Недавно я ехала вместе с подругой в её автомобиле. Водитель соседней машины немного замешкал, паркуясь, и подруга, нетерпеливо сигналя, начала так ругаться на этого человека, что я просто опешила. Я даже и не ожидала, что эта милая, красивая и умная женщина знает такие ругательства!
- Зачем ты так? Что он тебе такого плохого сделал, что ты его так ругаешь? - озадаченно спросила я ее.
-- Ну бесит же. Да к тому же, что тут такого страшного: он же не слышит. А я всю негативную энергию сбрасываю. Так что ничего плохого не происходит, только хорошее!
Слово "бесить" очень показательно по своей этимологии. Понятно, кто именно радуется, когда мы раздражаемся, гневаемся по пустякам, даем волю своему злому языку.
Но действительно - что плохого в том, что мы ругаемся на человека, который нас даже не слышит и не подозревает, какие проклятия мы ему посылаем и каким ничтожеством его считаем?
Беда в том, что эта раздражительность плохо воздействует на нас самих. Причем не только на духовное наше состояние, но даже на физическое. Многие телесные болезни происходят именно из-за раздражительности, постоянной негативной реакции на все, что нас окружает. А что уж говорить о душевном состоянии человека, который всё время раздражён!
Мы совершенно разучились владеть собой. Мы даже обращаемся к другому человеку изначально с претензиями, с агрессией, с обвинениями. Из нашего сознания совершенно исчезло такое понятие как презумпция невиновности, у нас словно бы наоборот - презумпция виновности: другой человек сразу же перед нами во всём виноват. Уравновешенность, сдерживание своих отрицательных реакций, к сожалению, редко знакомы современному человеку. В самом выражении этих негативных эмоций по сути ничего плохого нет, плохо то, что они вообще появляются, да еще и в таком количестве. А дальше всё идёт лишь по нарастающей: сначала раздражают только крупные неприятности, а потом начинает бесить всё, что не вписывается в представление о том, каким должен быть мир вокруг меня. И женщина в автобусе, чрезмерно полившая себя духами, и слишком громко разговаривающий подросток, и ребёнок, расплакавшийся передо мной в магазине... Все раздражают, все делают всё не так - получается, лучше бы их вообще не было? Получается, своей раздражительностью и негативными высказываниями, а иногда даже ругательными словами, я проклинаю и отрицаю Божье творение, сообщаю Богу, что Он сотворил не подходящий мне мир с не подходящими мне людьми. Так если всё вокруг мне не подходит, может всё-таки проблема не в том, что вокруг, а во мне самой?
Может, у меня что- то не получается - на работе или в семье. А может, просто устала или у меня дико болит голова. И это своё внутреннее напряжение я переношу на совершенно непричастных к моей внутренней реальности окружающих. Представьте теперь себе, как мы отличаемся от тех, кем мы должны быть, какими создал нас Творец. Ругаясь из-за пустяков, готовые ударить за ерунду. Мы так часто находимся в раздражительном безумии, что уже даже не замечаем и не осознаем этого.
Чтобы этого не происходило, самое главное - учиться отслеживать своё внутреннее состояние, фиксировать каждый случай раздражения и гнева, не распускать себя. Самое лучшее и благодатное для этого время -- Великий Пост. Осознание своей раздражительности - уже первый шаг на пути к исправлению.
Псалом 60. Богослужебные чтения

Окружающий мир никогда не был простым для обитания местом. Вокруг нас постоянно происходят события, которые заставляют в лучшем случае волноваться, но чаще всего содрогаться, ужасаться. Где же найти утешение и опору? Верующий человек скажет — в молитве. И будет прав. Доказательством же может стать псалом 60-й, который читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 60.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище моё, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
Услышанный нами псалом был написан царём Давидом и имеет интересное надписание, которое указывает, что псалом должен петься под игру струнного инструмента. На первый взгляд, может показаться, что это свидетельствует о радостном характере произведения. Но нет. Псалом представляет собой самый настоящий молитвенный вопль. И предполагаемое сопровождение на струнном инструменте должно было, по замыслу автора, усилить религиозное чувство исполнителя.
Во всяком случае, сам царь Давид составленный им псалом пел, играя на, собственно, псалтири — переносной арфе. И делал это проникновенно, предельно остро переживая горестные обстоятельства жизни. Дело в том, что против Давида поднял бунт его сын Авессалом, решивший свергнуть отца и править самостоятельно. Царь, не желая воевать с наследником, покинул Иерусалим, начал скитаться. Но не столько внешние обстоятельства мучили Давида, его терзала изнутри невозможность посещать скинию — переносной храм-шатёр. И молиться там Богу. Это и имеет в виду пророк, когда в псалме провозглашает: «Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих».
Царь, конечно, понимает, что Господь способен услышать его откуда угодно. И Давид выражает готовность быть стойким до конца. Для него власть как таковая имеет, при этом, второстепенное значение. Царь, по большей степени, заботится о том, чтобы его служение принесло спокойствие и мир народу. Давид, в частности, понимал, что собственными силами он, например, не может преодолеть постигший страну кризис. То есть может — с помощью насилия, но принесёт ли данный вариант желаемый мир? Царь понимает, что не принесёт.
Поэтому Давид просит, умоляет Бога, усиливая молитву с помощью струнного инструмента, о том, чтобы случилось, по сути, самое настоящее чудо. И надо сказать, что Господь откликался на призыв Давида, через людей и обстоятельства жизни пытался достучаться до Авессалома. Но, к сожалению, упрямый наследник остался на изначальных позициях. За что впоследствии и поплатился. Авессалом был убит. И о смерти его Давид сильно горевал.
Какой же вывод можем мы сделать? Их, на самом деле, два. Первый — состоит в том, что никогда не нужно отчаиваться. Второй же вывод заключается в стремлении ценить молитву. Не просто как какую-то ежедневную обязанность, а как живой диалог с Господом Богом. Подобное отношение к молитве окажет на человека самое светлое влияние, принесёт человеку желаемые мир и утешение.
Псалом 60. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 60. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 60. На струнах Псалтири.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище мое, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоем и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
1 июля. Об отношении ко Христу Его современников

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Пришёл Сын Человеческий, ест и пьёт; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам».
Об отношении ко Христу Его современников — священник Стахий Колотвин.
Почему совместные застолья Господа с грешниками, с мытарями воспринимали настороженные люди, которые Его плохо знали?
Вот апостолы, они от души вместе с Господом пировали, и никак у них радости в сердце от этого меньше не становилось. Единственное, что смущение из-за критики окружающих фарисеев могло появиться.
На самом деле, нам это можно понять, глядя на невоцерковленных людей, которые вроде Христа уважают, признают, считают, что можно какие-то Его заповеди исполнять, но всё равно знают плохо, потому что точно так же есть подкинутый лукавым стереотип:«Ой, если ты следуешь за Христом, это сплошные страдания, нельзя веселиться, надо постоянно грустить».
Нет, всё-таки, если мы посмотрим, да, в Евангелии есть моменты, где Господь идёт на Голгофу, где Он говорит: «Возьми свой крест, иди за Мною». Но если мы посмотрим на процент, посвящённый этому в евангельском тексте, и процент, где Господь радостно проводил время, — да, в поучениях, да, в наставлениях, да, в путешествиях, вместе со Своими учениками, — то мы увидим, что всё-таки Господь в основном даёт нам такую опору для счастливой жизни с Ним уже сейчас, несмотря на наши грехи.
Поэтому, если ты постоянно ходишь мрачный и угрюмый, значит, что-то в твоей жизни не так. Господь пришёл, чтобы с нами, грешными, вместе здесь порадоваться. Однако вот возьмёт Он с Собой в Царство Небесное или нет, это уже зависит от наших усилий.
Все выпуски программы Актуальная тема