Когда Иисус Христос удалился со своими учениками в пустынное место для молитвы и духовных бесед, народ, узнав об этом, последовал за Спасителем, ища утешения и исцелений. День клонился к вечеру, и апостолы стали беспокоиться, что люди не успеют засветло вернуться в свои дома, и останутся голодными. Христос же, взяв то малое количество еды, что было с собой у учеников – а именно, две рыбы и пять хлебов, с молитвой разделил эту пищу на пять тысяч человек. Собравшиеся насытились, и оставшихся кусков набрали двенадцать корзин.
Это чудо, по свидетельству евангелиста Луки, произошло в окрестностях Вифсаиды – того самого галилейского города, из которого были родом апостолы Филипп, Андрей и Петр. Где находилось это поселение? Долгое время на этот вопрос не было точного ответа. Из Евангелия известно, что Вифсаида стояла на берегу Генисаретского озера, именуемого также Галилейским морем. Этот факт подтверждают в своих произведениях иудейский летописец первого века Иосиф Флавий и его современник, римский писатель Плиний Старший. Однако, город как будто исчез с лица земли, не оставив никаких следов своего пребывания!
В середине девятнадцатого века американский библеист Эдвард Робинсон предположил, что Вифсаиду скрывает холм, возвышающийся в нескольких километрах от Галилейского моря. Археологи не отнеслись к этой версии серьезно, ведь название таинственно исчезнувшего поселения переводится с еврейского как «дом рыбака», и апостолы, жившие там, как известно, промышляли рыбной ловлей. Едва ли рыбаки стали бы жить в такой удаленности от воды! Однако, в 1987 году профессор американского университета штата Небраска Рами Арав организовал научные раскопки в районе того самого холма – и результаты оказались удивительными!
Комментарий эксперта:
Урочище Эт-Тель, потревоженное американскими археологами, и в самом деле скрывало в своих недрах поселение, окруженное крепостной стеной. В развалинах древних строений археологи обнаружили такие артефакты, как глиняные кувшины для вина, мельничный жёрнов и очаг. Но самую большую ценность для науки представляли найденные в одном из раскопанных домов предметы рыбацкого быта – рыболовные крючки, якорь, игла для вязания сетей и печать с изображением корабля.
Это открытие стало несомненным доказательством, что обнаруженное учеными поселение было именно рыбацким! Но почему оно располагалось в удаленности от Галилейского моря? Геологические исследования, предпринятые американскими учеными, показали, что многократные землетрясения в этом районе вызвали смещение земной коры и изменили расположение поселка относительно Генисаретского озера. И там, где прежде стояла вода, теперь сухая земля. Археологи предположили, что кромка берега проходила в том месте, где обрывается мощёная тропа, ведущая от центра урочища в сторону моря.
Но где доказательства, что обнаруженное рыбацкое селение – это не что иное, как упомянутая в Евангелии Вифсаида? Об этом свидетельствовала еще одна находка группы американских археологов под руководством доктора Рами Арава.
Комментарий эксперта:
Как известно из книги Иосифа Флавия «Иудейские древности», в тридцатом году от Рождества Христова сын Ирода Великого Филипп официально присвоил Вифсаиде статус города и дал ему еще одно имя – Юлия, в честь Юлии-Ливии, матери императора Тиберия. А поскольку римляне обожествляли особ императорской фамилии, в Вифсаиде был выстроен храм, посвященный Юлии. Руины этого культового здания с соответствующими надписями на стенах и были обнаружены учеными в восьмидесятых годах двадцатого века.
«Горе тебе Хоразин, горе тебе, Вифсаида! …И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься», – оплакивал Христос участь галилейских городов, жители которых не вняли Его призыву к покаянию. В какой момент исчезла с лица земли древняя Вифсаида, точно установить пока не удалось. Вероятнее всего, город был разрушен землетрясением в третьем веке, и с тех пор люди не возвращались туда. Но благодаря научным изысканиям сегодня можно посетить руины поселения, где Христос сотворил немало чудес, и о котором сбылось Его грозное пророчество.
Белгород. Писатель, православный просветитель Иван Шидловский
Сегодня имя писателя Ивана Шидловского малоизвестно в России. А между тем, его биография — часть славной истории Белогорья. Иван Николаевич родился 27 ноября 1816 года в селе Грушовка Белгородской губернии, в семье небогатого дворянина. Получил юридическое образование в Харьковском университете и был определён на службу в Санкт-Петербург. В Северной столице познакомился с Достоевским. Молодые люди проводили время в беседах, о которых Фёдор Михайлович вспоминал позднее: «Сколько поэзии! Сколько гениальных идей!» Талант Шидловского отразился в литературном творчестве. Иван Николаевич сочинял стихи и пьесы, писал статьи по истории Русской православной церкви. В пятидесятых годах девятнадцатого века он отправился в Валуйский Николо-Успенский монастырь с намерением принять иноческий постриг. Прожил там больше года послушником. Затем по совету духовника вернулся в родную Грушовку, где занялся просвещением крестьян. Документальные свидетельства о незаурядном жителе Белогорья бережно хранятся в Белгородском литературном музее.
Радио ВЕРА в Белгороде можно слушать на частоте 103,2 FM
Белгород. Святитель Иоасаф Белгородский
Летом 1748 года архимандрит Троице-Сергиевой лавры Иоасаф (Горленко) стал епископом Белгородским. Посвящение в архипастыри совершилось в Санкт-Петербурге, в присутствии императрицы Елизаветы Петровны. К месту своего назначения владыка Иоасаф прибыл ранним утром 19 августа, в праздник Преображения Господня. Несмотря на слабое здоровье, он отказался отдыхать после изнурительного путешествия и сразу же отправился на литургию в Свято-Троицкий собор. С этой же ревностью и усердием епископ Иоасаф совершал всё дальнейшее служение. Он неустанно объезжал свою епархию, узнавал о нуждах паствы и тайно подавал помощь. Аскет, подвижник и молитвенник получил от Бога дары прозорливости и чудотворения и стяжал народную любовь. Самоотверженная деятельность рано истощила силы епископа, он отошёл ко Господу в 49 лет. В 1911 году мощи святителя Иоасафа обрели нетленными. Тогда же в Белгороде состоялись торжества прославления подвижника в лике святых.
Радио ВЕРА в Белгороде можно слушать на частоте 103,2 FM
Белгород. Священномученик Антоний (Панкеев), епископ Белгородский
Частью летописи Белгородской епархии стали имена многих подвижников. Один из них — священномученик Антоний (Панкеев). Он родился в 1892 году в селе под Херсоном. Сын священника не мыслил своей жизни вне Церкви. Окончил Одесскую семинарию и Петроградскую духовную академию, принял монашеский постриг и священный сан. В годы Первой мировой войны нёс духовную службу на фронте. После революции 1917 года стал епископом. С этого момента жизнь владыки Антония обернулась чередой арестов, ссылок и тюремных сроков. В 1933 году, освободившись после очередного заключения, епископ возглавил Белгородскую епархию. В то время власти закрывали в городе храмы, один за другим. Владыка пытался опротестовать беззаконие. За это в 1935 году его приговорили к десяти годам лагерей. Во время заключения приговор ужесточили, и епископ Антоний был расстрелян. Церковь прославила священномученика в лике святых. Жители Белгорода почитают святителя Антония (Панкеева) своим небесным покровителем.
Радио ВЕРА в Белгороде можно слушать на частоте 103,2 FM