Недавно я ехала вместе с подругой в её автомобиле. Водитель соседней машины немного замешкал, паркуясь, и подруга, нетерпеливо сигналя, начала так ругаться на этого человека, что я просто опешила. Я даже и не ожидала, что эта милая, красивая и умная женщина знает такие ругательства!
- Зачем ты так? Что он тебе такого плохого сделал, что ты его так ругаешь? - озадаченно спросила я ее.
-- Ну бесит же. Да к тому же, что тут такого страшного: он же не слышит. А я всю негативную энергию сбрасываю. Так что ничего плохого не происходит, только хорошее!
Слово "бесить" очень показательно по своей этимологии. Понятно, кто именно радуется, когда мы раздражаемся, гневаемся по пустякам, даем волю своему злому языку.
Но действительно - что плохого в том, что мы ругаемся на человека, который нас даже не слышит и не подозревает, какие проклятия мы ему посылаем и каким ничтожеством его считаем?
Беда в том, что эта раздражительность плохо воздействует на нас самих. Причем не только на духовное наше состояние, но даже на физическое. Многие телесные болезни происходят именно из-за раздражительности, постоянной негативной реакции на все, что нас окружает. А что уж говорить о душевном состоянии человека, который всё время раздражён!
Мы совершенно разучились владеть собой. Мы даже обращаемся к другому человеку изначально с претензиями, с агрессией, с обвинениями. Из нашего сознания совершенно исчезло такое понятие как презумпция невиновности, у нас словно бы наоборот - презумпция виновности: другой человек сразу же перед нами во всём виноват. Уравновешенность, сдерживание своих отрицательных реакций, к сожалению, редко знакомы современному человеку. В самом выражении этих негативных эмоций по сути ничего плохого нет, плохо то, что они вообще появляются, да еще и в таком количестве. А дальше всё идёт лишь по нарастающей: сначала раздражают только крупные неприятности, а потом начинает бесить всё, что не вписывается в представление о том, каким должен быть мир вокруг меня. И женщина в автобусе, чрезмерно полившая себя духами, и слишком громко разговаривающий подросток, и ребёнок, расплакавшийся передо мной в магазине... Все раздражают, все делают всё не так - получается, лучше бы их вообще не было? Получается, своей раздражительностью и негативными высказываниями, а иногда даже ругательными словами, я проклинаю и отрицаю Божье творение, сообщаю Богу, что Он сотворил не подходящий мне мир с не подходящими мне людьми. Так если всё вокруг мне не подходит, может всё-таки проблема не в том, что вокруг, а во мне самой?
Может, у меня что- то не получается - на работе или в семье. А может, просто устала или у меня дико болит голова. И это своё внутреннее напряжение я переношу на совершенно непричастных к моей внутренней реальности окружающих. Представьте теперь себе, как мы отличаемся от тех, кем мы должны быть, какими создал нас Творец. Ругаясь из-за пустяков, готовые ударить за ерунду. Мы так часто находимся в раздражительном безумии, что уже даже не замечаем и не осознаем этого.
Чтобы этого не происходило, самое главное - учиться отслеживать своё внутреннее состояние, фиксировать каждый случай раздражения и гнева, не распускать себя. Самое лучшее и благодатное для этого время -- Великий Пост. Осознание своей раздражительности - уже первый шаг на пути к исправлению.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема