Италия – страна с очень давней христианской историей. Христианство существует на этих землях почти с момента своего появления. Весть об учении Спасителя прибыла в Рим ещё в 50 году первого века по Рождестве Христовом. С тех пор здесь существует христианская Церковь. Правда, в 1054 году она отделилась от Православия и стала именоваться Римско-Католической.
Римско-Католическая церковь сегодня является хранительницей многих древних святынь. В частности, в одной из римских церквей, базилике Санта Мария Маджоре, находятся ясли Иисус Христа. Яслями Спасителя называют кормушку для животных, которая находилась в пещере, ставшей местом рождения Христа. В ясли Иосиф Обручник и Дева Мария положили спелёнатого Богомладенца.
Как же так? – спросит человек, побывавший на Святой земле. – Ведь в Вифлееме, в храме Рождества Христова, тоже имеются ясли Христа. Где же настоящие ясли? На самом деле, настоящие ясли хранятся и в Италии, и на Святой земле. История этой святыни такова. Первоначально ясли Христа хранились в Вифлееме.
Впоследствии из-за угрозы нашествия мусульман в седьмом веке большая их часть, несколько дощечек, была перевезена в Италию и затем помещена в церкви Санта Мария Маджоре. Та часть яслей, которая осталась в Вифлееме, стала храниться в храме Рождества Христова.
Итальянская часть яслей, пять оливковых дощечек, скреплённых металлическими полосками, была помещена в драгоценный ларец в подземной части церкви Санта Мария Маджоре. Крипта, в которой хранится этот ларец, располагается под главным алтарём базилики. Попасть туда можно по двум параллельным лестницам. Но в течение почти всего года паломник сможет лишь издалека посмотреть на ларец с яслями. В отличие от вифлеемской части яслей, к которой можно беспрепятственно подойти почти в любое время.
Католическая церковь, в ведении которой находится базилика Санта Мария Маджоре, открывает доступ к ларцу с яслями только в рождественский сочельник и в сам день Рождества, которое западные христиане празднуют 25 декабря по новому стилю. В эти дни сотни паломников, православных в том числе, съезжаются в Рим для того, чтобы поклониться великой святыне.
Вечером 24 декабря в Санта Мария Маджоре с яслями совершается традиционный обряд. Ларец со святыней выносится на улицу во время крестного хода, который совершают католические священнослужители. Посмотреть на обряд приходят сотни итальянцев вне зависимости от их церковной принадлежности – ясли Христа являются для них одним из наиболее ярких символов праздника Рождества.
6 июля. О вере сотника

В 8-й главе Евангелия от Матфея есть слова сотника, обращённые ко Христу: «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой».
О вере сотника — священник Захарий Савельев.
Сотник не говорит Спасителю, чтобы Он пришёл и совершил чудо. Он не требует физического приближения чудотворца к своему слуге. Настолько вера в нём велика и крепка, что он, не оставляя своей веры, сам приходит ко Спасителю, уделяет этому время, силы, но при этом не требует, чтобы Бог пришёл к нему.
Он настолько уверен, что достаточно только одного божественного желания и слова для того, чтобы человек исцелился. Вот эту веру Господь ставит нам всем в пример.
Подобные евангельские эпизоды периодически встречаются, когда мы видим, что Господь только одним Своим словом или божественным действием исцеляет и совершает чудеса.
И мы обязательно должны своей верой подражать примеру этого сотника, примеру этой веры.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О почитании и иконографии святого праведного Артемия Веркольского

Сегодня 6 июля. День памяти праведного отрока Артемия Веркольского.
О почитании и иконографии святого — протоиерей Артемий Владимиров.
Ангел послушания — так иногда у нас на Руси называют праведного Артемия Веркольского, святого отрока Архангельского края.
Многие знают, что в Москве, где ныне стоит вестибюль метро «Новокузнецкая», был храм святой Параскевы Пятницы с приделом во имя отрока и чудотворным источником, вода которого до сих пор сочится и просачивается на мраморных стенах станции метро «Новокузнецкая».
Интересны иконы святого Артемия с боковыми клеймами по контуру большой иконы, но не менее интересны и те иконы, где на одном поле изображены разные планы земного бытия отрока. Вот он молится в тиши, а вот он бездыханным падает на пашню во время внезапно разразившейся грозы, а вот ангелы его светлую, чистую душу возносят на небо, поставляют пред лицом Божьим.
Эта разноплановость говорит о том, что времени нет у Всевышнего, и наш бессмертный дух, покуда находится в теле, вместе с тем открыт взору Божьему, а благодать, крещение, сообщённое нам в таинстве, делает дух причастным к вечности.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О грехе и возможности его преодоления

В 6-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем».
О грехе и возможности его преодоления — игумен Лука (Степанов).
О каком грехе говорит апостол? Конечно, о первородном, о том грехопадении, которое сделало необходимым Господу ограничить жизнь человеческую в устроенном Им мире.
Человек избрал худшее и был удалён от возможности вкушения древа вечной жизни, поскольку он мог уподобиться самим бесам в расположении ко злу, поскольку повреждение, которое человек приобрёл после грехопадения, необходимо было врачевать уже новыми, радикальными средствами, главное из которых — это будущее Боговоплощение, явление нового Адама.
А для человека потребовалась узда смерти, которая неизбежно вела его к смирению, к исповеданию Господню, к покаянию.
И такими необходимыми мерами Господь ограничивает нас, но при этом и обнадёживает нас, ибо Его дар, Его воплощение, как нового Адама, сообщить всякому, приобщающемуся к Его жизни, к Его бытию, к Его святости, и ту вечную жизнь, которая при грехопадении была человечеством потеряна.
Все выпуски программы Актуальная тема