Великий Устюг называют родиной Деда Мороза. Ежегодно, чтобы стать участниками зимней сказки, сюда едут десятки тысяч туристов. На роль новогодней столицы страны Устюг выбрали не случайно. Он находится на севере Европейской части России, где уже начинается тайга. Зимы здесь долгие и холодные. А виды города словно созданы для туристических путеводителей. На 30 тысяч жителей приходится 28 старинных церквей, которые по красоте и выразительности соперничают с достопримечательностями Золотого кольца. Великий Устюг основан почти одновременно с Москвой, а впервые упоминается в 1207 году.
Работники туриндустрии, не покладая рук трудятся, чтобы создать для гостей Устюга сказочную атмосферу. Между тем, реальное прошлое города впечатляет куда больше сказок. Чего тут только не происходило за 800 лет.
Великий Устюг – место необычного космического явления. Широко известна история Тунгусского метеорита. Совсем недавно миллионы людей стали очевидцами падения метеорита под Челябинском. То же произошло в Великом Устюге гораздо раньше – летом 1290 года. Жители города увидели на небе словно огромную тучу. И грохот стоял такой, что невозможно было расслышать друг друга. Только святой блаженный Прокопий не поддался панике. Он еще за неделю предупреждал устюжан о надвигающемся бедствии. Когда предсказание стало сбываться, Прокопий начал молить Господа и Богородицу о помиловании Устюга. Метеоритный дождь обрушился на лес в тридцати километрах от города. В память об этом на место падения совершались крестные ходы.
Святой блаженный Прокопий Устюжский – самый любимый устюжанами святой и покровитель города. Судьба его столь же необычна, сколь и чудо с метеоритом, совершённое по его молитве. По происхождению он немец – ганзейский купец из города Любека, воспитанный в католичестве. Приехав по торговым делам в Новгород, он поразился искренностью веры русских людей, принял православие и стал монахом. Чтобы избежать почестей Прокопий взял на себя трудный подвиг юродства и удалился в Устюг. Жил на паперти Успенской церкви, молился и наставлял устюжан. Теперь в самом центре города рядом с кафедральным Успенским собором стоит собор Прокопия Праведного.
Великий Устюг – город великих географических открытий. Название Устюга связано с его расположением, и означает: «устье реки Юг». Город построили в стратегически важном месте, где от слияния рек Юг и Сухона образуется Северная Двина – главная транспортная артерия Русского Севера. Разумеется, желающих контролировать этот путь было много. Несколько веков устюжане сражались, успешно отражали нападения и сами ходили в походы. Воевали с Новгородской и Вятской республиками, с волжскими булгарами, казанскими татарами, ветлужскими марийцами, ходили на Урал в Пермь Великую и за Урал – на Югру.
После объединения русских земель устюжане стали первопроходцами и предпринимателями. Мыс Дежнёва на Чукотке назван в честь устюжанина Семёна Дежнёва, достигшего крайней точки на северо-востоке Евразии. Город Хабаровск – в честь первопроходца Ерофея Хабарова, родившегося в деревне неподалёку от Устюга. Устюжане создали Российскую Американскую компанию, которая управляла русскими владениями на Аляске. Другие устюжане держали в своих руках торговлю России с Китаем. На богатства, заработанные в дальних странах, строились церкви, формирующие силуэт современного Устюга.
Но не только ради богатства земного люди покидали родной берег реки Сухоны. Святитель Стефан Великопермский, живший в 14 веке, тоже был родом из Устюга и прославился как миссионер. Страна коми-зырян к востоку от устюжских владений в его время была еще языческой. Святой Стефан мирной проповедью обратил коми в православие, а, чтобы новообращенные лучше понимали суть христианства, разработал алфавит для языка коми и перевёл Священные книги.
Великий Устюг – город свободы и народовластия. Жители Устюжской земли никогда не были крепостными, и в Средние века тут собирались народные вече. Большинство устюжан занималось торговлей, ремёслами и промыслами. Единственный раз здесь пытались навести порядок железной рукой, да и то не вышло. Во время Батыева завоевания Руси монгольские войска не дошли до Устюга, однако в город пожаловал сборщик дани по имени Буга. Поначалу он вел себя жёстко и надменно, но, в конце концов, принял православие с именем Иоанн, стал духовным другом блаженного Прокопия, построил церковь Иоанна Предтечи, вокруг которой возник монастырь. Иоанн-Буга и его жена Мария погребены в Вознесенской церкви и считаются местночтимыми святыми.
