У нас в гостях был клирик храма Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в поселке Кокошкино священник Валерий Васильев.
В день празднования рождества Иоанна Крестителя мы говорили об этом святом и о его жизни, а также о том, можно ли воспитать ребенка хорошим человеком, или характер предопределен Богом.
______________________________________
В. Емельянов
— Здравствуйте, это программа «Светлый вечер» на радио «Вера». В студии Владимир Емельянов и Алла Митрофанова.
А. Митрофанова
— Добрый светлый вечер!
В. Емельянов
— Мы сегодняшнюю передачу — во всяком случае, часть ее, первую, наверное, половину посвятим Рождеству Иоанна Предтечи. Это краеугольная фигура, можно сказать, вообще «мост» из Ветхого Завета в Новый Завет, и недооценить значение в Новом Завете фигуры Иоанна Предтечи, Иоанна — Крестителя Господня, просто невозможно. Так вот сегодня мы отмечаем память, рождение Иоанна Крестителя, и в связи с этим пригласили на беседу священника Валерия Васильева — клирика храма Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в городе Москве. Здравствуйте.
В. Васильев
— Здравствуйте.
А. Митрофанова
— А вторую часть разговора хотелось бы посвятить вопросу, который с этой темой связан, но, может быть, не совсем напрямую и несколько неожиданным образом. Дело в том, что Иоанн Креститель, конечно, был ребенком идеальным для своих родителей. Как такие дети получаются? Что для этого нужно сделать? Как добиться от своих детей, чтобы они таким образом относились к родителям? Хотя мы, конечно, не очень хорошо знаем, как он к родителям относился, но, судя по тому, как он жил и каким он был человеком, наверное, все было очень хорошо в этой семье.
В. Емельянов
— Но он их рано потерял же очень.
А. Митрофанова
— Он их рано потерял, но, вместе с тем, как... что... это они в него заложили, или он таким появился на свет? Предопределение такое? Это вот вопрос предопределения и веры в то, что Бог таких детей кому-то посылает, а кому-то посылает таких детей, про которых кроме как «одно сплошное наказание», никак не скажешь, или все-таки это результат какой-то работы — родителей, детей самих? Что в этом смысле мы в практической плоскости можем выяснить, что применять к нашей жизни? Вот с этим тоже хотелось бы разобраться. Но это чуть позже. Сначала давайте о праздниках поговорим.
В. Емельянов
— Известно же, да, что с юности он жил в пустыне, и понятно, как выглядел, — не стриг волос, не пил вина. Едой ему были то ли мухи, то ли саранча...
А. Митрофанова
— Акриды и дикий мед! (Смеется.)
В. Емельянов
— Да, но это саранча или какие-то такие мухоподобные саранчи.
В. Васильев
— Есть еще трактовка, что это сахарный тростник так назывался.
А. Митрофанова
— Да?
В. Емельянов
— А я решил, что кузнечики так назывались. Ну вот, и я так понимаю, что выглядело... Ну, то есть внешний вид его мог, мягко говоря, мало того, что припугнуть, но еще и усомниться в... А это мальчик — ему ведь там сколько? Пятнадцать, там, да, наверное, семнадцать-восем
В. Васильев
— Давайте мы, раз уж мы сегодня поговорим и о воспитании, и о детях, но начнем с родителей.
В. Емельянов
— Это Захария и Елизавета.
В. Васильев
— Захария и Елизавета. Они были праведны. Что значит праведны? То есть они жили праведной жизнью, жили с Богом, общались с ним, молились и «бегали греха».
В. Емельянов
— Тем более, Захария был священником.
В. Васильев
— Тем более, он был священник и стоял в алтаре, молился. И мы знаем из Священного предания и из Писания, что Елизавета была бесплодна. А в тот момент все, весь народ ждал Мессию. И если люди были бесплодны, так же, как и Иоаким и Анна, не могли зачать...
А. Митрофанова
— Это родители Пресвятой Богородицы.
В. Васильев
— ...то это были люди презираемые. Значит, они были — все считали так — прокляты Богом.
А. Митрофанова
— Так сказать, вычеркнуты из Книги Жизни.
В. Васильев
— Да, совершенно верно.
А. Митрофанова
— Потому что до тех пор, пока род продолжается, по верованиям иудеев, люди, соответственно, перед Богом могут предстоять. Как только род прекращается, то все.
В. Васильев
— Если нет детей в этот момент, то значит что? Значит, Бог не благословляет Мессию из этой семьи.
А. Митрофанова
— Мессия не будет из этой семьи. Соответственно..
В. Васильев
— Значит, эти люди уже выпадают из Церкви. Но, тем не менее, они все равно продолжали жить праведно, и он продолжал служить, продолжал взывать к Богу, надеяться и уповать на него.
В. Емельянов
— Я думаю, что даже в те времена священнику мало кто из простого народа мог указать вообще на это — на то, что у него нет детей, и так далее.
В. Васильев
— Возможно, возможно. Но все равно люди... Людям же не прикажешь...
А. Митрофанова
— За спиной-то говорили всякое.
В. Васильев
— За спиной скажут все, что угодно.
В. Емельянов
— А, за спиной...
В. Васильев
— В глаза Вам могут не говорить ничего, а общественное мнение формируется, и оно очень влияет и на нашу жизнь.
В. Емельянов
— Но мы об этом не знаем, нам об этом неизвестно.
А. Митрофанова
— Тяжело это было, что уж там. Я смотрю на людей, которые годами пытаются родить ребенка и молятся о том, чтобы Господь им послал чадо — и не получается ничего. Это, конечно, очень тяжело. Очень тяжело. Когда муж и жена любят друг друга, и все прекрасно и хорошо, а детей нет...
В. Емельянов
— Вернемся к Иоанну!
В. Васильев
— Вернемся.
А. Митрофанова
— Так а это как раз к нему и относится. Это случай Захарии и Елизаветы. Люди молились-молилис
В. Васильев
— Но они продолжали верить. Все равно продолжали верить. Вот это очень важно — надо всегда, до последнего момента, продолжать верить и доверять Богу. Скажем так, вера просто сама по себе ничего человеку не дает. Дает что? Доверие к Богу и дела по вере. Вот это приводит человека в состояние общения с Богом, состояние праведности. Вот они этим и занимались — они верили и доверяли Богу. И творили дела праведности.
А. Митрофанова
— А что значит «доверяли Богу»?
В. Васильев
— Во всем. Как нас учит Святая Церковь, святые отцы, Евангелие, Бог управляет миром. И все, что с нами ни происходит, все Господь нам дает.
В. Емельянов
— Так мне и хотелось бы все-таки вернуться к вопросу к своему. А что его надоумило уйти в пустыню и стать отшельником? Ему...
В. Васильев
— Нет, там было так. Ирод, если Вы помните, послал убить вифлеемских младенцев. И мать взяла его, и ушла с ним в пустыню и скрылась с младенцем, да бы он не был убит. Поселилась в пещере. Потом она упокоилась в этой же пустыне, и он остался один. Он остался один и жил, и скрывался от людей до 30-летнего возраста.
А. Митрофанова
— Потом вышел на проповедь.
В. Васильев
— А потом, когда Духом Святым был уведомлен, он вышел на проповедь.
В. Емельянов
— Понятно. Ну, еще напомним нашим слушателям, что у них разница в возрасте со Спасителем — полгода...
В. Васильев
— Шесть месяцев.
В. Емельянов
— Около полугода.
А. Митрофанова
— Соответственно, ровно через шесть месяцев мы отмечаем Рождество Христово — 7 января. А 7 июля — это день рождения Иоанна Крестителя, легко запомнить.
В. Емельянов
— Вообще, Иоанну Крестителю целых семь дней в году мы отдаем, так сказать, свою память по некоторым поводам. Давайте их уточним. Ну, во-первых, зачатие Иоанна...
В. Васильев
— 6 октября, да, Зачатие Иоанна Крестителя. Сегодня празднуем Рождество Иоанна Крестителя. 11 сентября — усекновение главы. 20 января — это после Крещения — собор Иоанна Предтечи мы празднуем. 9 марта — первое-второе обретение главы. 7 июня — у нас третье обретение главы. И 25 октября у нас перенесение правой десницы Иоанна Крестителя с Мальты в Гатчину.
В. Емельянов
— И она в Гатчине сейчас так и находится.
В. Васильев
— Да. По-моему, так, если я не ошибаюсь.
