Никак иначе, кроме как революцией, нельзя назвать тот эффект, который оказало на античную цивилизацию христианство. Языческое общество в эпоху рождения Иисуса Христа представляло собой собрание эгоистов. Многие жители Римской империи, разуверившись в своих богах, теряли смысл жизни, не видели смысла существования где-то вне области греховных удовольствий. Античная цивилизация гибла, утопая в своих пороках. Недаром для многих современных историков символом той эпохи стал римский правитель Иудеи Понтий Пилат, разочарованный в жизни и не верящий в существование истины. Языческая греко-римская культура не могла дать людям смысла существования и как следствие лишала их мотивации к добродетельной жизни. Доказательством этому стало поведение жителей империи во время эпидемий. Язычники, боясь подцепить ту или иную болезнь, бросали заразившихся родственников, даже ближайших. Лишь христиане, несмотря на опасность умереть, бесстрашно оставались в городах и помогали всем без исключения людям - вне зависимости от их национальности и религиозной принадлежности. Это происходило не случайно - ведь любовь к каждому человеку является основой христианского вероучения. О любви к людям в своей проповеди постоянно упоминал Иисус Христос. О ней же свидетельствовали апостолы, ученики Спасителя. О любви как основании христианской этики проникновенно говорил апостол Павел. Этой темы он, в частности, касается в послании к римским христианам, отрывок из которого читается сегодня во время утреннего богослужения.
Братья, 12.6 поскольку по данной нам благодати, имеем различные дарования, то, имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры; 12.7 имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли,– в учении; 12.8 увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием. 12.9 Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру; 12.10 будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте; 12.11 в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите; 12.12 утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны; 12.13 в нуждах святых принимайте участие; ревнуйте о странноприимстве. 12.14 Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте.
В прозвучавшем отрывке из послания к римлянам апостол Павел говорит о христианских принципах существования общества. Он подчеркивает, что все люди равны в плане жертвы Христа. Спаситель пришел в мир ради каждого человека и ради каждого Он принес Себя в жертву на кресте. При этом апостол признает, что не все готовы этот дар Христа принять и жить в соответствии с заповедями Спасителя. Но Бог никого не принуждает к вере. Он любит всех людей и хочет, чтобы все спаслись. Христиане должны подобно Христу любить каждого человека, вне зависимости от его общественного статуса, национальности или веры. Апостол прямо говорит: "Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте". О любви к врагам говорит в Евангелии Иисус Христос, а апостол Павел продолжает Его мысль в послании к римлянам, добавляя к ней дополнительные нюансы. Святой Павел указывает, что, если христиане должны с любовью относиться к врагам и иноверцам, тем более они должны любить друг друга. «Будьте братолюбивы друг к другу с нежностью», - отмечает он. Причем, с точки зрения апостола Павла, упомянутая христианская любовь не должна сводиться исключительно к вежливости или учтивости, за которой может скрываться неприязнь. Человек, считающий себя христианином, по мысли Павла, должен обладать непритворной любовью, которая будет залогом благочестивой жизни, искренней молитвы и постоянства в вере.
Бзоба. Вербное воскресенье в Грузии
Грузия — страна, принявшая христианство в глубокой древности. Первые христиане появились в Иверии, древней Грузии, еще в первом веке. В четвертом веке стараниями святой Нины христианство стало государственной религией.
Грузинская Церковь имеет множество древних и самобытных традиций. Некоторые из них существуют с древних времен, некоторые — возникли относительно недавно, но также полюбились православным грузинам и прочно вошли в церковную жизнь. Ярким примером гармоничного сосуществования древних и новых церковных традиций в Грузии является праздник Входа Господня в Иерусалим или Вербное воскресение.
В Грузинской Церкви Вербное воскресение именуется бзоба. Такое название возникло благодаря определенному виду растения. Если в России в день Входа Господня в Иерусалим принято приходить в храм с веточкой вербы, то грузины приносят с собой бзу или иначе колхидский самшит. Колхидский самшит — это вечнозеленое растение, кустарник с плотными овальными листьями. Самшит иначе именуется кавказской пальмой. Во время Входа в Иерусалим люди встречали Христа с пальмовыми ветвями в руках. В России пальма не растет, ее заменила верба. Православные грузины приносят на праздник с собой в храм свой вид пальмы — самшит.
Недавно данная традиция оказалась на грани исчезновения. Колхидский самшит из-за климатических изменений, а также активизации паразита «Самшитовой огнёвки» стал исчезать и был занесен в красную книгу растений. Патриарх-Католикос Грузии Илия 2-ой, узнав об этом, благословил приносить в храм на праздник Бзоба ветви самшита только тем грузинам, которые посадили куст самшита рядом с домом. Тому же, кто этого сделать не успел, ветку самшита дают непосредственно в храме во время праздничного богослужения. Накануне службы храмовые работники бережно срезают ветви самшита в специальных питомниках и делают это с разрешения экологов.
Обычно в день Бзобы рядом с большими храмами и монастырями проходят ярмарки саженцев бзы — самшита. Каждый желающий может купить саженец и посадить его рядом с домом, тем самым не дав знаменитому растению окончательно исчезнуть. Таким образом, в Грузии сегодня стремятся сохранить древнюю церковную традицию и улучшить состояние природной среды.
Еще одна традиция Бзобы связана с историей грузинского языка. Накануне Вербного воскресенья празднуется Лазарева суббота, день, когда Православная Церковь вспоминает чудо воскрешения Лазаря, друга Иисуса Христа. По благословению Патриарха-Католикоса Илии 2-го с 1985 года Лазарева суббота считается днем грузинского языка. По словам Патриарха Илии, грузинский язык много раз оказывался на грани исчезновения, но всегда возрождался, воскресал подобно Лазарю и по милости Божией продолжает существовать.
Все выпуски программы Вселенная православия
Послание к Филиппийцам святого апостола Павла
Флп., 247 зач., IV, 4-9.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как научиться радоваться этой жизни? Что необходимо сделать, чтобы ощущение счастья всегда наполняло наше сердце? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 4-й главы послания апостола Павла к Филипийцам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 4.
4 Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь.
5 Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко.
6 Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом,
7 и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.
8 Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте.
9 Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, и Бог мира будет с вами.
Отрывок, который только что прозвучал, написан апостол Павлом во время заточения. Учитывая это, слова, которыми начинается отрывок, очень примечательны. Обращаясь к христианам города Филиппы, Павел призывает их радоваться.
Радость, о которой говорит апостол, не имеет ничего общего с теми состояниями, которые мы привыкли обозначать этим словом. Это не сентиментальные переживания, не эмоциональное возбуждение, не чувственный восторг. Сам апостол определяет эту радость как «мир Божий, который превыше всякого ума». Иными словами, это Божественная благодать, которая соединяет наше сердце с Богом, даёт нашей душе мир, покой и безмятежность. Это состояние, источник которого коренится намного глубже наших эмоций и мыслей. Парадоксальным образом, человек может быть носителем этой радости, хотя внешне испытывать физический дискомфорт и даже душевные терзания.
И сам апостол является живым свидетельством того, что это не пустые слова. На личном опыте он переживает то, к чему призывает. Ведь посмотрите, Павел находится в римской тюрьме в ожидании решения его участи императором. Обстоятельства весьма стеснённые и скорбные. Под угрозой сама жизнь апостола. Ведь, возможно, приговор будет смертным. Как простому человеку Павлу, безусловно, страшно. Он испытывает телесные и душевные муки. Однако у него хватает сил воспринимать всё происходящее вокруг с миром. В нём нет сопротивления и борьбы. Он не грозит своим обидчикам небесными карами, не проклинает их, не требует справедливости, никому ничего не доказывает, не оправдывается. Он видит во всех этих событиях руку Божию. Ведь ни один волос не упадёт с головы тех, кто служит Христу, случайно. Так Господь говорит в Своём Евангелии.
Как же Павел достиг такого состояния? Как нам получить эту силу? Опять же приглядимся к образу апостола. Всё, о чём он думает, — как бы хоть чем-то послужить своим ближним. Он весь сосредоточен на исполнении Евангельской заповеди Христа. Заповеди о жертвенном служении. Остальное его интересует лишь постольку-поскольку. Поэтому он и призывает своих адресатов: «Не заботьтесь ни о чём». То есть не думайте, что то, к чему вы стремитесь в своей жизни, наполнит вас и принесёт вам подлинную радость. Все вещи преходящи. Сегодня они дарят нам эмоциональное возбуждение, а завтра ввергают в пучину уныния и депрессии. А потому не зацикливайтесь ни на людях, ни на вещах, ни на эмоциях. Не вовлекайтесь в них. Не посвящайте этому всю свою жизнь. Ваше внимание должно быть всецело сосредоточено на Христе, на поиске Его воли, на исполнении Его заповедей. Поэтому апостол Павел и говорит: «Кротость ваша да будет известна всем человекам». Вот тогда Господь наполнит ваше сердце благодатью, откроет в нём источник подлинной радости. Эта радость не вероломна. Она не оставит и не предаст. И тем более никто и никогда не сможет у нас её отнять.