Появившись около двух тысяч лет назад, христианство произвело переворот в религиозном сознании людей. Сын Божий Иисус Христос показал людям принципиально иной путь отношений с Богом, путь, основанный не только и не столько на исполнении каких-то внешних действий, сколько на внутреннем преображении человека. Христос в Своей проповеди подчеркивал, что духовная жизнь не может сводиться исключительно к тщательному исполнению заповедей, но что благочестивые поступки должны быть следствием живой веры и искренней любви человека к Богу. Иудеи Палестины ко времени рождения Спасителя имели на счет духовной жизни иное мнение, основанное на убеждении в наличии договора между Богом и потомками Авраама. Многие иудеи были уверены, что в точности исполняя ветхозаветный закон, они обеспечат себе благополучное существование. Причем, что довольно симптоматично, соблюдение заповедей для них было чем-то самоценным, тем, что служило некоей платой Богу за дарованный им духовный и материальный комфорт. Иисус Христос прямо говорил о неверности подобного отношения к духовной жизни, убеждал современников-иудеев, что исполнение закона Моисея нужно не Богу, а самим людям. Соблюдая заповеди, они тем самым проявляют свою веру и одновременно укрепляют ее. Проповедь Спасителя была продолжена Его учениками-апостолами. Особенно ярко о внутренней составляющей религиозной жизни в своих посланиях говорит апостол Павел. Отрывок одного из них, послания к христианам Рима, читается сегодня во время утреннего богослужения.
Братья, 3.19 мы знаем, что закон, если что говорит, говорит к состоящим под законом, так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом, 3.20 потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познаётся грех. 3.21 Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, 3.22 правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия, 3.23 потому что все согрешили и лишены славы Божией, 3.24 получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, 3.25 которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде, 3.26 во время долготерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее время, да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса.
Послание к римлянам было написано апостолом Павлом около 58 года в городе Коринфе. Причиной написания стало затруднительное положение, в котором христиане столицы оказались из-за санкций императора Клавдия. Тот приказал изгнать из Рима всех евреев - христиан в том числе. В результате в местной христианской общине остались только бывшие язычники. Они после вынужденного ухода евреев-христиан стали поддаваться влиянию идолопоклонников. Апостол Павел, не имея возможности посетить Рим (ему в тот момент необходимо было прибыть в Иерусалим), направил в столицу послание, в котором предостерегал христиан от возвращения к прежней языческой жизни – в частности, от присущего язычеству поверхностного отношения к религиозной жизни. Апостол акцентирует внимание римлян на том, что духовная жизнь не терпит автоматизма, меркантильного отношения, диалога с Богом в формате «ты мне - я тебе». Павел прямо говорит, что Христос искупил людей даром, что спасение не было людьми заслужено или вытребовано. Спаситель добровольно отдал всего Себя на служение человечеству. Согласно мысли апостола, перед лицом жертвы Христа все люди равны – поскольку все мы грешны, но подвиг Спасителя превосходит все злодеяния человечества. К сожалению, не все стремятся быть со Христом. Но те, кто желает воспользоваться благими плодами Его жертвы, может посредством искренних веры и любви к Богу преобразить себя и подтвердить это внутреннее преображение добрыми поступками.
«Журнал от 04.07.2025». Арсений Федоров

Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Кира Лаврентьева, Наталия Лангаммер и Константин Мацан, а также заместитель Главного редактора Радио ВЕРА Арсений Федоров вынесли на обсуждение темы:
— День семьи, любви и верности;
— Духовных подвиг православных стариц;
— Фильм телеканала «СПАС» «Мумия»;
— Поп-культура и христианство — возможно ли взаимодействие? (В частности, на примере группы «The Beatles»)
Ведущие: Константин Мацан, Кира Лаврентьева, Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Журнал
Псалом 130. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Читая Библию, складывая слова в предложения, а предложения в тексты, современный человек обычно думает, что всё более-менее понимает. Однако внимательный читатель Священного Писания знает, что сколько бы ни было важно понимание отдельных слов, есть вещь не менее важная и она касается самого библейского мировоззрения, которое для многих, даже читающих библейские тексты, остаётся сегодня загадкой. Очень ёмко и вместе с тем глубоко это мировоззрение раскрывается в 130-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 130.
Песнь восхождения. Давида.
1 Господи! не надмевалось сердце моё и не возносились очи мои, и я не входил в великое и для меня недосягаемое.
2 Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей, как дитяти, отнятого от груди матери? душа моя была во мне, как дитя, отнятое от груди.
3 Да уповает Израиль на Господа отныне и вовек.
Многие из тех, кто начинал читать Евангелие от Матфея, не выдерживали перечисления имён, с которого начинается текст и просто откладывали его в сторону. Кто такие Авраам, Исаак и Иаков, человек европейской культуры может быть ещё и помнит, но кто такие Вооз, Салмон, Озия и другие... понять бывает трудно, даже обратившись к библейской энциклопедии. Но эта сложность на самом деле не самая серьёзная, потому что, как во всякой большой истории, в Ветхом Завете огромное число героев и событий, и их взаимосвязи бывает трудно запомнить. С таким подходом можно посчитать сложным мир любого крупного литературного произведения, в котором будут и архаизмы, и несостыковки, и даже, возможно, разные описания одного и того же события, внешне противоречащие друг другу. Однако на самом деле гораздо сложнее для человека всегда было и остаётся соблюдение библейских заповедей, ведь против них бывает настроен не только сомневающийся разум, против них бунтуют чувства, восстаёт тело. Причём, если в древности люди были религиозны и при всех ошибках язычества знали, что над ними есть высшие силы, от которых в итоге зависит их жизнь, сегодня именно об этом люди практически не вспоминают.
130-й псалом, который мы сегодня услышали, начинается с очень важных слов, в которых Давид выражает своё смирение перед Богом. Обращаясь ко Творцу, он говорит, что его сердце не надмевалось, то есть внутренне в глубине души он не кичился, не был высокомерен, не относился ни к кому свысока. Подобным образом он вёл себя и внешне, его взгляд не бывал высокомерен. Самое же главное, что он был смиренным не только перед людьми, но перед Богом. Он выражает это очень интересно, говоря, что не входил в великое и для него не досягаемое. И дело не в познании огромного по размерам космоса или недосягаемых для него глубин морей, но в тайнах Божьего промысла, которые Давид не берётся исследовать. Он прекрасно знает, что он лишь человек, который не сможет всего постичь, и его настрой радикально отличается от того, какой через сотни лет выразит Максим Горький, написав «человек — это звучит гордо».
Собственно, главное отличие мировоззрения Давида, как человека, живущего в завете с Богом, от мировоззрения современных людей, живущих уверенностью в своих силах, заключается именно в этом — псалмопевец чувствует себя перед Богом, как ребёнок на руках у матери, а современный человек чувствует себя взрослым, сильным и самостоятельным, не нуждающимся в подачках. Давид смиряется, тоскует без Бога и уповает на Него. Причём уповает не только сам, но призывает уповать на Господа весь народ. И в этом уповании можно видеть главную особенность ветхозаветной религии, потому что, начиная с исхода из земли Египетской, в жизни еврейского народа всё время присутствовал Творец, на которого иудеи учились полагаться. Благодаря Ему они перешли по морскому дну, как посуху, если манну небесную в пустыне и пили воду! Современный человек уверен, что сам всего достиг и достигнет ещё большего. На самом же деле без Бога все мы достигаем только одного — смерти, в то время как с Ним — жизни вечной.
Псалом 130. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 130. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 130. На струнах Псалтири
1 Господи! не надмевалось сердце мое и не возносились очи мои, и я не входил в великое и для меня недосягаемое.
2 Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей, как дитяти, отнятого от груди матери? душа моя была во мне, как дитя, отнятое от груди.
3 Да уповает Израиль на Господа отныне и вовек.