Как-то я ехала в маршрутке, и рядом со мной сидела молодая пара. Их разговор был слишком громким, чтобы абстрагироваться, и мне невольно пришлось подслушивать.
- Ты книги любишь? – спрашивал парень.
- Да, а ты? – спрашивала девушка.
- Люблю. Недавно прочёл «Возможность острова». Читала?
Девушка замотала головой.
- Классная книжка. Это такой… роман-утопия. Мишеля Уэльбэка.
Примерно в таком же духе продолжился разговор о музыке, о хобби и, наконец, я и другие пассажиры маршрутки стали свидетелями вечной шаблонной сцены.
- Родители замучили. Тебе, говорят, уже двадцать два, а ты всё не замужем, – жаловалась девушка.
- Понимаю. А ты что? –спросил парень.
- А что я? Не время ещё, говорю. На работе не освоилась, диплом не получила. С жильём вопрос висит…
- Да, – закивал головой парень. – Согласен с тобой. Брак никакой гарантии не даёт. Я знаю: был разок женат. Прожили два года: сплошные скандалы и непонимание. Развелись. Со свадьбой не стоит торопиться. Счастливый брак – это…утопия.
- Ну, да, наверное,– ответила девушка, явно смущённая признанием своего спутника.–Надо всегда надеяться только на себя. Даже в браке: надо иметь ходы отступления.
Парень поближе прижал девушку к себе, и на этом разговор сбросил свои обороты. Окружавшие парочку пассажиры, и я в их числе, облегчённо выдохнули. Уж больно личную философию нам пришлось послушать в конце рабочего дня.
Через несколько минут парочка вышла, а мне оставалось ещё полчаса – до конечной. Всю дорогу я думала об их разговоре и мысленно пыталась объяснить той несчастной девушке, что счастливый брак, – это никакая не сказка и не выдумка. Это – труд. И труд этот есть любовь, что является…эквивалентом того самого «счастья», которое её спутник так опрометчиво назвал утопией.
А вот молодому человеку мне почему-то ничего не хотелось сказать. Разве что… хотелось немного поправить его литературные познания: «Возможность острова»Уэльбэка– это не утопия. Это антиутопия.
1 июля. Об отношении ко Христу Его современников

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Пришёл Сын Человеческий, ест и пьёт; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам».
Об отношении ко Христу Его современников — священник Стахий Колотвин.
Почему совместные застолья Господа с грешниками, с мытарями воспринимали настороженные люди, которые Его плохо знали?
Вот апостолы, они от души вместе с Господом пировали, и никак у них радости в сердце от этого меньше не становилось. Единственное, что смущение из-за критики окружающих фарисеев могло появиться.
На самом деле, нам это можно понять, глядя на невоцерковленных людей, которые вроде Христа уважают, признают, считают, что можно какие-то Его заповеди исполнять, но всё равно знают плохо, потому что точно так же есть подкинутый лукавым стереотип:«Ой, если ты следуешь за Христом, это сплошные страдания, нельзя веселиться, надо постоянно грустить».
Нет, всё-таки, если мы посмотрим, да, в Евангелии есть моменты, где Господь идёт на Голгофу, где Он говорит: «Возьми свой крест, иди за Мною». Но если мы посмотрим на процент, посвящённый этому в евангельском тексте, и процент, где Господь радостно проводил время, — да, в поучениях, да, в наставлениях, да, в путешествиях, вместе со Своими учениками, — то мы увидим, что всё-таки Господь в основном даёт нам такую опору для счастливой жизни с Ним уже сейчас, несмотря на наши грехи.
Поэтому, если ты постоянно ходишь мрачный и угрюмый, значит, что-то в твоей жизни не так. Господь пришёл, чтобы с нами, грешными, вместе здесь порадоваться. Однако вот возьмёт Он с Собой в Царство Небесное или нет, это уже зависит от наших усилий.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 июля. О смелости пророчества Исаии

В 10-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне».
О смелости пророчества Исаии — священник Родион Петриков.
Почему апостол Павел называет эти слова Исаии смелыми? Потому что они переворачивают человеческую логику.
Нам привычно думать, что Бог открывается только тем, кто Его ищет, кто, так сказать, достоин. А тут всёсовершенно иначе. Господь Сам приходит к тем, кто даже не думал о Нём.
Это вызов религиозной гордыне. Это как если бы хозяин виноградника, вместо работников, которые трудились у него весь день, первым делом накормил бы случайных прохожих.
Но в этом и есть Евангелие: никогда око за око и зуб за зуб. Господь не ждёт, пока мы дорастём до Него. Он наклоняется к нам, как к детям.
Вот она, смелость Божьей любви.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 июля. О личности и трудах Ивана Глазунова

Сегодня 1 июля. В этот день в 1762 году родился издатель Иван Глазунов.
О его личности и трудах — протоиерей Артемий Владимиров.
Когда он завершал свой творческий путь, в его багаже уже были сотни прекрасных, изданных с огромной тщательностью красивых книжных шедевров. По истории, искусству, литературе, свод законов Российской империи, за которые он получил золотую медаль на Владимирской ленте с подписью «За полезное» от самого государя-императора Николая Павловича I.
Иван Петрович Глазунов — пример неутомимого скромного труженика, который не гонялся за успехом и дешёвой популярностью, но целеустремлённо, с молитвой, со скромностью и вместе с добропорядочностью медленно шёл к тому успеху коммерческому, который сделал его лучшим российским издателем двух столиц.
И, поминая с любовью раба Божьего Иоанна, давайте обратим внимание на наш книжный шкаф и остановим свой взор на тех редких уже сейчас книгах, которые сопровождали нас в нашем детстве, отрочестве, были переданы нам с любовью нашими бабушками и дедушками.
Ибо всякая вещь, сработанная с вдохновением и молитвою, несёт в себе некую духовную силу, как, несомненно, это в отношении полезных, душеполезных книг, уже ныне составляющих раритет и украшение нашего жилища.
Все выпуски программы Актуальная тема