А. Митрофанова
— Есть разные места, где особо почитается Иоанн Креститель, — например, город Амьен, там находится часть его главы.
В. Емельянов
— Да.
А. Митрофанова
— Тоже удивительная история с этим связана. Но сейчас речь не об этом. Мне кажется, такое количество дат — это показатель особого почитания, особой любви к этому человеку, к этому святому.
В. Васильев
— Совершенно верно.
А. Митрофанова
— И, конечно, он невероятный совершенно, какой-то гигант просто, человек-гигант.
В. Васильев
— Ну, так нам Писание так и говорит о нем, что «хоть и малый из всех пророков (он и по возрасту, и по пророчествам был мал), но большим наречется в Царствии Небесном».
А. Митрофанова
— И вот здесь снова тот вопрос, который возникает: а как такие дети появляются на свет? Это все-таки предопределеннос
В. Васильев
— Это все вместе. Ну, давайте, чтобы ответить подробно на этот вопрос, нужно вспомнить, кто такой Бог.
А. Митрофанова
— (Смеется.) Издалека начинаем!
В. Васильев
— Существо абсолютно Высшее, нашему разуму неподвластное. Мы можем только знать о Боге то, что Он нам себя открыл через Священное Писание, через Иисуса Христа, и из личного опыта общения с Ним через веру. Вот это все, что мы можем знать о Боге. Остальное нам неподвластно. И Бог, прежде, чем все творить, Он знал уже все до конца. То есть это существо, у Которого нет того, чего бы Он не знал. И для каждого человека у него есть свой путь, скажем, прямой. Как Иоанн Креститель проповедовал, «сделайте прямыми стези Его». Вот для каждого человека есть прямой. Но мы должны помнить и еще такую вещь — что каждое существо, человек и ангел, сотворены свободными, со свободной волей. При том, что у Бога на каждого есть свой путь, человек еще может сам по нему идти. Он может идти не прямо, как у нас это получается в жизни. Мы как-то идем все время окольным путем — если с верой. Если без веры, вообще по нему не идем, понятно. Но Господь нас так или иначе на этот путь постоянно подталкивает, выравнивает.
А. Митрофанова
— То есть это предопределеннос
В. Васильев
— Это не предопределеннос
В. Емельянов
— Да, а как тогда объяснить такие случаи, что человек идет и немедленно принимает крещение, потому что на него снизошло озарение? Ни о какой духовной работе, я прошу прощения, речи не было вообще до этого — с рождения до конкретно этого момента. Как это так?
В. Васильев
— Пришло время, созрел человек.
В. Емельянов
— Нет, Вы говорите — человек работает, и Бог работает.
В. Васильев
— Имеется в виду, с осознанием себя верующим человеком. Когда человек осознанно придет к вере. Потому что вот я, например, в своей жизни...
В. Емельянов
— Нет, я говорю, что это бывает просто вот — раз, и пришло, и все. И это действительно навсегда.
В. Васильев
— Господь посетил. Господь посетил благодатью Божией.
А. Митрофанова
— Видимо, так у тебя было?
В. Емельянов
— Нет.
В. Васильев
— У меня так было.
А. Митрофанова
— У Вас так было?
В. Васильев
— Да. Я до 1996 года был абсолютно неверующим человеком. В Церковь не ходил — так, иногда свечку поставлю. Даже, помню, меня теща водила пару раз причащаться — я даже вообще не знал, что это такое. На исповедь пришел — батюшка там спросил о работе, как дела, туда-сюда — нормально. Ну, все — накрыл епитрахилью, и я пошел, даже не понял, что это.
А в 1996 году просто Господь посетил и призвал, и уже стало ясно, что надо идти.
А. Митрофанова
— То есть такое бывает? Ну, это часто бывает, на самом деле.
В. Васильев
— Такое почти всегда и бывает. Человек осознано приходит, не по своей воле. Господь говорит ученикам своим: «Не думайте, что вы избрали Меня, но Я вас избрал».
А. Митрофанова
— Вот почему тогда кого-то избирает, а кого-то не избирает? А те, кого не избрал, получается, что они?.. Это тоже предопределеннос
В. Васильев
— Нет, не обязательно. Есть, понимаете, люди, которые уже готовы и которые, если Господь позовет, пойдут. А есть люди, которые не готовы. Если Господь позовет в этот момент, он еще не готов, он не пойдет.
В. Емельянов
— Вот я, скорее, оказался из готовых, наверное. Но все-таки неслучайно я остановился возле этого храма, хотя это вообще в мои планы не входило, я вообще ехал по другим делам. Тогда еще можно было стоять непосредственно рядом с ним, а это тут, неподалеку, при больнице святителя Алексия. Вот я сейчас просто вспоминаю, и я... Ну, я совершенно однозначно не собирался быть там сегодня, в этот день, в это время — совсем. И уж точно совершенно, что меня пустили, хотя храм был закрыт, и не было повода у меня заходить. А потом сотрудница свечной лавки спросила: «А что бы Вы хотели?», а я говорю: «А я хотел бы со священником поговорить о Крещении». И вот само лилось. И вот, наудачу, оказался как раз протоиерей отец Александр Дакулин, который у нас тут...
А. Митрофанова
— ...был в эфире.
В. Емельянов
— ...был в эфире у нас, да, и просто это все так вот — раз! — и в одну картину сложилось. Хотя я говорю, что у меня в этот день планов вообще беседовать со священниками или хотя бы думать о них — не было абсолютно в голове.
В. Васильев
— Мне тоже. Когда Господь посетил, я даже об этом не думал. Но когда уже посетил, тогда я уже понял.
В. Емельянов
— Ну вот.
А. Митрофанова
— Это значит, что не нужно ничего делать, не надо искать, не надо ничего предпринимать?
В. Васильев
— Нет, нет-нет! Труд спасения — труд совместный, и Бога, и человека. То есть мы по свободной воле его выбираем. Если я пришел, осознал, пришел к Богу, и я по своей свободной воле отвечаю на Его любовь. И я стараюсь для спасения, для Царствия Небесного.
А. Митрофанова
— То есть предопределения, судьбы у человека нет?
В. Васильев
— Предопределение Божие — есть такое, но оно не нарушает свободу воли человека.
А. Митрофанова
— Вот это очень важное замечание. То есть это не то, что, как у древних греков, если рок над тобой висит, довлеет –и над людьми, и над Богами, над всеми...
В. Васильев
— Получается — да, если мы верим в судьбу, то, получается, мы биороботы, которые идут по программе. Тогда у нас нет свободной воли — у нас есть какая-то биопрограмма, которую мы исполняем. Поэтому учение о судьбе, вот как у нас в язычестве и на Руси принято представлять, — оно неверное.
Если за судьбу мы берем что? Вот тот путь, который Господь нам проложил, прямой. Но идем мы по нему сами.
В. Емельянов
— Но идем мы по нему криво.
В. Васильев
— Естественно! Потому что мы немощны.
А. Митрофанова
— А можем выбрать другой путь?
В. Васильев
— Вот Иоанн Предтеча шел прямо.
А. Митрофанова
— «Прямыми сделайте пути Его», действительно. Опять же, возвращаясь к тому моменту — как такие люди появляются на свет, как такие дети, и у каких родителей они рождаются? Если мы посмотрим на Захарию и Елизавету, то понятно, что эти люди были какие-то тоже совершенно необыкновенные, и, как Вы уже, отец Валерий, сказали, они долго о ребенке молились и с доверием принимали те обстоятельства жизни, которые у них возникали. Вот то, как складывалось, так и складывалось — ну, значит, вот так хорошо.
В. Васильев
— Так хочет Бог.
А. Митрофанова
— Это, я Вам должна сказать, большой подвиг.
В. Васильев
— Да. Совершенно верно. Сама по себе жизнь праведника — это подвиг.
А. Митрофанова
— Имплицируя, переводя это на наше время, когда, если Господь чего-то не дает, того, что в наших «хотелках» это вот так, а Господь дает по-другому, это бывает очень непросто принять. И это бывает для кого-то вообще «вынос мозга» и бунт против Бога — такой карамазовский абсолютно. Но здесь ситуация другая. И получается, что этот вымоленный ребенок становится благословением для всей семьи?
В. Васильев
— Для всего рода. Праведник вымаливает весь род.
