Один мой знакомый, Константин, никак не может жениться. Не то, чтобы он не хочет, напротив: Костя всё время декларирует, что жаждет найти подходящую пару. Но вот ему уже скоро 40, и до сих пор он один-одинёшенек. Впрочем, когда он мне объясняет, что его не устраивает в очередной кандидатке, я совершенно не удивляюсь, что ни одна из них ему не подходит в результате.
Первая девушка была отвергнута им потому, что её кругозор был слишком узок: Косте с ней не о чем было разговаривать. Поэтому он попросил меня провести для нее экскурсии в Третьяковскую галерею и Пушкинский музей, дать ей несколько книжек для расширения кругозора. Но все мои просветительские мероприятия почему-то не помогли: в конце концов Костик отправил её на родину, в Брянск.
Вторая девушка не подошла Константину, поскольку он посчитал ее плохой хозяйкой. Она недостаточно вкусно готовила, редко убиралась в доме. Но главное: она дико раздражала Костика тем, что недостаточно аккуратно складывала его одежду. "Вот почему домработница, которой я плачу полторы тысячи за уборку, может сложить мои футболки так, как мне нужно, а моя будущая жена не может?"- эмоционально вопрошал у меня Константин. Если честно, я даже не нашлась, что ему ответить.
Следующая кандидатка в невесты великолепно убиралась и прекрасно готовила. Костя познакомился с ее мамой, подругами, был уже назначен день свадьбы... И вдруг однажды Костик что-то заподозрил. Он решил провести небольшое расследование, разыскал свою невесту в соцсетях и выяснил, что ее прошлое не столь безоблачно и безупречно, как необходимо его будущей супруге. Для этого он списался с ее бывшим парнем, задал ему несколько вопросов и поверил всему, что рассказал о его девушке очевидно обиженный ею мужчина. Так что и эта дама получила от ворот поворот.
Когда Костик спрашивает у меня, почему у него ничего не получается с невестами, ведь он так хочет завести семью и понянчить своих детей... Я пытаюсь ему объяснить или хотя бы мягко намекнуть. Не знаю, правда, понимает ли он, о чем я ему говорю.
Самая частая наша ошибка -- действовать одинаково в одних и тех же обстоятельствах, и ждать при этом иных результатов. И потом очень сильно изумляться тому, что результаты получаются абсолютно те же . В русском языке есть яркий фразеологизм для подобного типа поведения: "Наступать на одни и те же грабли".
Если бы Костя хоть на одну женщину, с которой встречается, посмотрел не только как на набор качеств, список пунктов, около каждого из которых он ставит плюс или минус, а как на живого человека, на образ Божий, всё бы пошло в его жизни совсем по-другому. Их отношения перешли бы из плоскости потребительских в глубину подлинных. А только такие - глубокие, искренние отношения между личностью и личностью - и являются основой и необходимым условием по-настоящему счастливого брака.
Псалом 96. Богослужебные чтения

Вы хорошо помните состояние природы, когда после сильной грозы — с тёмными, непроницаемыми облаками, раскатами грома и полыхающими молниями — наступает затишье, небо проясняется и наконец-то пробивается ослепительный луч солнечного света?
96-й псалом, который сегодня читается в храмах за богослужением, в основе своей драматургии имеет именно этот образ грозы. Давайте послушаем.
Псалом 96.
1 Господь царствует: да радуется земля; да веселятся многочисленные острова.
2 Облако и мрак окрест Его; правда и суд — основание престола Его.
3 Пред Ним идёт огонь и вокруг попаляет врагов Его.
4 Молнии Его освещают вселенную; земля видит и трепещет.
5 Горы, как воск, тают от лица Господа, от лица Господа всей земли.
6 Небеса возвещают правду Его, и все народы видят славу Его.
7 Да постыдятся все служащие истуканам, хвалящиеся идолами. Поклонитесь пред Ним, все боги.
8 Слышит Сион и радуется, и веселятся дщери Иудины ради судов Твоих, Господи,
9 ибо Ты, Господи, высок над всею землёю, превознесён над всеми богами.
10 Любящие Господа, ненавидьте зло! Он хранит души святых Своих; из руки нечестивых избавляет их.
11 Свет сияет на праведника, и на правых сердцем — веселие.
12 Радуйтесь, праведные, о Господе и славьте память святыни Его.