Много ярких и необычных событий произошло в Великом Устюге. Как напоминание о них до нас дошли храмы, святые иконы и местные благочестивые традиции. Чтобы прикоснуться к истории, в Устюг можно приезжать и зимой, и летом, в любое время года. Реальное прошлое этих мест интереснее любой сказки.
«Белые птицы»
Белые голуби в чистом весеннем небе — это очень поэтично. «На волю птичку выпускаю...» — писал Пушкин о празднике Благовещения. Однажды в Екатеринбурге я видела, как епископ открывал после праздничной службы большую клетку — и стая белоснежных птиц ринулась в небеса...
Но сейчас я живу в Переславле-Залесском, чудесном старинном городе, где сам воздух, кажется, пропитан православными традициями — однако птиц на Благовещение из клеток не выпускают. В конце утренней службы в храме на самом берегу Плещеева озера батюшка обращается к нам с проповедью. Он рассказывает о благой вести, что принёс Деве Марии Архангел Гавриил, о смирении Марии перед этой вестью, а значит — перед Богом, о грядущем Спасителе. И вот мы выходим из храма к озеру — в полной уверенности, что Господь любит каждого из нас, если пришёл в наш грешный мир. Жаль только, что птиц здесь не выпускают...
Мои размышления прерывают... птицы! Я замечаю вдруг стаю, что кружит над ледяной озёрной гладью. Неужели чайки вернулись? Нет, им рано. Пригляделась — да это голуби! Белые-белые! Откуда они? Может, из ближайшей голубятни — я знаю, тут есть недалеко... А впрочем, какая разница! Они кружат над нами — белые птицы, знак наших надежд и любви Господней. И в этом — высшая поэзия.
Все выпуски программы Утро в прозе
Тайная вечеря – первая Пасха
Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую праздновал Сам Иисус Христос в Иерусалиме накануне Своего ареста и казни. Праздник еврейского народа в воспоминание об освобождении его из египетского рабства стал тогда на Тайной Вечери преддверием крестной смерти Сына Божьего.
Наверно, ученики Христа искренне удивлялись тому, что праздник столь разительно отличается от той традиционной еврейской Пасхи, ведь были изменены ее установления.
Во-первых, Учитель праздновал Пасху в чужом доме, а ее полагалось праздновать обязательно в своем узком семейном кругу.
Согласно установленному древнему ритуалу, Пасху ели стоя и будучи готовыми к дороге — то есть одетыми и подпоясанными, с посохом в руке. Так полагалось в память о спешном бегстве евреев из Египта. В Евангелии же сказано, что «настал час, Он возлёг, и двенадцать Апостолов с Ним». Господь и Его ученики возлегли, не как рабы, а как свободные люди. И куда-то торопиться ради спасения им уже было не нужно, ведь Спаситель — с ними.
И вот Господь, как сказано в Евангелии, «взяв чашу и благодарив, сказал: приимите её и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». Так Господь устанавливает великое таинство будущей Церкви — евхаристию. Учеников же в те минуты, может быть, больше всего удивило то, что хлеб для Пасхи выбран квасный, дрожжевой — вовсе не тот, пресный, который положено есть на Пасху.
Первую Новозаветную Пасху Спаситель совершал по-новому. И смысл ее был направлен уже не в прошлое, а в будущее, ко Второму Пришествию Христа. И особое спокойствие, торжественная неторопливость, с которой, несмотря на присутствие на трапезе предателя Иуды, совершалась первая христианская Пасха, свидетельствовала о том, что народ Христов — это уже не рабы земного царя, от которого надо бежать ночью, а Царство Божие — не дальняя земля за горами. Царство Божие — внутри нас.
2 мая. О духовном смысле Омовения ног Христом апостолам
Сегодня 2 мая. Церковь вспоминает Омовение ног Христом апостолам.
О духовном смысле этого события, — протоиерей Владимир Кашлюк.