А. Митрофанова
— Вот это совсем загадочная история. А как это?.. То есть получается, что кто-то берет на себя груз за всех остальных...
В. Васильев
— Как Христос. Как Христос.
А. Митрофанова
— ...которые что-то там «накосячили», и тащит это на себе, как паровоз?
В. Васильев
— Давайте вот так вот, сначала определимся: кто такой христианин? Это, вроде, понятно, да, что это верующий человек?
А. Митрофанова
— Ну, человек, живущий в присутствии Христа, как мне кажется. Понимающий...
В. Васильев
— Но на самом деле как нам говорит Священное Писание? Это, в первую очередь, ученик Христа. А чем занимается ученик? Он старается быть похожим на своего учителя. Что сделал Христос? Взял на себя грехи всего мира. Что делает праведник в семье? Он вымаливает весь свой род, он несет этот груз своего рода тоже на своих плечах. В первую очередь, конечно, он сам приходит к покаянию, он сам себя исповедует, то есть свои грехи — искупляет их с помощью Божией и очищается. Но, помимо этого, он еще и начинает молиться за весь род.
А. Митрофанова
— Священник Валерий Васильев, клирик храма Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в поселке Кокошкино в Новой Москве, сегодня в программе «Светлый вечер» на радио «Вера». И мы продолжаем разговор об Иоанне Крестителе и о воспитании детей.
Вы знаете, здесь хотелось бы еще обратиться к такому моменту, что личность родителей — насколько она важна для того, какими дети получается? Ведь бывает же очень по-разному. В случае с Захарией и Елизаветой, они были сами по себе люди удивительные, исключительные, святые. И у них ребенок такой родился. Бывает так, что какие-то невероятные дети рождаются в неблагополучных семьях. А бывает так, что у потрясающих людей рождается ребенок, на которого тратится неимоверное количество усилий, но он все равно идет по каким-то тем самым кривым дорогам, о которых Вы в первой части программы сказали.
В. Емельянов
— Или мало проживает — по своей вине или греху.
А. Митрофанова
— Или так. Вот как воспитать в ребенке какой-то стержень, что ли? Или как воспитать в нем добро, как воспитать в нем самостоятельност
В. Васильев
— Угу. Как мы сегодня говорили уже, что труд воспитания человека — это совместный труд Бога и человека. То есть если человек сам не трудится, ну, Господь будет помогать постольку-поскол
В. Емельянов
— В первую очередь, мне кажется, это любовь.
В. Васильев
— А это и есть праведность. Это и есть любовь. Она, любая праведность — она свойственна любви. Потому что Бог есть любовь. Без любви праведности не бывает. Помните, как говорит апостол Павел? Что «если я говорю языками ангельскими и имею веру такую, что могу горы переставлять, и знаю все тайны, а любви не имею, я ничто». Понимаете? Поэтому праведность, в первую очередь, у нас ассоциируется с любовью.
А. Митрофанова
— Но трудно себе представить родителя, который не любит своего ребенка. Это как-то, мне кажется, какие-то инстинкты!
В. Васильев
— Любовь бывает разная!
В. Емельянов
— Я думаю, что через день в будни включи вот эти ток-шоу, которые в пять и в семь вечера по всем каналам...
А. Митрофанова
— У меня телевизора нет, извините! (Смеется.)
В. Емельянов
— ...государственн
А. Митрофанова
— Я понимаю, о чем ты говоришь. Но действительно сложная история, и непонятно, как так получается — когда ребенок рождается, родители счастливы абсолютно.
В. Васильев
— Да.
А. Митрофанова
— А что потом происходит?
В. Васильев
— Вот помните, что нас разлучает с Богом? Это, прежде всего, наш эгоизм, наша гордость. Любить можно ребенка тоже по эгоизму, эгоистической любовью — как мою собственность, как то, что «я родила», «то, что я породил», «то, что мое». Поэтому и часто бывает конфликт «дети — родители», когда дети вырастают, становятся самостоятельными личностями, хотят принимать свои собственные решения, а родители говорят: «Нет, как я хочу!»
А. Митрофанова
— О, да-да!
В. Васильев
— Понимаете? То есть по моему эгоизму. Счастлив тот ребенок, у которого родители сверяются с Евангелием. Как говорил Игнатий Брянчанинов, «достаточно мирянину каждый вечер сверяться с Евангелием — как он прожил день, по Евангелию или нет». И если родитель руководствуется в воспитании детей Евангелием и святыми отцами, то этот ребенок счастлив. Но если он руководствуется только своей собственной справедливостью, то это, как правило, несчастный ребенок.
В. Емельянов
— Это вот бывает очень важно, потому что тот первый вариант... не первый вариант, а Ваше первое описание семьи — это очень незначительный процент нашего общества, очень незначительный.
В. Васильев
— К сожалению.
В. Емельянов
— Значит, основной массив — это несчастные дети?
В. Васильев
— Ну, в плане...
В. Емельянов
— То есть, в будущем — несчастные люди?
В. Васильев
— Относительно Бога — да.
А. Митрофанова
— Какое смелое замечание! А почему тогда, объясните, отец Валерий, иногда... даже не иногда, а нередко бывает, что в благочестивых семьях у прекрасных, глубоко верующих родителей дети, которые отошли от этого всего, им это не нужно, их интересуют совершенно другие вещи, и там может быть все, что угодно? Как так получается, что это такое? Внешне все, понимаете, абсолютно... Сверяются с Евангелием, читают святых отцов, наизусть все цитируют, а дети — вот такие?
В. Васильев
— Согласен с Вами.
А. Митрофанова
— «По плодам их узнаете их»?
В. Васильев
— Да. Основная проблема кроется в нашем сердце. Потому что сердце видит только Бог. Мы, люди, видим тоже только внешнюю сторону и плоды, как Вы говорили, да? И, получается, вопрос очень сложный в чем? С одной стороны, каждый человек переживает свое общение с Богом внутри себя, но по-разному. Кто-то переживает, наоборот, это только внешне, как фарисеи это делали, кто-то это начинает переживать очень глубоко внутренне, как Иоанн Богослов, как Иоанн Предтеча. И это изменяет всю его жизнь (нрзб.).
Есть еще моменты такие — скажем, каких-то родовых грехов, которые передаются... Помните, как Каин был проклят до седьмого колена?
В. Емельянов
— Которые даже при крещении не отпускаются?
В. Васильев
— Нет, в крещение смывается абсолютно все.
В. Емельянов
— А Вы говорите, родовые?
В. Васильев
— А есть наклонности. Крещение-то смывает грехи, но у человека остались какие-то наклонности, страсти...
А. Митрофанова
— Это то, что мы генетикой называем?
В. Васильев
— Да, да. Совершенно верно.
А. Митрофанова
— То есть, есть генетика физическая, физиологическая, а есть духовная генетика?
В. Васильев
— Сам грех прощен. Но...
В. Емельянов
— Почему-то вспомнил фразу, что страсть — это взбесившаяся добродетель.
А. Митрофанова
— (Смеется.) А, хорошая фраза.
В. Емельянов
— Прошу прощения, что перебил — но просто вот в голову пришло.
В. Васильев
— Ничего-ничего.
И получается — если в семье живут, допустим, внешне только праведно, а внутренней веры нет никакой, то они детям ничего не передадут, кроме вот этого внешнего фарисейства. Если же в семье, наоборот, внешне могут жить как будто бы неправедно, но внутри сердце у человека действительно искренне с Богом — просто ну не умеет он воспитывать, не умеет правильно жить, все, но искренне он вот к Богу тянется, Господь ему дает, как награду, и таких детишек.
А. Митрофанова
— Мне кажется, что как раз таких случаев у нас больше. Мы все-таки тащим на себе груз не только вот этих 70 лет советской власти, как принято сейчас говорить, когда воспитывать в вере было очень сложно и далеко не все это умели, но и если взять дореволюционное время, там тоже много было... Если почитать, например, Горького, сколько там всего творилось, какого безобразия — когда внешне люди, вроде бы, ходили в храм, а внутренне что там творилось — это иногда просто ужас и кошмар, и волосы дыбом становятся от того, когда это все читаешь. Ванька Жуков какой-нибудь, который пишет письмо дедушке, а на самом деле Господу Богу. «На деревню дедушке» — куда он его отправит, как? А живется ему очень плохо, и что он видит в этой жизни? То есть там тоже много всего было.
