Гениальное произведение уникально тем, что оно бездонно: его можно читать и интерпретировать совершенно по-разному. Великая книга, будучи прочитанной на каждом новом этапе жизни, каждый раз открывает нам свои новые стороны.
Гоголевскую повесть "Старосветские помещики" из сборника "Миргород" впервые я прочитала как и все: в рамках школьной программы. В ту пору мятежной юности я увидела в ней лишь историю двух скучных обывателей, ничем не примечательных мещан, которых заботил лишь их затхлый быт, и интересовало только меню сегодняшнего обеда. "Как можно быть таким обжорой?"- укоряла я мысленно Афанасия Ивановича Товстогуба, когда он в очередной раз говорил своей супруге, Пульхерии Ивановне: "а не пора ли закусить чего-нибудь?" Все эти пирожки, коржики и соусы с грибками казались мне заменой духовной жизни, заслоняющей для этих несчастных старичков настоящие дела и цели жизни. В общем, я была полностью согласна в своей оценке с Белинским, назвавшим старосветских помещиков пустыми, ничтожными и жалкими, "двумя пародиями на человечество".
Прошло время. Я вышла замуж, родила ребенка, несколько поутихли мои максимализм и идеализм, столь свойственные подростку. Я вновь перечитала "Старосветских помещиков" и увидела в них удивительную историю настоящей взаимной любви, бескорыстной доброты, идиллической поэзии настоящего христианского супружества. В том-то и дело, что Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна настолько глубоко и преданно любят друг друга, что вся забота каждого из них -- это как полнее и лучше угодить супругу, как сделать его жизнь счастливее и радостнее. И внешняя незначительность их жизни, ограниченность привычными предметами и темами разговоров только подчеркивают неброскую красоту старосветской идиллии.
Я знаю подобную пару старичков, бесконечно любящих и уже не способных жить друг без друга. Правда, живут они не в прекрасном уединенном домике, а в обычной городской квартире, но так же, как и гоголевские герои любят поесть, и даже любовь к теплу и боязнь сквозняков наличествуют. Они трогательно заботятся друг о друге, муж всегда спрашивает, достаточно ли тепло старушка оделась на прогулку, а жена всегда беспокоится, поел ли ее любимый муж вовремя. Также радушно эти старички принимают гостей: все лучшее, что у них есть, предоставляют тем, кто их навещает. Неудивительно, что я очень люблю бывать у гостеприимной пожилой пары. Они всегда искренне интересуются моими делами, и чувствуешь у них себя тепло, спокойно и уютно. Трогательно наблюдать эти две родные души, спаянные навеки супружескими узами. Ведь это так редко можно увидеть.
И как же тяжело переживается потеря любимого супруга. Как тоскует и горюет Афанасий Иванович по своей ненаглядной Пульхерии Ивановне. Смерть любимого существа - страшнейшая катастрофа, бессмысленная и неприглядная. Единственный, Кто может утешить в этом горе -- Господь. В Боге все живы.
Об этом писал Иосиф Бродский:
"нету разлук.
Существует громадная встреча.
Значит, кто-то нас вдруг
в темноте обнимает за плечи…"
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (29.04.2025)
Деяния святых апостолов

Деян., 10 зач., IV, 1-10.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Что такое вера? Казалось бы, ответить на данный вопрос очень просто. Но не тут-то было. Вера — глубокое и многогранное даже не чувство, а явление, феномен. О природе настоящей крепкой веры и её антиподах — сомнению и маловерию — говорит нам отрывок из 4-й главы книги Деяний святых апостолов. Он читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 4.
1 Когда они говорили к народу, к ним приступили священники и начальники стражи при храме и саддукеи,
2 досадуя на то, что они учат народ и проповедуют в Иисусе воскресение из мертвых;
3 и наложили на них руки и отдали их под стражу до утра; ибо уже был вечер.
4 Многие же из слушавших слово уверовали; и было число таковых людей около пяти тысяч.
5 На другой день собрались в Иерусалим начальники их и старейшины, и книжники,
6 и Анна первосвященник, и Каиафа, и Иоанн, и Александр, и прочие из рода первосвященнического;
7 и, поставив их посреди, спрашивали: какою силою или каким именем вы сделали это?
8 Тогда Петр, исполнившись Духа Святаго, сказал им: начальники народа и старейшины Израильские!
9 Если от нас сегодня требуют ответа в благодеянии человеку немощному, как он исцелен,
10 то да будет известно всем вам и всему народу Израильскому, что именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мертвых, Им поставлен он перед вами здрав.