Псалом, который мы только что слышали, удивителен своим диапазоном, своим поистине невероятным размахом. Он начинается с образов не знающего пощады огня, гор, которые, словно воск, тают и расплываются, молнии сверкают, земля дрожит, идолы падают ниц — и в итоге приходит к самой настоящей камерности, домашнему очагу и уюту — тёплому, светлому, доброму и вдохновляющему. И весь этот диапазон держится на одном: правде Божией. Она являет себя и в грозных явлениях — и в тишине семейного уюта.
Великий греческий мыслитель Платон говорил о космосе как о «живом организме» — буквально ζῷον ἓν ὁρατόν — «одно‑единственное видимое живое». Однако псалмопевец смотрит ещё глубже: этот «организм» не только «живёт», но ещё и «поёт» — поёт славу своему Творцу и Создателю. В этом смысле Космос — икона (εἰκὼν) невидимого Бога: как икона делает невидимое зримым, так и сотворённый мир проповедует умопостигаемого Творца. Быть может, мы не всегда и не во всём способны услышать эту мелодию бытия — но чем ближе человек оказывается к чистоте и святости, тем лучше он начинает распознавать отзвуки Божественной гармонии повсюду: и в грозе, и в снегопаде, и в летнем зное, и ураганном ветре — и ровно точно так же в самой простой обыденности будней. В определённом смысле этот искренний, глубинный восторг перед бытием лучше всего показывают маленькие дети — когда они растут в любящей полноценной семье: для них каждый новый день — праздник, перед ними — безграничный горизонт новых событий и открытий, они не пытаются, в отличие от нас, взрослых, «всё понять», всё ухватить, всё удержать и подчинить себе. Вот этой «детскости» и хотелось бы научиться: просто — быть, «быть в бытии» — как бы это ни прозвучало тавтологией! Не «отщипывать» от жизни только то, что «по моему ндраву и вкусу», не превращать себя самого в единственный критерий правильности и неправильности — но учиться воспринимать жизнь во всей грандиозности её диапазонов целиком, но не фаталистично, а как пророк Давид — с ясной уверенностью в том, что Бог — единственный Хозяин этого мира, и Его правда — правда во веки!
Псалом 96. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 96. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 96. На струнах Псалтири
1 Господь царствует: да радуется земля; да веселятся многочисленные острова.
2 Облако и мрак окрест Его; правда и суд - основание престола Его.
3 Пред Ним идет огонь и вокруг попаляет врагов Его.
4 Молнии Его освещают вселенную; земля видит и трепещет.
5 Горы, как воск, тают от лица Господа, от лица Господа всей земли.
6 Небеса возвещают правду Его, и все народы видят славу Его.
7 Да постыдятся все служащие истуканам, хвалящиеся идолами. Поклонитесь пред Ним, все боги.
8 Слышит Сион и радуется, и веселятся дщери Иудины ради судов Твоих, Господи,
9 ибо Ты, Господи, высок над всею землею, превознесен над всеми богами.
10 Любящие Господа, ненавидьте зло! Он хранит души святых Своих; из руки нечестивых избавляет их.
11 Свет сияет на праведника, и на правых сердцем - веселие.
12 Радуйтесь, праведные, о Господе и славьте память святыни Его.
3 июля. О кротости и смирении Христа

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Я кроток и смирен сердцем».
О кротости и смирении Христа — священник Захарий Савельев.
Смирение Христа заключается в том, что Он, будучи Богом, будучи Творцом, воплотился и стал человеком. В этом Его кротость и смирение заключаются как Бога— Бог, Который снизошел до человеческого естества.
Но, кроме того, кротость и смирение Спасителя ещёи проистекает из Его земной жизни как человека, потому что Он не гнушался хромых, слепых. Спаситель принимал всех людей и не оставлял без Своего внимания не только людей обычной наружности, но в том числе и болящих.
Но, кроме того, и смирение Спасителя заключается в том, что на Тайной Вечере, будучи Учителем и Наставником, а также Богом и Спасителем целого мира, Он умыл ноги Своим ученикам. Это действительно великая кротость и великое смирение и большой пример для подражания всем нам.
И по сей день при совершении Таинства Евхаристии эта кротость и смирение каждому из нас напоминается через чтение Священного Писания на литургии и, в общем-то, образом богослужения. Само совершение литургии нам это паки и паки напоминает. Вообще, то, что мы совершаем Божественную литургию, что мы кусаем зубами Того, на Кого ангелы боятся смотреть, как говорил об этом святитель Иоанн Златоуст.
Все выпуски программы Актуальная тема