Но при этом есть люди все равно и в наше время, учитывая вот эту историческую, так сказать, ретроспективу... все равно в наше время есть люди, и их немало, которые, может быть... Может быть, они даже и в храм не ходят.
В. Емельянов
— Может быть, они вообще неверующие.
А. Митрофанова
— Но какая-то внутренняя вот такая закваска у них очень правильная.
В. Васильев
— Согласен.
В. Емельянов
— Ну, и то, что вот можно сказать — стабильные, интеллигентные, воспитанные люди. Да, интеллигентная семья.
В. Васильев
— Ну вот как нам говорят святые отцы об этом? Есть два вида добра. Есть добро, которое богатеет в Бога, а есть добро, которое богатеет в себя. То есть если человек творит какое-то добро, и он очень добрый, он очень много справедливых... помогает всем всегда, но он делает это не ради Христа, то это обращается в зло, потому что он делает только ради своего имени или добро ради добра. То есть это, получается, в никуда добро.
А. Митрофанова
— Отец Валерий, давайте вернемся, может быть, к таким прикладным вопросам. Вы сказали уже — и Володя, и Вы, — что, конечно же, любовь — это основа всего, любовь — это самое главное. Как воспитать любовь в ребенке? Как это делать личным примером? Что для этого нужно? Какие-то специальные хитрости есть? У Вас большой опыт работы с детьми, Вы в гимназии преподаете, и расскажите, что бы Вы посоветовали. Может быть, это слишком абстрактный вопрос, но у него, наверняка, есть практические какие-то плоскости.
В. Васильев
— Да, любовь — это основа, как мы уже с Вами говорили в сегодняшней передаче. Прежде, чем воспитать любовь, надо научиться любить самому. Что нам апостол пишет в «Послании к коринфянам»? «Любовь долготерпит. Любовь не завидует. Любовь не ищет своего. Любовь все покрывает, все терпит. И так далее».
А. Митрофанова
— «Всему надеется».
В. Васильев
— «Всему верит, всему надеется». То есть мы должны научиться любить сами. Потому что, как правило, мы сейчас переживаем очень тяжелое время. Как Вы сказали, после 70-летнего советского вот этого периода безбожного у нас идет восстановление в вере — то есть почти без личных примеров, только единицы какие-то — такие, как отец Иоанн Крестьянкин, отец Николай Гурьянов, — единицы таких людей. А раньше-то эти примеры были на каждом шагу — возьмите одну Оптину, оптинских старцев...
А. Митрофанова
— Но что-то из не очень-то слушали, понимаете? Если посмотреть, кто были современники этих людей, ох как много там было тех, кто, понимаете, жил рядом с оптинскими старцами и при этом совершенно не обращал внимания на то, что есть перед глазами такой пример. Занимался терроризмом.
В. Васильев
— Согласен.
В. Емельянов
— Нет пророка в своем Отечестве.
В. Васильев
— Но Вы поймите еще, что революцию совершает небольшая горстка людей, а остальные уже по своему неразумению идут за ними. Поэтому основная масса россиян — все-таки те, которые не имели возможности препятствовать революции или еще чему-то, оставались такими, какие они есть.
То же самое и сейчас — у власти стоит не такая уж большая группа людей, но основная масса христиан воспитывается в Церкви. И они же себя не афишируют. Не у всякого есть возможность прийти, там, с трибуны выкрикнуть, по телевизору выступить, по радио сказать, правда?
А. Митрофанова
— Ну, когда это делается, это не всегда бывает, к сожалению, ловко и уместно.
В. Васильев
— Так вот и получается, что мы сейчас переживаем вот тот период восстановления, который только благодаря Богу и Его благодати и каким-то светильникам из прошлого, и небольшим светильникам современности, возможно, вот эта наша... поднимается Церковь, идет, но своим очень... потихонечку, постепенно набирает обороты, скажем так, в этом плане — в плане воспитания. Поэтому сейчас нам очень тяжело — всем очень тяжело, это надо понимать.
А. Митрофанова
— Священник Валерий Васильев, клирик храма Веры, Надежды, Любови и Софии поселка Кокошкино в Новой Москве сегодня в программе «Светлый вечер» на радио «Вера». Здесь также Владимир Емельянов, я, Алла Митрофанова, и буквально через минуту мы продолжим разговор о воспитании детей и о тех прикладных задачах, которые перед родителями стоят.
В. Емельянов
— Итак, мы продолжаем «Светлый вечер» на радио «Вера». В студии Владимир Емельянов и Алла Митрофанова и наш сегодняшний собеседник — священник Валерий Васильев, клирик храма Веры, Надежды, Любови и матери их Софии города Москвы.
А. Митрофанова
— Вы знаете, очень хотелось бы во второй части программы, которая посвящена сегодня разговору об Иоанне Крестителе в целом, а в прикладной плоскости — тому, как такие дети получаются... Напомню, речь не о внешнем виде, а о его внутреннем состоянии, о том, как... что это невероятный какой-то был, совершенно потрясающий человек. Такими рождаются или такими становятся? Что здесь зависит от традиции, или что здесь зависит от детей? Что здесь зависит от предопределения в судьбе человека и от того, что посылает Господь?
Так вот, Вы знаете, в том вопросе, который касается воспитания детей, один из самых часто задаваемых, наверное, вопросов, — это как воспитывать без криков и без наказаний.
В. Емельянов
— О, очень в тему вопрос, потому что, ты знаешь, я вот стал ловить себя на мысли, что я почему-то непроизвольно обращаю внимание на...
А. Митрофанова
— ...поведение...
В. Емельянов
— Нет, ты знаешь, вот, короче, всен происходит так — что как бы массовка в жизни — там, какая-то площадь, какая-то улица или магазин... Ну, просто как бы декорации и массовка, и у меня мозг вот совершенно точно вырывает из всей этой массовки какую-то пару или тройку людей, которые просто тупо орут на своих детей. Причем, иногда это просто они с ними громко, но довольно жестко разговаривают, а иногда это просто откровенная — я прошу прощения — просто матерщина. И, Вы знаете, меня это вгоняет в некий ступор. То есть это не то, что я останавливаюсь и просто застываю в какой-то... и начинаю судорожно думать, но меня это... Вот даже я могу сказать, что меня это немножко угнетает. Вот такие вещи.
В. Васильев
— Вот это и есть то, о чем мы говорили в первой части программы — отсутствие любви, терпения, в первую очередь. Потому что родитель, как правило, хочет, чтобы было так, как он понимает жизнь, с его ребенком. И начинает его научать своему. Но при этом не учитывается совершенно, что ребенок развивается своим путем — абсолютно своим, и как Господь его ведет по жизни.
В. Емельянов
— И вообще он отдельно взятая личность и человек.
В. Васильев
— Совершенно верно. Речь идет о том, чтобы просто элементарное уважение к ребенку... Потому что ребенка надо учиться уважать, в первую очередь.
В. Емельянов
— А может быть, они к ним относятся как к овощам просто? Ну, типа — вот родилось и растет само по себе?
В. Васильев
— Второй момент — это отчаянье от того, что родитель не может изменить в ребенке то, что он хочет в нем искоренить. Отсюда, он начинает нервничать и переживать, и повышать тон.
А. Митрофанова
— Ну, а что, например? Что, например, в ребенке бывает невозможно искоренить, а родителям очень хочется?
В. Васильев
— Значит, смотрите: надо уметь различать, когда ребенок просто шалит, и когда он делает откровенное зло, то есть делает это со злом. Порой мы не можем этого различать, и мы...
А. Митрофанова
— Назло делает?
В. Васильев
— Да. Поэтому мы, как правило, реагируем на любые резкие, какие-то неадекватные поступки ребенка. А если разобраться, то он ничего злого-то, плохого не сделал — обычная детская шалость. Тут ничего такого плохого нет, и последствий нет. Но мы реагируем на это уже без разбора, понимаете? То есть автоматически, скажем так.
В. Емельянов
— Потому что мы просто задерганы жизнью и всякими прочими?..
В. Васильев
— Все, тут все вместе. Я же говорю — мы сейчас очень непростое время переживаем. Время становления в православии без каких-то особых таких вот... Раньше что делали старцы? Они набирали учеников, и эти ученики возле них спасались. Это самый идеальный способ. Послушание — самый короткий путь к Богу. Но сейчас этого нет, и нам приходится самим щупать, гд правильно, где неправильно — тяжелым путем опытным. Родители должны заняться своим воспитанием, и тогда, на примере его собственного воспитания, как бы ребенок в детстве себя ни вел, родитель будет автоматически передавать ему свое состояние, понимаете? Потому что он видит его всегда перед глазами, видит его со стороны. Ведь знаете же такое выражение: «Со стороны всегда виднее», правда?