Апостолы Пётр и Иоанн Богослов, укреплённые благодатью Святого Духа, дерзновенно проповедуют жителям Иерусалима. Свои слова они подкрепляют чудесами. Например, по молитве учеников Христовых от хромоты избавляется известный всему городу нищий хромой. За всё совершённое Петра и Иоанна арестовывают и приводят на заседание синедриона — религиозного суда древнего Израиля. Между судьями-первосвященниками и апостолами начинается диалог. Диалог, в котором духовный настрой учеников Христовых противостоит напору гонителей Церкви, их сомнениям и маловерию. И мы с вами видим, как в этом противостоянии многогранно проявляет себя вера апостолов.
В их лице мы видим, что вера, в первую очередь, это, конечно же, уверенность. Речь идёт об убеждённости человека в существовании кого-либо или чего-либо. В случае с религиозной жизнью — в бытии Бога. Интересно, что данный вид веры не подразумевает автоматически исполнение заповедей Господних — добродетельной жизни. Об этом ярко пишет апостол Иаков: «ведь бесы веруют и трепещут». Злые духи точно знают, что Бог есть. Но это никак не облегчает их тёмное существование. Верой как уверенностью обладали некоторые революционеры, проповедники атеизма. Они знали, что Господь существует, но сознательно Ему противились. Конечно же, апостолы точно знали, что Бог есть, что Христос — Сын Божий. Но их вера не ограничивалась исключительно убеждённостью, что Господь существует.
На примере Петра и Иоанна мы видим второй аспект веры — доверие. Здесь речь идёт уже не только о рассудочной вере, но сердечном стремлении человека жить в согласии с волей Божией. Христианин любит Господа, доверяет Ему свою жизнь. Примером такой веры был, конечно же, праотец Авраам. Услышав голос Божий, он оставил прежний дом и отправился в долгое путешествие. На протяжении жизни праотец неоднократно проявлял свою крепкую веру-доверие, ставшую по слову апостола Павла основой праведности Авраама. Апостолы Пётр и Иоанн, а вместе с ними вся древняя Церковь жили в доверии ко Христу, имея надежду на то, что Сын Божий будет рядом и в дни радости, и в дни скорби. Последние же особенно требовали третьего аспекта веры — веры как верности.
Верность предполагает, что человек уже не только стремится доверять Богу, но и искренне исполняет Его заповеди. Даже если тому имеются препятствия. Веру-верность явили миру и апостолы, и многочисленные христианские мученики, жившие не только в эпоху древнего Рима, но и в недавнем прошлом. В течение 70 лет в нашей стране Православная Церковь была гонима безбожной властью, от рук которой пострадало множество священнослужителей и простых верующих. Огромное число наших соотечественников стало примером удивительной и истинной верности Богу. И конечно же — мы как новое поколение христиан призваны не посрамить память предшественников, но явить миру пример веры и как убеждённости в существовании Бога, и как доверия Его промыслу, и, безусловно, как верности заповедям Христовым. Только в данном случае мы можем надеяться, что будущее Церкви нашей окажется относительно спокойным.
Христос воскресе! Воистину воскресе Христос!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поддержать тюремное служение Самарского фонда просвещения «Вера»
Тюремное служение — одно из основных направлений работы самарского фонда просвещения «Вера». У него есть два уникальных проекта. Команда фонда организует вещание радио ВЕРА в местах лишения свободы. На сегодня эфир Светлой радиостанции охватил более трёхсот исправительных учреждений России. И теперь в их стенах регулярно звучит Евангельская весть! Кроме этого, фонд просвещения «Вера» проводит для осуждённых курсы по иконописи. Это даёт людям возможность стать ближе к Церкви и Богу, а также освоить новую профессию.
Многие, из тех, кто находится в местах лишения свободы, видят особое утешение в росписи икон и в программах радио ВЕРА.

«Недавно произошёл интересный случай, — делится сотрудник фонда Константин Бобылев. Нам написал мужчина из Рязанской области, с которой мы ещё не работали. Он обратился с просьбой запустить вещание Радио ВЕРА в его колонии. Кроме этого, мужчина хотел освоить иконописное дело. Каким-то образом он узнал об этих возможностях. К письму осуждённый приложил несколько своих рисунков с изображением Богородицы и святого Спиридона Тримифунтского. Видно, что у человека есть талант и рвение послужить Богу таким вот образом. Постараемся ему помочь», — говорит Константин.
Помимо этого, в планах у фонда продолжить работу по запуску вещания Радио ВЕРА в колониях России.
Вы можете поддержать тюремное служение Самарского фонда просвещения «Вера», оставив любой благотворительный взнос на его официальном сайте. Собранные средства пойдут на покупку оборудования для организации вещания Светлого радио и материалов для занятий иконописью.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов