Великий Устюг называют родиной Деда Мороза. Ежегодно, чтобы стать участниками зимней сказки, сюда едут десятки тысяч туристов. На роль новогодней столицы страны Устюг выбрали не случайно. Он находится на севере Европейской части России, где уже начинается тайга. Зимы здесь долгие и холодные. А виды города словно созданы для туристических путеводителей. На 30 тысяч жителей приходится 28 старинных церквей, которые по красоте и выразительности соперничают с достопримечательностями Золотого кольца. Великий Устюг основан почти одновременно с Москвой, а впервые упоминается в 1207 году.
Работники туриндустрии, не покладая рук трудятся, чтобы создать для гостей Устюга сказочную атмосферу. Между тем, реальное прошлое города впечатляет куда больше сказок. Чего тут только не происходило за 800 лет.
Великий Устюг – место необычного космического явления. Широко известна история Тунгусского метеорита. Совсем недавно миллионы людей стали очевидцами падения метеорита под Челябинском. То же произошло в Великом Устюге гораздо раньше – летом 1290 года. Жители города увидели на небе словно огромную тучу. И грохот стоял такой, что невозможно было расслышать друг друга. Только святой блаженный Прокопий не поддался панике. Он еще за неделю предупреждал устюжан о надвигающемся бедствии. Когда предсказание стало сбываться, Прокопий начал молить Господа и Богородицу о помиловании Устюга. Метеоритный дождь обрушился на лес в тридцати километрах от города. В память об этом на место падения совершались крестные ходы.
Святой блаженный Прокопий Устюжский – самый любимый устюжанами святой и покровитель города. Судьба его столь же необычна, сколь и чудо с метеоритом, совершённое по его молитве. По происхождению он немец – ганзейский купец из города Любека, воспитанный в католичестве. Приехав по торговым делам в Новгород, он поразился искренностью веры русских людей, принял православие и стал монахом. Чтобы избежать почестей Прокопий взял на себя трудный подвиг юродства и удалился в Устюг. Жил на паперти Успенской церкви, молился и наставлял устюжан. Теперь в самом центре города рядом с кафедральным Успенским собором стоит собор Прокопия Праведного.
Великий Устюг – город великих географических открытий. Название Устюга связано с его расположением, и означает: «устье реки Юг». Город построили в стратегически важном месте, где от слияния рек Юг и Сухона образуется Северная Двина – главная транспортная артерия Русского Севера. Разумеется, желающих контролировать этот путь было много. Несколько веков устюжане сражались, успешно отражали нападения и сами ходили в походы. Воевали с Новгородской и Вятской республиками, с волжскими булгарами, казанскими татарами, ветлужскими марийцами, ходили на Урал в Пермь Великую и за Урал – на Югру.
После объединения русских земель устюжане стали первопроходцами и предпринимателями. Мыс Дежнёва на Чукотке назван в честь устюжанина Семёна Дежнёва, достигшего крайней точки на северо-востоке Евразии. Город Хабаровск – в честь первопроходца Ерофея Хабарова, родившегося в деревне неподалёку от Устюга. Устюжане создали Российскую Американскую компанию, которая управляла русскими владениями на Аляске. Другие устюжане держали в своих руках торговлю России с Китаем. На богатства, заработанные в дальних странах, строились церкви, формирующие силуэт современного Устюга.
Но не только ради богатства земного люди покидали родной берег реки Сухоны. Святитель Стефан Великопермский, живший в 14 веке, тоже был родом из Устюга и прославился как миссионер. Страна коми-зырян к востоку от устюжских владений в его время была еще языческой. Святой Стефан мирной проповедью обратил коми в православие, а, чтобы новообращенные лучше понимали суть христианства, разработал алфавит для языка коми и перевёл Священные книги.
Великий Устюг – город свободы и народовластия. Жители Устюжской земли никогда не были крепостными, и в Средние века тут собирались народные вече. Большинство устюжан занималось торговлей, ремёслами и промыслами. Единственный раз здесь пытались навести порядок железной рукой, да и то не вышло. Во время Батыева завоевания Руси монгольские войска не дошли до Устюга, однако в город пожаловал сборщик дани по имени Буга. Поначалу он вел себя жёстко и надменно, но, в конце концов, принял православие с именем Иоанн, стал духовным другом блаженного Прокопия, построил церковь Иоанна Предтечи, вокруг которой возник монастырь. Иоанн-Буга и его жена Мария погребены в Вознесенской церкви и считаются местночтимыми святыми.
Много ярких и необычных событий произошло в Великом Устюге. Как напоминание о них до нас дошли храмы, святые иконы и местные благочестивые традиции. Чтобы прикоснуться к истории, в Устюг можно приезжать и зимой, и летом, в любое время года. Реальное прошлое этих мест интереснее любой сказки.
Псалом 123. Богослужебные чтения

Известный барон Мюнхаузен, конечно, утверждал, что безвыходных положений не бывает. Но это, к сожалению, не так. И подчас обстоятельства жизни складываются таким образом, что остаётся надеяться исключительно на чудо. Об этом говорится в псалме 123-м, что читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 123.
Песнь восхождения. Давида.
1 Если бы не Господь был с нами, — да скажет Израиль, —
2 если бы не Господь был с нами, когда восстали на нас люди,
3 то живых они поглотили бы нас, когда возгорелась ярость их на нас;
4 воды потопили бы нас, поток прошёл бы над душою нашею;
5 прошли бы над душою нашею воды бурные.
6 Благословен Господь, Который не дал нас в добычу зубам их!
7 Душа наша избавилась, как птица, из сети ловящих: сеть расторгнута, и мы избавились.
8 Помощь наша — в имени Господа, сотворившего небо и землю.
Прозвучавший псалом был, скорее всего, написан царём и пророком Давидом. Во всяком случае, о том свидетельствует надписание, которое мы можем найти в еврейской Библии. Как известно, царю Давиду приходилось воевать с соседями, чтобы обезопасить Израильское царство от внешних опасностей. И услышанный нами псалом был составлен Давидом в разгар крайне непростой военной кампании.
Давиду пришлось вступить в войну с соседней Сирией. Та значительно превосходила древний Израиль по количеству войск, поэтому царю пришлось мобилизовать почти всё мужское население. В результате на юге страны не осталось тех, кто мог бы защитить ветхозаветный Израиль от вторжения с данного направления. И этим обстоятельством воспользовалась соседняя Идумея. Идумеяне вторглись на территорию Израиля и готовы были отрезать Давида и его войско от Иерусалима, захватив столицу. Положение казалось безвыходным.
Но то, что казалось безнадёжным с человеческой точки зрения, не являлось таковым с точки зрения Божественной. Библейская история умалчивает, как удалось остановить нападение идумеев. Но в псалме 123-м мы видим констатацию следующего факта: «если бы не Господь был с нами, когда восстали на нас люди, то живых они поглотили бы нас». Нашествие иноплеменников было настолько сильным, агрессивным, что Давид сравнивает это нападение с наводнением.
Не было у Давида и его подданных никакой надежды, кроме Бога. И Господь стал защитником Своего народа. Прежде всего, потому, что и царь, и вся страна иудейская в то время жили благочестиво, не шли против заповедей Божиих. И конечно — искали не войны, но мира! Потому всё и закончилось благополучно. Или как читаем мы в псалме: «Душа наша избавилась, как птица, из сети ловящих: сеть расторгнута, и мы избавились».
И Давид от всего сердца благодарит Бога за помощь, только Господу обращая хвалу, Ему адресуя благодарность. Или как читаем мы в псалме: «Помощь наша — в имени Господа, сотворившего небо и землю». Мы живём в неспокойные времена, отчасти напоминающие те, что выпали на долю пророка Божия. Будем же, подобно Давиду, просить Бога о помощи, а сами постараемся жить по Его заповедям. Ведь, как учит нас псалом 123-й, Господь помогает только тем, кто не на словах, а на деле живёт по воле Его.
Псалом 123. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 123. (Церковно-славянский перевод)
2 мая. О пророчествах Моисея и других пророков о Христе

В 5-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Не думайте, что Я буду обвинять вас пред Отцом: есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете».
О пророчествах Моисея и других пророков о Христе — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Моисей будет обвинять иудеев перед Христом. Почему так? Объясняет сам Спаситель, обращаясь к ним. «Если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне». Итак, Моисей писал о Христе. Давайте найдем это место в его книгах. Оно находится во Второзаконии. «Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебя Господь Бог твой, — Его слушайте». Но если бы только один Моисей писал о Сыне Божьем, Господь так сказал: «Исследуйте Писание, они свидетельствуют о мне». Поэтому все ветхозаветные праведники будут на стороне обвинения, так как они писали о Сыне Божьем, но иудеи не поверили ни Христу, ни пророкам. Почему так получилось? Ответ есть в Евангелии. Иисус сказал: «На суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы». Услышав это, некоторые из фарисеев, бывших с ним, сказали ему: «Неужели и мы слепы?» Иисус сказал им: «Если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас». Таким образом, гордыня и сердечная слепота не позволили им увидеть в Иисусе Мессию, Сына Божьего.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 мая. О причинах непринятия Христа

В 5-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Я пришёл во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя своё, его примете».
О причинах непринятия Христа — священник Николай Конюхов.
Человеку гораздо проще понять свидетельство другого человека, увидев в нем в том числе отражение и собственной гордыни. Когда человек приходит во имя свое, то есть он говорит от себя то, что он думает сам, и сам о себе свидетельствует. А Христос говорит, что нельзя принимать только лишь свидетельство самого о себе. Оно не всегда может быть объективным. Более того, человек может находиться в глубокой прелести, и вообще его свидетельство будет неистинно. Он об этом и говорит. «Вы не верьте Моему свидетельству. Отец, который послал Меня, свидетельствует. И дела, которые Я творю, свидетельствуют о Мне». Потому что мы никогда вообще не принимаем свидетельство только лишь одного человека. Он может быть замешан в каких-то схемах и пытается нас обмануть. Но почему-то людям свойственно доверять другому человеку, если он как-то самоуверен, абсолютно убежден. И даже на курсах всяких повышений квалификации современные коучи об этом говорят, что ты должен говорить, вот я уверен, 100% и так далее. И какая-то убежденность, конечно, должна быть у проповедника. Но Христос призывает себе в свидетели свои дела. И призывает нас иметь некое критическое мышление. Потому что мы слишком доверчивы, особенно глядя на статистику обращения людей ко всяким знахарям, экстрасенсам и все остальное, которые зачастую творят дела, не только не подтверждающие какие-то их качества духовные, но наоборот свидетельствуют о том, что если даже есть у них какая-то сила, но точно не от Бога. А тут Христос творит дела, о которых никто никогда не творил. И они его не принимают. Именно из-за того, что другой человек — это отражение нашей собственной гордыни. И для того, чтобы принять Христа и слова Христа, нам нужно уметь увидеть глубже, посмотреть не на то, как человек представляет себя, не на внешний фасад, а в глубину.
Все выпуски программы Актуальная тема