А. Митрофанова
— То есть если родители, «заведенные» внутренне проблемами на работе, какими-то конфликтами между собой, может быть, там, у кого-то что-то не сложилось, то ребенок все это считывает и начинает?..
В. Васильев
— Не то, что считывает — он все, что происходит вокруг него, впитывает в себя. Как ведут себя родители, как они разговаривают между собой — мы же часто не замечаем за собой, когда при детях обсуждаем серьезные проблемы. Ребенок сидит, играет, делает вид, как будто бы не слышит — на самом деле, слышит все. Помните, как в «Житии Петра и Февронии: «Плохо дому без очей», — Феврония говорит слуге князя. Он говорит: «А что такое «дом без очей»?» — «Это нет ребенка в доме, поэтому ты зашел — я тебя не увидела, как ты зашел». Понимаете? То есть ребенок — глаза дома. Он видит все, слышит все, понимает все. Он может делать вид, что это как бы... не про него.
И мы решаем такие проблемы, которые просто уродуют его психику. Ясно, да?
Много очень проблем связано с личным нашим воспитанием. Мы не были воспитаны как положено. И мы передаем ребенку то, что в нас заложено было с детства.
В. Емельянов
— Слушайте, но наше поколение — оно вообще все так воспитано в большинстве своем, но, я прошу прощения все-таки, но выросло...
А. Митрофанова
— ...немало достойных людей.
В. Емельянов
— ...поколение, да, в котором число порядочных, искренних, ну, действительно, нормальных людей... их много.
В. Васильев
— Много.
В. Емельянов
— Это несмотря на то, что нас воспитывали, как Вы говорите, неправильно. Нас, в принципе, правильно воспитывали. Там, может быть, это не Домострой и все такое прочее, и как надо воспитывать, там, ребенка в Боге и Бога в ребенке, а это «Моральный кодекс строителя коммунизма», преломленный для детей. «Пионер должен помогать», и все такое прочее — вся вот эта вот советская фигня...
А. Митрофанова
— Не знаю, от этого ли это зависит или от чего-то другого, от какого-то человеческого замеса... Мне кажется, что все-таки второе. Потому что в том, что касается всей этой идеологии, там такие были перекосы серьезные!
В. Емельянов
— Я согласен. Ну, а «само»? А самообретение, обретение самого себя?
В. Васильев
— Давайте просто рассудим. Давайте так рассудим: если, как Вы говорите, выросло большое поколение достойных людей, то сейчас это большое поколение должно быть все праведно. Где праведники? Нет. Значит, эта праведность, доброта, вернее — сама в себя, понимаете? Если мы уже говорим о вере, то мы должны понимать, что воспитывается ребенок в вере, правильно воспитывается. Ясно, да? Потому что есть, как старец Паисий говорит, справедливость человеческая, а есть справедливость Божия. Надо отличать.
Вот живут два старца. Одного угостили десятью сливами. (Это старец Паисий приводит пример.) Он приносит их в келью. По человеческой справедливости что он должен сделать? Ну, себе пять — и ему пять. Правильно? Тогда он от Бога никакой награды не получает — он получил свои пять слив, и все. А по Божьей справедливости что он сделал? Хотя он их очень сильно любит. Он должен предложить другому все десять, сказать: «Прости, у меня вот живот болит, скушай, пожалуйста, за мое здоровье, помолись». Тогда он награду от Бога получит. Он отдал что имел.
А. Митрофанова
— То есть это такие торговые отношения с Богом? «Значит, сейчас я ему отдам все свои сливы, которые очень люблю, а Ты мне, пожалуйста, это засчитай!»?
В. Васильев
— Нет... О торговых отношениях сейчас скажу.
В. Емельянов
— Мне тоже... Я слышал эту историю, но мне она кажется чересчур перемороченной.
В. Васильев
— Нет, тогда мы должны обратиться к батюшке Серафиму Саровскому. В разговоре с Мотовиловым он говорил: «Радость моя, Вы много спрашивали о целях христианской жизни — у того учителя, у того, у того, но никто Вам толком и не ответил, что это такое. А я Вам скажу: это стяжание Духа Святаго». Оно подобно тому, как мы копим деньги: копейка к копейке, рубль к рублю собираем, понимаете? Имущество: вещь к вещи, шкафчик к шкафчику, квартирка к квартирке, домик к земле и так далее. То же самое...
В. Емельянов
— Домик к домику!
В. Васильев
— Да. Вот. И так далее. И получается что? Мы же копим, мы же богатеем. Если копим, если занялись этой целью. То же самое — и благодать Духа Святаго. Мы так же ее копим. Только он говорит: «Приобретайте больше — не на копейку — две копейки, а на копейку и сто рублей, десять рублей приобретайте». То есть чем Вы больше угождаете Богу... Вот, допустим, каждый свое... Вот кто-то молитвой приобретает, кто-то постом, кто-то поклоном, кто-то просто добрыми делами, кто-то воздержанием, еще чем-то. И вот так приобретается благодать Божия. Что у Вас лучше получается, тем и копите. Понятно, да? Стяжайте Духа Святаго.
В. Емельянов
— Угу.
А. Митрофанова
— Отец Валерий, все-таки, возвращаясь к вопросу о наказаниях и криках, сейчас ведь много спорят о том, нужно ли детей наказывать, можно ли, например, лупить по попе? Что ах-ах-ах, ни в коем случае, или, там, сейчас приедет специально обученная гражданка и отберет у Вас ребенка. Но, вместе с тем, какие-то, наверное, системы сдержек и противовесов — они все равно должны быть?
В. Емельянов
— Силовые методы?
А. Митрофанова
— Иначе тогда ребенок... Ну, как сказать... Ну, это же естественный процесс — что ребенка нужно иногда за что-то поругать, иногда за что-то похвалить. Не всегда же дети ведут себя идеально. Так вот как здесь, в этой ситуации, удержать себя от того, чтобы не сделать лишнего? Как сделать так, чтобы, может быть, воздержаться от тех ужасных криков, о которых Володя рассказывал? Я тоже видела это. Мне так жаль детей — они же... Вы знаете, вот у них такие прямо слезки, как горошины, текут по щекам. Сердце разрывается.
В. Емельянов
— И они, главное, не понимают, почему.
В. Васильев
— Согласен, очень жалко. Я тоже часто наблюдаю эту картину — вообще, это очень тяжело, конечно, видеть, как... Дети от этого очень сильно страдают. Потому что, во-первых, непонимание родителей, второе — унижение прилюдно.
В. Емельянов
— Да, вот это очень важно.
В. Васильев
— Потому что ребенка наказать можно — унизить нельзя. Макаренко.
В. Емельянов
— Ну, и потом, у него такое доверие априори, мне кажется, к родителям и такое чувство любви к родителям, что он не понимает...
А. Митрофанова
— Он понимает еще, что он плохой, с ним что-то не так — в тот момент.
В. Емельянов
— Нет-нет-нет, что...
В. Васильев
— Он вообще не понимает, что происходит.
В. Емельянов
— Да, он не понимает, как это. Вот люди, которые...
В. Васильев
— Для него это шок, стресс.
В. Емельянов
— Шок! Я вот думаю, что люди, которых он любит, он от них этого не ожидает просто.
В. Васильев
— Да, стресс. Стресс. Потом привыкает уже, конечно, и ожидает, и становится... начинает подстраиваться под родителей, но это уже лицемерие.
В. Емельянов
— Да, да-да. Вот...
В. Васильев
— Это отталкивает все.
В. Емельянов
— И тут эта Горгона над ним стоит и орет как резаная.
В. Васильев
— А это всего лишь личная страсть родителя. То есть родитель не может укротить свой гнев.
А. Митрофанова
— Так вот как этого избежать? Как воспитывать без наказаний и без криков? Или все-таки, может быть, с наказаниями, но с такими, которые не будут ребенка унижать?
В. Васильев
— В первую очередь, это зависит от любви, как мы говорили, от уважения к ребенку, от борьбы с личными страстями со своими.
А. Митрофанова
— То есть нужно разбираться, где...
