Многие называют журналистику профессией циничной. Хотя, в общем-то, это явление не так уж редко встречается и в других профессиях. Да и вообще, в любой среде всегда есть возможность проявить не самые свои лучшие качества, мотивируя их или издержками профессии или чем-нибудь ещё.
Но лично я, когда слышу в адрес журналистов обвинения в цинизме, всегда задаю себе вопрос: что же на самом деле истец подразумевает под этим словом? Какие такие качества он видит в журналисте, что позволяет себе так легко бравировать им? И, к сожалению, часто получается, что цинизмом называются самые заурядные журналистские обязанности: целеустремлённость, сосредоточенность и холодная голова.
Сейчас я расскажу вам один случай, который произошёл со мной и внешне выглядел очень циничным, хотя внутри я до сих пор испытываю шквал эмоций и переживаний.
Однажды я делала репортажи о деятельности волонтёрских организаций. И вот наша съёмочная группа приехала в большой медицинский Центр, где находились детишки с психоневрологическими заболеваниями. Нам нужно было снять работу волонтёров.
Так получилось, что в этот день детей было очень много и волонтёрских рук на всех не хватало. Я по долгу службы непосредственного участия работе добровольцев не принимала: только собирала информацию. Бегала с оператором, что-то записывала, задавала вопросы. И вдруг меня за рукав потянул мальчик. На вид ему было лет пятнадцать. Руки у него были очень крепкие, мускулистые, а ножки худенькие, совсем слабые. Сидел он в инвалидном кресле.
- Покатайте меня, пожалуйста, вокруг Центра. Мне очень скучно, – плохо выговаривая слова, попросил он.
Я машинально схватилась за ручки кресла но, вдруг, растерялась. С одной стороны, прогулка вокруг Центра была бы для этого ребёнка единственной возможностью развеяться, но с другой – я не имела права уходить со своего рабочего места.
И всё-таки, ругая себя за мягкотелость, я повезла мальчика вкруговую. Пока мы шли, он рассказывал, что с рождения не может ходить, что живёт без отца, что в больнице этой лежит уже четвёртый раз. Говорил он это так, будто уже очень давно не находит себе подходящего слушателя. И, конечно, когда мы вернулись к площадке, он попросил меня покатать его ещё раз.
- Не могу, – отвечаю. – На работе.
- А я думал, ты волонтёр? – удивился мальчик.
Я показала ему петличку на пиджаке.
- О! Да так ты журналист? Здорово! Это, наверное, так интересно.
Он хотел ещё поговорить, но у меня уже совсем не оставалось времени. Я стыдливо попрощалась и побежала к своим ребятам.
Наверное, со стороны этот поступок выглядел бы циничным. Бросила ребёнка в инвалидном кресле. Не смогла потратить капельку своего времени, чтобы порадовать его. Но цинична ли была его суть? А вот об этом пусть судит Бог.
Видеоролик, который мы в итоге сделали, посмотрели тысячи людей, среди которых нашлись новые добровольцы в волонтёрскую группу Детского Центра. И мне очень хочется верить, что кто-нибудь из этих новых волонтёров сейчас катает того самого мальчика вокруг Центра и никуда при этом не торопится.
4 июля. О милости и милосердии

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных».
О милости и милосердии — священник Николай Конюхов
К сожалению, в нашей падшей природе иногда проще отделаться от Бога и от своих духовных обязанностей просто формальным исполнением жертвоприношения: принести в храм что-нибудь, поставить свечку, написать записку, ну или как-то ещёпроявить своё такое внешнее христианское благочестие.
Но Господь просит от нас быть милостивыми. «Милости хочу, а не жертвы», — так Он взывает к нам. «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерден есть».
И если ты пришёл в храм и прочитал три канона, и даже исповедовался и причастился, но, выйдя из храма, не смог потерпеть и как-то понести обиды своих ближних, если ты сам начал обижаться и в этой обиде наговорил грубости своим близким, то ты как раз не проявил ту самую милость, то самое милосердие, о котором просил тебя Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. Об ожесточении сердец

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдёт полное число язычников».
Об ожесточении сердец — священник Родион Петриков.
Ожесточение — это не только исторический факт об Израиле. Это трагическая реальность и нашего современного мира.
В чём же его глубокая причина с точки зрения православия? Святые отцы однозначно говорят, что корень ожесточения человека — в его свободной воле, когда человек отворачивается от Бога. Это не Божья кара, а последствия упорства во грехе гордыни, нежелания смириться перед истиной.
Святитель Феофан Затворник писал так: «Сердце, долго сопротивляющееся благодати, может стать подобно окаменелому и нечувствительному». Ожесточение — это когда сама душа возводит стену между собою и Богом.
Лекарство же здесь одно — это покаяние. Бог никогда не оставляет человека, чьё сердце хотя бы чуть-чуть открыто. Он ждёт, как ждал обращения гонителя Савла, ставшего апостолом Павлом.
Поэтому, видя ожесточение в мире и, увы, порой и в собственной душе, будем каяться и молиться о даровании сердца, чуткого к Богу и милосердного к ближним, доверимся премудрому промыслу.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. О творчестве Павла Федотова

Сегодня 4 июля. В это день в 1815 году родился русский художник Павел Федотов.
О его творчестве — протоиерей Игорь Филяновский.
Павла Андреевича Федотова называли Гоголем русской живописи. Этот талантливый художник-самоучка стал основоположником жанра, который не имел широкого хождения в России, а именно бытовой картины и сатирического рисунка.
Первым произведением, которое принесло ему широкую известность, стала картина «Свежий кавалер». А после были созданы картины, знакомые почти каждому, кто любит русское искусство:«Сватовство майора», «Вдовушка», «Анкор, еще анкор!», «Игроки» — это подлинные шедевры русской живописи XIX века.
Не имея специального художественного образования, Павел Федотов удостоился звания академика живописи. К сожалению, жизнь художника была короткой. Он умер в 1852 году в возрасте всего 37 лет.
Несмотря на это, Павел Федотов оставил значительный след в истории отечественного искусства, став предтечей критического реализма в русской живописи и вдохновив творчество таких художников, как Василий Перов и Илья Репин.
Критик Владимир Стасов писал: «Федотов умер, произведя на свет лишь маленькую крупинку из того богатства, каким была одарена его натура. Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды».
Все выпуски программы Актуальная тема