Многие знакомы с персонажем рождественской повести Чарльза Диккенса – Эбенезером Скруджем. Алчный и жестокий Скрудж живет во власти своих страстей, в особенности жадности, но по милости Бога в корне меняет свою жизнь. Скруджа посещают духи Рождества, которые открывают ему глаза на прожитую жизнь и заставляют задуматься над ожидающей его за гробом участью. Сделав правильные выводы, Эбенезер Скрудж побеждает свои страсти, раздает накопленное богатство нищим и становится добрым и светлым человеком. Некоторые могут сказать, что подобное кардинальное перерождение возможно только в литературе. На самом деле это не так. Истории известен случай, когда человек в корне поменял свою жизнь в мгновение ока. Случай этот описан в библейской книге Деяний святых апостолов. Главным героем упомянутого исторического эпизода стал еврейский юноша Савл, более известный человечеству как апостол Павел. Савл был вначале ярым гонителем христиан, но во время путешествия в Дамаск чудесным образом увидел Спасителя и из преследователя христианства стал его самым усердным проповедником. О дальнейшей истории Савла мы узнаем снова из книги Деяний.
В те дни 9.19 был Савл несколько дней с учениками в Дамаске. 9.20 И тотчас стал проповедовать в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий. 9.21 И все слышавшие дивились и говорили: не тот ли это самый, который гнал в Иерусалиме призывающих имя сие? да и сюда за тем пришел, чтобы вязать их и вести к первосвященникам. 9.22 А Савл более и более укреплялся и приводил в замешательство Иудеев, живущих в Дамаске, доказывая, что Сей есть Христос. 9.23 Когда же прошло довольно времени, Иудеи согласились убить его. 9.24 Но Савл узнал об этом умысле их. А они день и ночь стерегли у ворот, чтобы убить его. 9.25 Ученики же ночью, взяв его, спустили по стене в корзине. 9.26 Савл прибыл в Иерусалим и старался пристать к ученикам; но все боялись его, не веря, что он ученик. 9.27 Варнава же, взяв его, пришел к апостолам и рассказал им, как на пути он видел Господа, и что говорил ему Господь, и как он в Дамаске смело проповедовал во имя Иисуса. 9.28 И пребывал он с ними, входя и исходя, в Иерусалиме, и смело проповедовал во имя Господа Иисуса. 9.29 Говорил также и состязался с Еллинистами; а они покушались убить его. 9.30 Братия, узнав о сем, отправили его в Кесарию и препроводили в Тарс. 9.31 Церкви же по всей Иудее, Галилее и Самарии были в покое, назидаясь и ходя в страхе Господнем; и, при утешении от Святого Духа, умножались.
Савл, чудесным образом изменивший свою жизнь, прибыл в Дамаск уже не гонителем Христа, а его верным учеником. Савл тут же примкнул к дамасской общине христиан и стал горячо проповедовать учение Спасителя местным иудеям. Дамаск был в недоумении – Савл направлялся сюда в одном качестве, но предстал совсем в ином. Иудеи первоначально не воспринимали Савла всерьез. Но увидев, что бывший гонитель не помутился рассудком и действительно проповедует Христа, иудеи Дамаска решили убить Савла – ведь благодаря его деятельности многие евреи присоединились к числу христиан. Савла предупредили о грядущем покушении. Он пытался покинуть Дамаск, но иудеи установили стражу у ворот города. В результате был разработан хитроумный план побега. Ночью местные христиане посадили Савла в большую корзину, которую спустили при помощи веревок с крепостной стены Дамаска. Апостол Лука, автор книги Деяний, пишет, что Савл сразу же отправился из Дамаска в Иерусалим. Но в послании Савла или уже апостола Павла к жителям Галатии мы находим сведения, что сначала Савл отправился в Аравию или по-другому Набатею, столицей которой являлся таинственный, вырубленный прямо в скале город Петра. Савл считал себя недостойным встретиться с апостолами Христа. Лишь через три года странствий Савл прибыл в Иерусалим и там сразу же прославился своей горячей проповедью Спасителя среди иудеев. Так же, как и в Дамаске, иудеи решили убить Савла. Поэтому он был направлен сначала в Кесарию, а затем в Тарс, где продолжил свою проповедническую деятельность. О дальнейших событиях мы узнаем вновь из книги Деяний.
30 апреля. О жизни и подвиге святого Акакия Мелитинского

Сегодня 30 апреля. День памяти преподобного Акакия, епископа Мелитинского.
О жизни и подвиге святого — протоиерей Владимир Быстрый.
Преподобный Акакий жил в конце IV-го, в начале V-го века. Родился он около 370 года, в древнем армянском городе Мелитина, который расположен в верховьях реки Евфрат. Мелитина был один из древнейших городов Армении. Акакий происходил из благочестивой семьи, которая долгое время оставалась бездетной. И следуя древнему обычаю, родители дали обет посвятить своего будущего ребенка Богу. И Господь даровал им сына. Когда он подрос, они отдали его на воспитание святому Отрию, епископу Мелитинскому. Святой Отрий воспитал Акакия и по истечении времени рукоположил его в сан священника. После кончины святого Отрия Акакий был избранным епископом Мелитинским. Он ревностно служил Богу и Церкви и был отмечен даром чудотворений. Например, во время наводнения разлившаяся река достигла лишь того места, которое отметил преподобный Акакий и не затопила город. В жизни преподобного Акакия можно выделить еще два важных момента. Во-первых, его учеником был великий подвижник, аскет, преподобный Евфимий Великий. Кроме того, Акакий принимал участие в Третьем Вселенском Соборе, где отстаивал православное учение о двух естествах Господа нашего Иисуса Христа — Божественном и Человеческом, и о бессемянном рождении Иисуса Христа от Приснодевы Марии.
Все выпуски программы Актуальная тема
30 апреля. О духовной нищете

В 5-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное».
О духовной нищете — игумен Лука (Степанов).
Начало Нагорной проповеди Господа Иисуса Христа и первая из заповедей блаженств ублажает нищих духом, поскольку им принадлежит Небесное Царство. Удивительное слово «нищета», которое предполагает по человеческому пониманию самое бедственное состояние человека, оказывается причиной царствования или соцарствования с Богом в небесах. Это новое слово, это Господне откровение о том, что только всей душой, устремленный к благам небесным, благам, подаваемым Иисусом Христом, человек, сознающий свою полную нищету и беспомощность, самому оказаться победителем греха и смерти, только тот и будет увенчан. Таким образом, нищий — это тот, кто признает себя ничего не имеющим, но всю надежду свою возлагает на Господа и к Нему устремляется всем своим упованием.
Все выпуски программы Актуальная тема
30 апреля. О служении пожарных

Сегодня 30 апреля. День пожарной охраны России.
О служении пожарных — игумен Назарий (Рыпин).
Служение пожарных — это особое служение, ведь не случайно Христос говорит: «Нет большей любви, кто положит душу свою за друзей своих». И как раз нашим пожарным выпала такая миссия, рискуя собственной жизнью спасать других людей. Конечно, иногда они тушат какие-то объекты, где нет людей, но всё равно это забота о ближнем. Всё равно рискуя своей жизнью, своим здоровьем, они пытаются предотвратить какую-то порчу имущества, чтобы другим сделать жизнь легче, чтобы бремя каких-то лишних материальных затрат не ложилась на чужие плечи. Поэтому, безусловно, это служение крайне необходимое и совершенно явно христианское. Порой даже люди, не зная Христа, исполняя заповедь Христову, и это очень большое подспорье в их жизни, и Господь зачастую даёт благодать за это.
Все выпуски программы Актуальная тема