В. Васильев
— ...обязательно. И рассудительность
А. Митрофанова
— ...что меня раздражает... Когда я наблюдаю за ребенком, что меня раздражает в себе в этот момент, а что раздражает... что вызывает действительно какой-то праведный гнев?
В. Васильев
— Совершенно верно, да. Вот я как делаю со своими старшими детьми? Сейчас он вырос уже, большой. Нашкодит что-нибудь, сотворит что-нибудь. Я сразу ничего ему не говорил — не наказывал, ничего. Мы уходили, уединялись вдвоем и начинали разбираться. Около часа мы беседовали. Я ему объяснял, в чем он неправ, какое зло он сотворил. И вот когда он со мной соглашался, говорил: «Да, действительно, я был неправ здесь», — все, тогда я его наказывал. Но он знал, за что его наказали, почему его наказали, и в чем его вина.
В. Емельянов
— Ни в коем случае, если Вы схватили ремень, не бейте в первые три секунды, потому что в Вас говорит вот Ваш гнев.
В. Васильев
— Да, да, совершенно верно.
В. Емельянов
— Вы сначала сами успокойтесь, потом дождитесь, пока ребенок успокоится, потом сядьте, поговорите.
В. Васильев
— Мы сейчас с Вами вот говорим о случаях индивидуальных. Каждый человек — индивидуальный, к каждому свой подход требуется. Родитель, прежде всего, если он родил ребенка, должен становиться воспитателем, преподавателем. Это прежде всего. А преподаватель — он ищет особый подход к каждому ребенку. Кому-то достаточно слова, кого-то достаточно просто по голове погладить, кого-то за ушко немножко подержать. Да у каждого ребенка свой подход.
И, во-первых, ребенок, если он видит, что ты его понимаешь, что ты его уважаешь, что ты его наказываешь соответствующе его провинности, то он тебе ответит взаимностью сразу же.
А. Митрофанова
— Тоже накажет? (Смеется.)
В. Васильев
— Почему есть любимые преподаватели? Нет, ребенок не думает о наказании...
В. Емельянов
— Я думаю, он считает, что сочетает, что это справедливое наказание.
А. Митрофанова
— Он должен понимать, за что, это очень важно.
В. Васильев
— Да, совершенно верно.
В. Емельянов
— Да, и он не будет в обиде на тебя, понимаешь?
В. Васильев
— Я вот делал опрос в школе — в обычной школе, разговаривал: «За что Вы уважаете того или иного преподавателя?» Знаете, что дети сказали, в первую очередь? «За понимание. Потому что они нас понимают».
В. Емельянов
— Это какая-то удивительная редкая школа.
В. Васильев
— Нет, это во многих школах есть такие преподаватели, которые понимают детей.
В. Емельянов
— Их единицы.
В. Васильев
— Единицы, но они есть.
В. Емельянов
— Но так было всегда. Так было всегда.
В. Васильев
— Они есть. И вот это очень важно. Нам надо учиться понимать своего ребенка. Надо, в первую очередь, помнить, что ты сам был таким.
У нас же как? У нас же перегиб в какую сторону? Мы пытаемся детям поставить свою голову на плечи. А простите, между нами 20 лет разницы.
В. Емельянов
— У кого — двадцать, у кого — сорок...
В. Васильев
— Понимаете, а это жизнь! А за эту жизнь сколько горя хлебнули, сколько соли съели вместе! Не один пуд! Понимаете? И поэтому это невозможно. Нужно понимать ребенка того, в каком он состоянии находится, каким он есть сейчас.
В. Емельянов
— Священник Валерий Васильев, клирик храма Веры, Надежды, Любови и матери их Софии города Москвы у нас сегодня в гостях в программе «Светлый вечер». Мы начали с Рождества Иоанна Предтечи, и, поскольку завтра День святых Петра и Февронии...
А. Митрофанова
— ...покровителей семьи...
В. Емельянов
— ...покровителей семьи... по-светски я не знаю, как это называется...
В. Васильев
— Семьи и верности. День семьи и верности.
В. Емельянов
— Семьи и верности. Многие, наверняка, в Муром, может быть, отправятся.
А. Митрофанова
— В Муром можно в любой момент отправиться, не обязательно в этот день.
В. Васильев
— Было бы хорошо поклониться... В этот день очень хорошо.
В. Емельянов
— Ну, в этот день, я думаю, к Мурому будет не подъехать — наверное. Наверное, я не знаю.
А. Митрофанова
— Мне тоже так кажется.
В. Емельянов
— И мы в связи с этим, видите, как-то плавно от Рождества Иоанна Предтечи перешли к разговору о воспитании детей, о наказании детей. Ну, как — мы не подробно останавливались на этой теме, зная тонкую нервную организацию Аллы Сергеевны, но тем не менее. Краеугольная мысль — не наказание как таковое, как факт осуществляемый, а неотвратимость наказания за совершенное зло.
В. Васильев
— Потому что лучше претерпеть его здесь, нежели будет Господь тебе посылать скорби.
А. Митрофанова
— Вот это, Вы знаете, опять же, какие-то торговые отношения. И я вот думаю все время о том, что если человек чего-то не делает из страха наказания, то это как-то... Ну, мне кажется, гораздо выше, когда он что-то не делает просто по любви. Ну, он понимает, что он из любви к Богу или к какому-то человеку не может так с ним поступить. Не потому, что он боится наказания, а потому что он его очень любит. Или потому, что он кого-то еще любит и переносит эти отношения на другие какие-то и тоже так не может поступить. Ну, может быть, просто потому, что у него, там, сердце доброе, я не знаю.
В. Емельянов
— Как не может-то поступить, я не пойму?
А. Митрофанова
— Плохо не может поступить.
В. Емельянов
— А, плохо.
А. Митрофанова
— Не потому, что он боится наказания, а потому что он не может так поступить.
В. Васильев
— Есть такое выражение — «любовь вне закона». О чем это говорит? О том, что человек, который растет в любви к Богу и к людям, не может нарушить закон. Он его просто не может нарушить.
А. Митрофанова
— Патологически не может.
В. Васильев
— Да.
В. Емельянов
— Закон мирской, Вы имеете в виду?
В. Васильев
— Любой. Если этот закон не против любви, не против Бога.
А. Митрофанова
— Бросить бумажку или, я не знаю, что-нибудь...
В. Васильев
— Он не может. Многие святые отцы — мы читаем — к ним львы ходили раны свои замазывать. Они боялись травку преломить, когда идут по дорожке, на травку наступить. Понимаете, о чем речь идет?
А. Митрофанова
— Потому что все живое. Все от Бога.
В. Васильев
— Да, абсолютно. Везде Бог.
А. Митрофанова
— Они боялись...
В. Емельянов
— Но тогда и нам жизни нет — если на травку-то наступить-то невозможно!
В. Васильев
— Это надо осознать!
А. Митрофанова
— (Смеется.) И не поваляться на травке!
В. Васильев
— К этому надо прийти, поймите.
В. Емельянов
— Да и сказал Бог: «Вот Вам животные, Вы властны над ними, ешьте их, работайте с ними!»
В. Васильев
— Нет, речь не об этом. Речь не о том, что это грех, а речь об отношении ко всему! Понятно, да?
В. Емельянов
— Ну, понятно, да...
В. Васильев
— То есть когда человек любит, он трепетно относится ко всему и ко всем. То есть вот здесь он не может нарушить закон.
Что такое — родитель кричит на ребенка? Это именно проявление страсти. Страсти-раздраже
В. Емельянов
— А они не борются с этим!
В. Васильев
— Мы сердца не знаем, кто как борется. У каждого по-своему.
А. Митрофанова
— Может быть, и борется, но не всегда получается сразу.
В. Васильев
— Не всегда получается, конечно. Это не всем сразу. Это же, я говорю, длительный путь. Человек вот, когда он идет от своего осознания в вере, и до состояния праведного к Царствию Небесному, это очень тяжелый и длительный, кропотливый путь.
А. Митрофанова
— Это, мне кажется, Вы знаете... Очень важно, когда человек в себе это уже видит и распознает. Что я, допустим, раздражаюсь на своего ребенка — на самом деле, меня это раздражает в себе, вот то, что он сейчас там сделал, например, на кого-то крикнул, — это то, что меня раздражает в себе. Я вижу, что это копия меня...
В. Емельянов
— То есть я на самом деле на себя раздражаюсь!
А. Митрофанова
— Да.
В. Васильев
— Да, совершенно верно.
А. Митрофанова
— А срываюсь на ребенке.
В. Емельянов
— «Перенос» называется.
В. Васильев
— Да, да, совершенно верно, да.
А. Митрофанова
— Я не знаю, мне кажется, сложно...
В. Васильев
— Нашли козла отпущения...
В. Емельянов
— Автоперенос, да.
А. Митрофанова
— Да, мне сложно... Поскольку у меня своих детей нет, я не могу на эти темы вот так уж прямо на личном опыте рассуждать, но я понимаю, как это бывает. Вот этот механизм — он, мне кажется, какой-то очень...
В. Васильев
— Очень тяжело особенно женщинам удержаться, потому что на них все хозяйство, все воспитание...
В. Емельянов
— На женщине вообще все.
В. Васильев
— Ей очень тяжело. А женщина сама по себе — эмоциональное существо. Если мужчина носит все в себе — ему легче, женщина — наоборот, она высказалась, выговорилась, и все, у нее прошло. А мужчина — все в себе.
В. Емельянов
— Поэтому умирают раньше!
А. Митрофанова
— А еще знаете как бывает...
В. Емельянов
— Но дело сейчас... Я вот о чем хотел спросить...
В. Васильев
— Не в этом, да...
А. Митрофанова
— Ах!
В. Емельянов
— Алла Сергеевна спросила про вот этих Горгон-мамаш или отцов, которые орут на детей и вообще всячески встряхивают их, все это делается прилюдно...
А. Митрофанова
— Я вот как раз в защиту их хотела еще сказать!
В. Емельянов
— А Вы мне скажите, пожалуйста, как священник, а вот постороннему человеку в такой ситуации — пройти мимо, для себя этот момент проработав каким-то образом (ну, там, не осуждая, не обвиняя, но просто осознавая факт, что это, конечно, не дело), или как-то подойти и этому человеку очень аккуратно сказать: «Ты вообще держи себя в руках — ты же с ребенком!»?
В. Васильев
— Да. Значит, палка о двух концах. Если жизни и здоровью ребенка ничего не угрожает, то лучше помолиться за него и за родителей и пройти мимо. Если что-то угрожает...
В. Емельянов
— Ну, тут понятное дело.
В. Васильев
— Либо если ты не можешь в себе это перетерпеть...
В. Емельянов
— Ну да!
В. Васильев
— ...ты можешь подойти и на ушко, чтобы никто не услышал, с уважением, в любовью...
В. Емельянов
— Нет, конечно! Ну да.
В. Васильев
— Не так: «Ах, ты такой-сякой!»...
В. Емельянов
— Нет, нет-нет!
В. Васильев
— ...а «прости, пожалуйста, брат, дорогой, успокойся, пожалуйста. Хочешь, давай я с тобой поговорю. Ребенку сейчас тяжело и так, без тебя. Не мучай его. Он же маленький, а ты большой. Он ничего еще не соображает»...
В. Емельянов
— Но так ведь, между прочим, под горячую руку можно и в репу получить!
В. Васильев
— Что ж теперь делать...
А. Митрофанова
— Кто ты такой, чтобы лезть со своими замечаниями?
В. Емельянов
— Да, а с другой стороны...
В. Васильев
— За правду надо пострадать!
А. Митрофанова
— Да, пусть лучше, действительно, взрослому достанется, чем ребенку.
В. Васильев
— Если ты подойдешь со смирением и с кротостью к человеку, то в большинстве случаев ты не получишь по репе.
В. Емельянов
— Я уверен, что это так. Уверен.
В. Васильев
— Но если ты подойдешь, как этот самый: «Ах ты, такой-сякой, ты чего?» — ну, драка завяжется сразу.
В. Емельянов
— Да, да. Но Вы учитывайте, что человек, к которому Вы подходите, уже просто настолько взвинчен и сжат, как пружина, что малейшего импульса достаточно.
В. Васильев
— Вы уже учитывайте, что и мы такие же точно.
А. Митрофанова
— Это правда! Вот это правда!
По повод Горгон — Володя сказал, а я прямо сразу так напряглась внутренне.
В. Емельянов
— Горгон? Ужас!
А. Митрофанова
— Потому что часто бывает — Вы, отец Валерий, сказали, — женщина все-таки существа эмоциональные... Мы действительно. такие, и я наблюдала ситуации, когда ребенок действительно может довести. Вот десять раз ему сказали: «Ну сделай это, убери игрушки!» — нет. Ну, нет. Ну, вот он о чем-то о своем в этот момент думает, как-то размышляет, и маме, которая крутится в этот момент на кухне, очень сложно бывает настроиться на волну ребенка и понять, почему он, исходя из его внутреннего состояния, сейчас эти игрушки не убрал. Она просто начинает там, действительно, кричать: «Ну, убери уже, в конце концов!» или как-нибудь, вот что-нибудь такое.
Что с этим делать? Вот как здесь все-таки находить в себе внутренние силы для того, чтобы справиться и не перейти вот эту грань уважения — неуважения к ребенку?
В. Емельянов
— Ну, может быть, попросить папу вместе с ребенком убрать игрушки?
В. Васильев
— Ну, смотрите, здесь вот Дмитрий Смирнов рассказывает очень интересный случай из его приходской жизни. У одной женщины было четверо мальчишек, четверо детей.
А. Митрофанова
— Ох, как это сложно — мальчиков-то женщине одной воспитать!
В. Васильев
— Да, она одна воспитывала их. Дети были прекрасные все, весь приход просто балдел от них, не мог налюбоваться. Ее спрашивали: «Как ты их воспитываешь? Ну это же мальчишки!» Одна женщина! Она была такая тихая, спокойная, все. Она говорит: «Я их воспитываю слезами. Как только они что-то сделают или чего-то не слушаются, я падаю на коленки у иконы, начинаю плакать и просить за них прощения у Бога, и просить, чтобы Господь их вразумил. И они подбегали, обнимали меня: «Мамочка, только не плачь! Мы сейчас все сделаем, все уберем!» Вот один из методов, да?
В. Емельянов
— Не. подождите. Что касается «один из методов» — то есть она в это как бы играла, что ли? Она им показывала...
В. Васильев
— Нет, она искренне.
А. Митрофанова
— Это не манипуляция была, это искренний был порыв. Это важно, ксатти.
В. Васильев
— Да, очень искренне. Потому что если будешь артистом, дети увидят и раскусят моментально.
В. Емельянов
— Нет, это понятно. Но...
В. Васильев
— А если это искренне, они же все чувствуют! Они чистые!
В. Емельянов
— А поскольку они чувствуют, насколько это искренне, это может очень плотно закрепить комплекс вины.
В. Васильев
— Да, у меня такой случай был...
В. Емельянов
— А это не есть хорошо.
В. Васильев
— Нет, послушайте, у меня такой случай был в гимназии. Прихожу к детям — класс один распоясался очень сильно. Взрослые дети, но понятно — гормоны бьют в голову и так далее. И я с ними беседую. Я беседу — и, причем, так я обличаю их конкретно. Говорю: «Ребята, разве так можно?» и все... Сижу — вроде, так притихли, слушали меня внимательно, минут 20-30 слушали. Я ушел. А у меня дочка была в этом классе. И я потом... Дочка мне рассказывает: «Знаешь, чего ребята сказали? «Единственный человек в школе, который хочет что-то изменить». Дети все чувствуют. Искренен ты или нет — они, в первую очередь, чувствуют. Потому что они чистые сердцем, совершенно чистые. Не мы — мы уже привыкли к лицемерию, к двойной жизни, к двойным стандартам. Дети — нет, они такие, какие они есть.
В. Емельянов
— Везет! (Смеется.)
А. Митрофанова
— Ну, нам всегда есть к чему стремиться, во-первых!
В. Емельянов
— Обратно в детство!
А. Митрофанова
— А во-вторых, Вы знаете, я хочу вот сейчас тоже немножечко к началу нашего разговора вернуться — там, где Вы сказали, что ребенок может, если, допустим, рождается какой-то праведник в семье, то он может вымаливать семью. В этом смысле вот есть, мне кажется, здесь взаимосвязь между родителями и детьми — что если родители что-то принимают на себя, часть какой-то внутренней глубокой, глубинной работы, вот эту работу проделывают над собой, то детям тогда как-то меньше уже этой работы достается.
