Когда я читаю Евангелие, мне невольно хочется защитить некоторых персонажей, к которым, по моему ощущению, несколько несправедливо относятся толкователи.
Вот, например старший брат из притчи про блудного сына. Ведь ему на самом деле ужасно обидно, что отец ни разу не проявил по отношению к нему радости и благодарности за его верность, любовь и преданность. Ни разу не устроил праздника, не дал ему повеселиться с друзьями, держал его в черном теле практически. А как только появился его непутёвый братец, родитель сразу обрадовался так, как никогда не радовался своему первенцу. Разве это не обидно? Разве такое несправедливое отношение не омрачает радости от возвращения брата в родной дом?
Или вот к примеру Марфа, сестра праведного Лазаря, которого воскресил Христос. Разве просто смириться с тем, что на неё погрузили все заботы и хлопоты, что сестра её сидит без дела, внимая словам Христа? Может быть, Марфе тоже очень хотелось послушать Спасителя, но она не могла, потому что было необходимо накрыть на стол, разобраться с угощением и посудой, распорядиться по поводу того, как будут рассажены гости... Да мало ли хлопот в виду надвигающегося пира! Кто будет этим заниматься, если все сядут около ног Христа и будут лишь слушать и внимать?
Вместе с тем, я понимаю, что есть у этих персонажей общий порок, который мешает им жить и духовно расти. Это зависть. Они оба сравнивают свой удел с уделом родных, и остаются недовольны тем, что получают. Именно зависть к младшему брату толкает старшего на горькие упреки отцу, а Марфу -- на предъявление претензий Самому Спасителю.
Вообще завистливость может испортить душу самого доброго и незлобивого человека. Одна моя знакомая ни в чем не могла найти себе покоя, потому что все время сравнивала себя со своей сестрой. У сестры была лучше профессия, успешнее муж, умнее и послушнее дети.. И от этого нелицеприятного в свою пользу сравнения женщина просто сходила с ума.
Святитель Василий Великий считал зависть - печаль о благополучии ближнего -- самой опасной и пагубной страстью, зарождающейся в душе человека. Не зря самые страшные преступления совершались из зависти: сатана соблазнил первых людей, Каин убил родного брата. И если вовремя не отследить это зарождение, не убить зависть в самом зародыше, она начнёт как червь точить душу смутной печалью и тоской, поскольку любое благополучие и успехи другого человека будешь воспринимать как обиду и свой неуспех.
Именно из-за зарождающейся зависти Христос вразумил Марфу (а отец в притче - своего старшего сына). Христос сказал ей в сущности о свободе выбора: Марфа сама выбрала занятие для себя, и пресекать ее – значит пресекать ее же свободу воли. Выбор же Марии был другим, но также благ, и не может у нее отняться. Главное - не смотреть на другого, не рассуждать о его выборе со своей "колокольни", потому что в таком случае из-за нашего эгоизма нам будет казаться его выбор легче, его удел проще и лучше. Занимайся своим делом: "делай что должно и будь что будет". И не смотри на других.
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. О личности и служении Михаила Голенищева-Кутузова

Сегодня 16 сентября. В этот день в 1745 году родился русский полководец Михаил Голенищев-Кутузов.
О его личности и служении — протоиерей Игорь Филяновский.
Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов происходил из старинного дворянского рода. Окончил артиллерийскую и инженерную дворянскую школу. Служил сначала в Польше, а затем в 1770 году был переведён в армию генерала Румянцева и принял участие в начавшейся войне с Турцией. Особенно отличился при штурме Измаила. С 1776 года служил под началом Суворова.
В начале Отечественной войны 1812 года был избран начальником Петербургского, а затем Московского ополчения. С августа 1812 года — главнокомандующий русской армией, разгромившей Наполеона. За блестящую победу над врагом удостоен титула князя Смоленского и награждён высшим военным орденом Святого Георгия I степени.
В 1813 году Михаил Илларионович умер и был похоронен в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Александр I написал его вдове: «Не вы одна проливаете о нем слёзы. С вами плачу я и плачет вся Россия».
Уже в XX веке про Кутузова снимали фильмы, писали книги, его именем назвали орден, вручаемый выдающимся полководцам. По сей день он остаётся не только самым известным военачальником Отечественной войны XIX столетия, но и одним из самых знаменитых полководцев в истории России.
Все выпуски программы Актуальная тема