как они уже умерли и воскресли в крещении. А то, что умерло, снова умереть не может. Кончина же тела предполагает лишь переход в иное состояние. Для искреннего христианина — в место или состояние, тут сложно подобрать определение, где нет уже боли и страданий. Это место-состояние зовётся раем, он является нашей духовной родиной. Той целью, ради которой мы были однажды приведены в этот мир.
Прозвучавший отрывок из послания к Римлянам не случайно читается именно сегодня — накануне наступления праздника Пасхи. В древности в этот день совершалось крещение оглашённых — людей, которые в течение года или даже большего срока готовились к принятию таинства. Крещение не совершалось, как это принято сейчас, в каком-то тесном кругу родственников и друзей. Оглашённых крестили в присутствии всей общины и вместе с крестящимися христиане повторяли крещальные обеты. То есть обещания — отвергнуть зло и быть верными Христу, умереть для тьмы и ожить для света благодати Божией.
Да. В наши дни подобной традиции не существует. Но через чтение из послания к Римлянам Церковь напоминает нам, что во Христе состоялось наше освобождение от последствий первородного греха, которые выражают себя не только в смертности, но и в трагичной искажённости окружающего нас мира, где царствуют жестокость и самолюбие. Спаситель, воскреснув, уже находится в Царстве славы Отца Небесного. Мы, не познавшие опыта смерти и, соответственно, воскресения, пока ещё находимся под тяжестью несовершенства этого мира. Но слова Писания дают нам светлую надежду на то, что вслед за уже увиденной реальностью Голгофской жертвы Христа для нас в полной мере откроется и реальность всеобщего Воскресения из мёртвых, где нашей вере, нашей надежде, нашей любви будет дан принципиально иной опыт жизни без смерти.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Принять участие в пасхальной акции и получить в подарок красивую открытку
Московская Марфо-Мариинская обитель милосердия запускает ежегодную пасхальную акцию «Красное яичко». Это продолжение исторической традиции помощи нуждающимся людям. Когда-то Великая княгиня Елизавета Федоровна Романова, основательница Марфо-Мариинской обители, в преддверии Пасхи объявляла сбор для бедных детей, а во время Первой Мировой войны и для раненых воинов. По всей Москве проходили Пасхальные базары, на которых можно было сделать пожертвование и получить небольшой подарок — красное яичко.
Сегодня обитель милосердия продолжает помогать нуждающимся — это малоимущие семьи, люди с инвалидностью и пожилые. Среди них — одинокий пенсионер Степан Григорьевич. Ещё пару лет назад он работал, имел стабильный доход, который позволял ему снимать жилье и даже делать небольшие накопления. Но после двух инсультов мужчина потерял возможность трудиться. Степан Григорьевич плохо разговаривает, ему тяжело ходить. Пенсии мужчине едва хватает на жизнь. В Марфо-Мариинской обители он получает продуктовые наборы, что хоть немного облегчает его финансовое положение.
Каждый месяц за помощью сюда обращаются более 1000 человек. Чтобы поддержать подопечных сотрудники обители милосердия, по примеру княгини Елизаветы Фёдоровны, организуют пасхальную акцию. Стать её участником просто — достаточно перейти на сайт акции «Красное яичко»: easter-obitelmiloserdiya.ru и сделать любой благотворительный взнос. Каждый участник получит в подарок электронную красивую пасхальную открытку, которую можно охранить себе, а затем разослать родным и друзьям. Таким образом у вас будет возможность стать участником большого доброго дела и поздравить близких с Пасхой!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Окончание Страстной седмицы и встреча Пасхи». Прот. Игорь Фомин, свящ. Александр Волков
У нас в студии были настоятель храма Александра Невского при МГИМО протоиерей Игорь Фомин и настоятель храма Сергия Радонежского в Солнцево священник Александр Волков.
Разговор шел о значении последних дней Страстной Седмицы, о Воскресении Христовом и о праздничных традициях пасхальных дней, а также о ежегодном московском фестивале «Пасхальный дар».