В. Васильев
— Конечно, совершенно верно. Легче! Легче, конечно!
А. Митрофанова
— Есть, да, вот это?..
В. Васильев
— Это все передается из рода в род, из поколения в поколение — все передается, то, что ты наработал. Это как состояние. Если оно попадает к ребенку, который понимающий, который вместе с отцом помогал ему это все приобретать, трудился, он будет это нести дальше и передавать из рода в род. Но если ребенок над этим не трудился, и не видел, как это доставалось, и не ценит труда родительского, он сразу все это разбазарит.
То же самое и здесь — это духовный капитал. Вот Вы говорите, «торговые отношения». Но так и есть — стяжание Духа Святаго это тоже капитал, только духовный. Когда мы накапливаем себе не здесь, на земле, а там, в Царствии Небесном, понимаете?
В. Емельянов
— Я сейчас подумал о том, что слова «духовный капитал» не очень-то между собой коррелируем, скажем так.
В. Васильев
— Согласен. Ну, благодать Духа Святаго. Скажем, стяжание Духа Святаго. Это просто чтобы было понятно нам.
А. Митрофанова
— О чем идет речь... Потому что... Это наглядно как раз.
В. Васильев
— Да, это понятна, фраза наглядная, да. Понятно, что это просто то, что мы приобретаем себе там. Наш Господь сказал: «Собирайте сокровища не здесь, на земле, а там, в Царстве Небесном, да? Мы там должны собирать. То есть в Бога богатеть, а не в себя.
А. Митрофанова
— Вот, получается... Я просто смотрю, что Пресвятая Богородица — вымоленный ребенок. Десятки поколений до нее в ее роду пытались, как-то шли разными путями, но, в итоге, пришло все к рождению таких людей, как Иоаким и Анна. То есть такие люди — они тоже просто так на свет не появляются. Это, видимо, пока десятки...
В. Васильев
— Это предопределение Божие. То есть Бог, прежде, чем творить, уже знал, когда и где они встретятся.
А. Митрофанова
— Ну, это все-таки момент, опять же, предопределения.
В. Васильев
— В нашей жизни поэтому ничего не бывает случайного. Если мы даже с кем-то встречаемся на улице, тоже эта встреча неслучайна.
А. Митрофанова
— Ну, а этот закон предопределения в обратную сторону работает — что в твоей семье обязательно родится какой-нибудь, я не знаю, маньяк, например?
В. Васильев
— Если у нас свободная воля, многое зависит от нас.
А. Митрофанова
— Вот. Вот это тоже важно понимать, что есть... Бывает так, что и предопределение, а бывает так, что внутренняя работа. И...
В. Васильев
— Даже если Бог предупредил, как я в начале говорил, начертал нам правильный путь, мы всегда вольны уйти с этого пути — по нашему собственному желанию.
А. Митрофанова
— Вот, знаете, вот эти примеры все-таки — Захария и Елизавета, Иоаким и Анна, родители других святых, которые долго-долго ждали, у них рождались какие-то потрясающие дети... Или они, может быть, недолго ждали, но какую-то огромную работу проделывали над собой... Вот получается, что ребенок — это результат и этой работы тоже, внутренней работы родителей, духовной работы.
В. Васильев
— обязательно, а как же? Бог уже заранее знает, кого где родить. В каком плане? Он знает, как те люди себя поведут, как они будут стараться, как они будут жить. То есть Бог-то знает все, понимаете? Поэтому и дает благодать там, где это необходимо.
В. Емельянов
— Священник Валерий Васильев, клирик храма Веры, Надежды, Любови и матери их Софии города Москвы, был у нас сегодня в гостях в программе Светлый вечер. Спасибо, что нашли время к нам присоединиться.
В. Васильев
— И Вам спасибо!
В. Емельянов
— «Светлый вечер» для Вас провели Владимир Емельянов и Алла Митрофанова. Мы с Вами прощаемся!
А. Митрофанова
— До свидания!
В. Емельянов
— До скорых встреч!
12 мая. О подвиге преподобного Нектария Оптинского

Сегодня 12 мая. День памяти преподобного Нектария Оптинского, отошедшего ко Господу в 1928 году.
О его подвиге — протоиерей Владимир Быстрый.
С юных лет он стремился к духовной жизни. В 29 лет, уже будучи взрослым человеком, оставил мир и пришел в Оптину пустынь, знаменитый центр русского старчества, где наставниками его стали великие подвижники — преподобный Амвросий Оптинский и преподобный Анатолий Зерцалов. Жизнь в монастыре Нектарий начал с самых скромных послушаний. Трудился в пекарне, ухаживал за садом, носил воду. Его смирение и кротость поражали даже братьев. 20 лет он прожил в полузатворье, не разговаривая ни с кем из монахов, кроме духовника. Он имел благословение от старцев на юродство. А в 1912 году Оптинская братия избрала Нектария старцем, братским духовником, и он стал преемником Оптинских старцев. Он обладал даром прозорливости, предвидел судьбы людей и грядущие испытания России, всегда призывал к надежде. Сквозь тьму богоотступничество воссияет свет Христовой истины. К нему приезжали не только простые крестьяне, но и выдающиеся деятели культуры. Константин Леонтьев, художник Александр Болотов, актер Михаил Чехов. Ко Господу отошел преподобный Нектарий 12 мая 1928 года. В 2000 году он был прославлен в лике святых. Его жизнь напоминает, что даже в самые мрачные времена свет Христовой любви не угасает. Как говорил сам старец, любите Бога и ближних. В этом вся наука. А там, где любовь, там и Бог. Его наследие — это урок стойкости, милосердия и веры, который способно преобразить даже эпоху безверия.
Все выпуски программы Актуальная тема
12 мая. О личности и трудах Виктора Григоровича

Сегодня 12 мая. В этот день в 1815 году родился филолог и славист Виктор Иванович Григорович.
О его личности и трудах — протоиерей Артемий Владимиров.
Исключительно добрый, застенчивый, скромный человек, никогда не выставлявший своего имени и умевший всегда отдавать преимущество собеседнику. Он любил церковно-славянский язык и говорил о том, что язык Матери Церкви является объединяющим началом для всего православного славянства. Путешествуя по европейской части Турции, вникая в памятники филологической культуры южного славянства, особенно подробно занимаясь сербским славянством и его литературными памятниками, Виктор Иванович Григорович оставил после себя ценные труды, весь пафос которых заключается, как и в поэтическом наследии Фёдора Ивановича Тютчева, в желании обновить связи и сплотить православное славянство Европы и России, как имеющего единый духовный корень в православной культуре. Отдавая дань этому замечательному труженику российской филологической науки, помолимся, да упокоит Господь раба Божьего Виктора! И пусть его молитвами славянство, сегодня забывающее о своих корнях, восстановит попранное единство поместных православных церквей!
Все выпуски программы Актуальная тема
12 мая. О важности служения медсестёр

Сегодня 12 мая. Всемирный день медицинских сестер.
О важности служения медсестёр — священник Стахий Колотвин.
Господь гордым противится, а смиренным дает благодать. Эти слова напоминают каждому христианину о важности смиренного и скромного труда. Конечно, если мы смотрим на врачей, то это восхитительная специальность, это героическая специальность. Люди спасают ближнего, помогают, утоляют наши страдания, и сам Господь недаром носит эпитет «Врач и душ и телес». Но тем не менее, сегодня мы вспоминаем медицинских сестер. Тех людей, которые не стали великими научными светилами. Тех людей, которые, возможно, не имеют технических способностей провести тяжёлую операцию. Которые берут на себя заботу о наших немощах. Когда ты приходишь ко врачу, то от того, как встретит тебя медицинская сестра, зависит твоё расположение. Зависит твоё спокойствие. Психосоматику никто не отменял. Если ты будешь спокойнее, то будет уверенней врач. Ему проще будет тебя лечить. Кроме того, это служение помощи и заботы. Поэтому я тоже вдохновляюсь примером медицинских сестер, сестер милосердия. И мы в каждом деле должны бежать и не первенствовать, а должны помогать ближнему. Потому что если где-то мы от первенства уклонимся, Господь не осудит. А если мы смиренно ближнему не поможем, как это делают замечательные наши медицинские сестры, то тут, конечно, спрос у нас будет особый.
Все выпуски программы Актуальная тема