Чтобы нам воспринимать святых разных веков как своих друзей, важно помнить, что это были реальные люди, которые общались со своими современниками, стремились к высоким целям, любили, страдали…
Сегодня мы говорим о святом пророке Моисее и поэме Альфреда де Виньи «Моисей».
Святой пророк Моисей воспитывался во дворце египетского фараона, но с детских лет скорбел о рабской доле своего еврейского народа в Египте Однажды Моисей увидел, как бесчеловечно египетский надсмотрщик обращается с евреями-рабами, убил надсмотрщика, после чего бежал в пустыню.
Когда Бог открыл Моисею его предназначение – освободить еврейский народ из египетского рабства – и наделил даром чудотворения, Моисей вернулся в Египет и вскоре повёл свой народ на поиски Земли Обетованной.
Сорок лет водил пророк Моисей еврейский народ по пустыне. Столетним мудрым старцем, уставшим от бесконечных странствий и ответственности за свой богоизбранный народ, предстаёт перед нами пророк Моисей в поэме французского поэта начала 19 века Альфреда де Виньи.
Моисей поднимается на гору, чтобы говорить с Богом.
Альфред де Виньи:
Он Богу говорил: «Ужели снова в путь?
Ужели не умру и я когда-нибудь?
Увы, я одинок и быть устал всесильным.
Позволь и мне, Господь, забыться сном могильным.
Скажи, за что Твоим избранником я стал?
Израиль я привёл, куда Ты пожелал.
Коснулся он стопой земли обетованной.
Так пусть другой блюдёт завет, тобою данный,
Скрижаль и медный жезл из рук моих возьмёт
И, как коня уздой, смиряет Твой народ».
Поэт Альфред де Виньи, современник Пушкина, был признанным мастером небольшой поэмы с эпическим содержанием. Как замечательно сказал о Виньи один из современных ему критиков, Эмиль Дешан, «он сумел быть возвышенным, не будучи длинным». Особенно хорошо это видно на примере написанной в 1820 году поэмы «Моисей», которая принесла автору широкую известность.
Поэт испытывает чувство глубокого сострадания к своему герою, столетнему Моисею, и заставляет других задуматься об одиночестве ветхозаветного пророка. Могущественный и мудрый Моисей внушает евреям, которых он вывел из египетского рабства, почтительный страх.
Все свои жалобы пророк Моисей высказывает своему единственному и лучшему другу – Богу
В одном из писем в 1838 году Виньи пишет об одиночестве пророка Моисея.
Об этом же говорится и в его поэме «Моисей».
Альфред де Виньи:
Звучнее голос мой, чем моря грохотанье.
Моим стопам давно не страшны расстоянья.
Потоки пред мной – и те отходят вспять.
Когда ж к Израилю Ты хочешь речь держать
И языком моим глаголет дух Твой гневный,
Тогда земля дрожит, мрачится свет полдневный…
Но, ангелов Твоих величием затмив,
Не стал былой пастух от этого счастлив.
Я стар и одинок, хоть прожил жизнь всесильным.
Позволь и мне, Господь, забыться сном могильным.
В финале поэмы Альфреда де Виньи Господь услышал просьбу пророка Моисея. По преданию, святой пророк и боговидец Моисей умер в стране Моавитской, на востоке от Мёртвого моря.
Как говорится в Ветхом Завете, «никто не знает места погребения его даже до сего дня». Эта великая, до сих пор неразгаданная тайна нашла свое отражение и в поэме Виньи «Моисей».
Альфред де Виньи:
«Внизу Израиль ждал и Богу славу пел,
Но обратить лицо к горе никто не смел,
А если все ж дерзал смельчак поднять зеницы,
Гремел из тучи гром, сверкали в ней зарницы,
Слепила молния греховные глаза,
И пригибала вновь толпу к земле гроза.
Потом с горы слетел покров её туманный,
Но Моисей исчез… К земле обетованной
Народ повел НавИн, угрюм и одинок:
Теперь Господь его избранником нарёк.
Светлый вечер с Владимиром Легойдой

Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— Правописание слова «Бог» — контекстный подход;
— Обсуждение на заседании Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви рисков использования искусственного интеллекта;
— Общение человека с искусственным интеллектом как духовная проблема.
Ведущие: Константин Мацан, Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Журнал от 11.07.2025». Алексей Соколов, Арсений Федоров

Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Константин Мацан и Наталия Лангаммер, а также Исполнительный директор журнала «Фома» Алексей Соколов и заместитель Главного редактора Радио ВЕРА Арсений Федоров вынесли на обсуждение темы:
— Музыка и молитвы в эфире православных СМИ;
— Беда человека как повод для любопытства — проблема современного общества?
— Материалы журнала «Фома», посвященные русской живописи — о русском авангарде и импрессионизме;
— 100-летие со дня рождения Анатолия Эфроса и 80-летие Алексея Рыбникова.
Ведущие: Константин Мацан, Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Журнал
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM