Ко времени рождения Иисуса Христа Палестина была частью Римской империи. Израильское царство в плане административном фактически потеряло свою самостоятельность (им теперь управляли ставленники Рима), но в религиозном аспекте иудеи пользовались в империи особыми правами. Они состояли в том, что евреи могли, в отличие от прочих граждан Рима, не считать императора богом. Христиане таким правом в империи не пользовались. Первоначально власти Рима считали христианство иудейской сектой – чем-то наподобие иессеев или саддукеев. Но, увидев, насколько агрессивно иудеи относятся к христианам и насколько сами ученики Спасителя стремятся отделиться от иудаизма, имперские чиновники начали воспринимать христианство как отдельную религию. Последователи Иисуса Христа отказывались поклоняться императору и приносить в его честь жертвоприношения, но привилегий иудеев у них не было. Поэтому начиная с середины первого века и вплоть до выхода Миланского эдикта в 313 году, благодаря которому христианство стало в империи дозволенной религией, ученики Спасителя были преследуемы. Эпицентром гонений была столица Римского государства – город Рим. Здесь в первом веке уже существовала большая община христиан – она и стала основной мишенью первых государственных гонений, инициированных императором Нероном. Жертвой гонений стал, в том числе, апостол Павел, которому за верность Христу отрубили голову. Апостол оказался в Риме вынужденно – Павла этапировали сюда из Палестины, где он был схвачен и заключен в тюрьму иудеями. Перед своим приездом в столицу Павел направил христианам Рима послание, отрывок из которого читается сегодня во время утреннего богослужения.
Братья, 6.18 освободившись от греха, вы стали рабами праведности. 6.19 Говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые 6.20 Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности. 6.21 Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их – смерть. 6.22 Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец – жизнь вечная. 6.23 Ибо возмездие за грех – смерть, а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.
Послание апостола Павла к римлянам так же, как и остальные его тринадцать посланий, сегодня входят в состав новозаветной части Библии. Послание к римским христианам является одним из самых обширных текстов апостола Павла, в котором он объясняет основы христианского богословия и нравственности. Несмотря на то, что послание к римлянам было написано почти две тысячи лет назад, его содержание по-прежнему остается актуальным. Современное общество в плане стремления к различным удовольствиям очень напоминает римское в эпоху поздней античности. Апостол Павел призывает своих читателей быть верными идеалам христианской нравственности. С точки зрения святого Павла, приняв крещение, человек получает от Бога великую благодать, за которую несет ответственность. Через крещение Господь освобождает человека от власти греха и дьявола, и полученную свободу каждый крещенный должен использовать во благо. Павел призывает своих читателей не обольщаться и говорит, что всякий человек после смерти даст ответ Богу за прожитую жизнь. Господь будет судить каждого по его жизненным плодам. Если человек жил в грехе, то итогом его существования будут, как говорит апостол Павел, «дела, каких ныне сами стыдитесь». Если же поступки человека соответствовали заповедям Божиим, то плодом его жизни будет святость, а ее итогом – вечное счастливое пребывание рядом с Господом в Его Небесном Царстве. Таким образом, апостол Павел призывает своих читателей не променивать благодатную радость на сиюминутное греховное удовольствие, а вечную жизнь на посмертную тьму и тоску.
«Белые птицы»
Белые голуби в чистом весеннем небе — это очень поэтично. «На волю птичку выпускаю...» — писал Пушкин о празднике Благовещения. Однажды в Екатеринбурге я видела, как епископ открывал после праздничной службы большую клетку — и стая белоснежных птиц ринулась в небеса...
Но сейчас я живу в Переславле-Залесском, чудесном старинном городе, где сам воздух, кажется, пропитан православными традициями — однако птиц на Благовещение из клеток не выпускают. В конце утренней службы в храме на самом берегу Плещеева озера батюшка обращается к нам с проповедью. Он рассказывает о благой вести, что принёс Деве Марии Архангел Гавриил, о смирении Марии перед этой вестью, а значит — перед Богом, о грядущем Спасителе. И вот мы выходим из храма к озеру — в полной уверенности, что Господь любит каждого из нас, если пришёл в наш грешный мир. Жаль только, что птиц здесь не выпускают...
Мои размышления прерывают... птицы! Я замечаю вдруг стаю, что кружит над ледяной озёрной гладью. Неужели чайки вернулись? Нет, им рано. Пригляделась — да это голуби! Белые-белые! Откуда они? Может, из ближайшей голубятни — я знаю, тут есть недалеко... А впрочем, какая разница! Они кружат над нами — белые птицы, знак наших надежд и любви Господней. И в этом — высшая поэзия.
Все выпуски программы Утро в прозе
Тайная вечеря – первая Пасха
Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую праздновал Сам Иисус Христос в Иерусалиме накануне Своего ареста и казни. Праздник еврейского народа в воспоминание об освобождении его из египетского рабства стал тогда на Тайной Вечери преддверием крестной смерти Сына Божьего.
Наверно, ученики Христа искренне удивлялись тому, что праздник столь разительно отличается от той традиционной еврейской Пасхи, ведь были изменены ее установления.
Во-первых, Учитель праздновал Пасху в чужом доме, а ее полагалось праздновать обязательно в своем узком семейном кругу.
Согласно установленному древнему ритуалу, Пасху ели стоя и будучи готовыми к дороге — то есть одетыми и подпоясанными, с посохом в руке. Так полагалось в память о спешном бегстве евреев из Египта. В Евангелии же сказано, что «настал час, Он возлёг, и двенадцать Апостолов с Ним». Господь и Его ученики возлегли, не как рабы, а как свободные люди. И куда-то торопиться ради спасения им уже было не нужно, ведь Спаситель — с ними.
И вот Господь, как сказано в Евангелии, «взяв чашу и благодарив, сказал: приимите её и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». Так Господь устанавливает великое таинство будущей Церкви — евхаристию. Учеников же в те минуты, может быть, больше всего удивило то, что хлеб для Пасхи выбран квасный, дрожжевой — вовсе не тот, пресный, который положено есть на Пасху.
Первую Новозаветную Пасху Спаситель совершал по-новому. И смысл ее был направлен уже не в прошлое, а в будущее, ко Второму Пришествию Христа. И особое спокойствие, торжественная неторопливость, с которой, несмотря на присутствие на трапезе предателя Иуды, совершалась первая христианская Пасха, свидетельствовала о том, что народ Христов — это уже не рабы земного царя, от которого надо бежать ночью, а Царство Божие — не дальняя земля за горами. Царство Божие — внутри нас.
2 мая. О духовном смысле Омовения ног Христом апостолам
Сегодня 2 мая. Церковь вспоминает Омовение ног Христом апостолам.
О духовном смысле этого события, — протоиерей Владимир Кашлюк.