Первая в европейской литературе автобиография написана в четвертом веке. Ее автор – святой Августин Аврелий, именуемый в церковной традиции блаженным, то есть счастливым. О своем пути к блаженству, обретенному в Боге, и рассказывает Августин в книге, названной им «Исповедью». А путь этот был тернистым и непрямым.
Родился будущий святой в африканской провинции Нумидия – сейчас это территория Алжира. Мать его Моника была христианкой. Однако, большее влияние на Августина в детстве оказал его отец, Патрикий. Он гордился своим римским гражданством и постарался привить сыну любовь к занятиям и увеселениям, приличествующим, по его представлениям, знати.
В шестнадцать лет Августин был отправлен учиться в Карфаген. В той среде, куда попал юноша, было непринято следовать христианским заповедям. Августин вступил в так называемый конкубинат с девушкой из низшего сословия – так в римском праве назывался гражданский брак без перспективы стать законным. Вскоре у пары родился сын, Адеодат. Моника сокрушалась о том, что жизнь любимого сына складывается не так, как она надеялась. Однако, мать не могла предположить, какой ей еще уготован удар. Горделивые поиски привели юношу в секту манихеев. Моника прервала общение с сыном и запретила ему появляться на пороге дома.
В тридцать лет Августин он отправился в Рим, где прожил год, совершенствуясь в риторике, а затем был приглашен преподавать в Милан, который в то время назывался Медиоланум. Моника со скорбью издали наблюдала, что сын по-прежнему разделяет взгляды манихеев. Своим горем мать поделилась с Медиоланским епископом Амвросием.
Моника:
Владыка Амвросий, вы наделены особым даром – ваши проповеди обращают ко Христу самые чёрствые сердца. Прошу вас, поговорите с моим сыном Августином – вы сможете убедить его оставить ересь и стать христианином.
Епископ Амвросий Медиоланский:
Разговор здесь не поможет, Моника. Августин пока не способен вразумиться истиной. Его заблуждения сейчас слишком дороги ему. Но со временем он увидит их грубость и сам отвергнет их.
Моника:
Но ведь нельзя просто ждать, нужно что-то делать! Я должна помочь своему сыну!
Епископ Амвросий Медиоланский:
Ступай и живи, как живёшь. Невозможно, чтобы чадо таких слёз погибло…
Моника оказалась права – проповеди святителя Амвросия оказали сильнейшее воздействие на Августина. Молодого философа потрясло ораторское мастерство христианского архипастыря. Оно во сто крат превосходило его собственное красноречие, которым он так гордился!
Перелом в мировоззрении Августина наступил, когда он ясно осознал, что Христос – не просто выдающийся пророк, как считали манихеи, но Сам Господь, в Котором – Спасение души. Описание этого внутреннего перерождения стало одним из самых ярких моментов «Исповеди»: «Я плакал в горьком сердечном сокрушении. И вот слышу я детский голос из соседнего дома, часто повторяющий нараспев: "Возьми, читай! Возьми, читай!"… Подавив рыдания, я встал, истолковывая эти слова, как божественное веление мне: открыть книгу и прочесть первую главу, которая мне попадется… Взволнованный, вернулся я на то место, где оставил, уходя, апостольские Послания. Я схватил их, открыл и в молчании прочел главу, первую попавшуюся мне на глаза: «Будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти». Я не захотел читать дальше, да и не нужно было: после этого текста сердце мое залили свет и покой, исчез мрак моих сомнений».
На Пасху 387 года святитель Амвросий крестил тридцатитрехлетнего Августина и его сына Адеодата. Распродав все имущество и раздав деньги нищим, Августин вернулся на Родину, в Африку. Он долгое время уклонялся от предложений принять священный сан, считая себя недостойным. Но потом всё же уступил просьбам верующих, и стал священником, а затем и епископом.
Августин оставил немало сочинений, среди которых – ярчайшая «Исповедь». Эта удивительная книга ценна для богословов – с высоты своего опыта автор раскрывает в ней тлетворность манихейства и иных лжеучений. Кающиеся обретают в рассказе Августина опыт перерождения человека к жизни во Христе. А матери многих сыновей вот уже шестнадцать веков черпают в «Исповеди» надежду, что по милости Божией путь ищущего, но заблуждающегося чада выправится к свету и правде, как это произошло в жизни Августина, Блаженного в обретении истины.
«Белые птицы»
Белые голуби в чистом весеннем небе — это очень поэтично. «На волю птичку выпускаю...» — писал Пушкин о празднике Благовещения. Однажды в Екатеринбурге я видела, как епископ открывал после праздничной службы большую клетку — и стая белоснежных птиц ринулась в небеса...
Но сейчас я живу в Переславле-Залесском, чудесном старинном городе, где сам воздух, кажется, пропитан православными традициями — однако птиц на Благовещение из клеток не выпускают. В конце утренней службы в храме на самом берегу Плещеева озера батюшка обращается к нам с проповедью. Он рассказывает о благой вести, что принёс Деве Марии Архангел Гавриил, о смирении Марии перед этой вестью, а значит — перед Богом, о грядущем Спасителе. И вот мы выходим из храма к озеру — в полной уверенности, что Господь любит каждого из нас, если пришёл в наш грешный мир. Жаль только, что птиц здесь не выпускают...
Мои размышления прерывают... птицы! Я замечаю вдруг стаю, что кружит над ледяной озёрной гладью. Неужели чайки вернулись? Нет, им рано. Пригляделась — да это голуби! Белые-белые! Откуда они? Может, из ближайшей голубятни — я знаю, тут есть недалеко... А впрочем, какая разница! Они кружат над нами — белые птицы, знак наших надежд и любви Господней. И в этом — высшая поэзия.
Все выпуски программы Утро в прозе
Тайная вечеря – первая Пасха
Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую праздновал Сам Иисус Христос в Иерусалиме накануне Своего ареста и казни. Праздник еврейского народа в воспоминание об освобождении его из египетского рабства стал тогда на Тайной Вечери преддверием крестной смерти Сына Божьего.
Наверно, ученики Христа искренне удивлялись тому, что праздник столь разительно отличается от той традиционной еврейской Пасхи, ведь были изменены ее установления.
Во-первых, Учитель праздновал Пасху в чужом доме, а ее полагалось праздновать обязательно в своем узком семейном кругу.
Согласно установленному древнему ритуалу, Пасху ели стоя и будучи готовыми к дороге — то есть одетыми и подпоясанными, с посохом в руке. Так полагалось в память о спешном бегстве евреев из Египта. В Евангелии же сказано, что «настал час, Он возлёг, и двенадцать Апостолов с Ним». Господь и Его ученики возлегли, не как рабы, а как свободные люди. И куда-то торопиться ради спасения им уже было не нужно, ведь Спаситель — с ними.
И вот Господь, как сказано в Евангелии, «взяв чашу и благодарив, сказал: приимите её и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». Так Господь устанавливает великое таинство будущей Церкви — евхаристию. Учеников же в те минуты, может быть, больше всего удивило то, что хлеб для Пасхи выбран квасный, дрожжевой — вовсе не тот, пресный, который положено есть на Пасху.
Первую Новозаветную Пасху Спаситель совершал по-новому. И смысл ее был направлен уже не в прошлое, а в будущее, ко Второму Пришествию Христа. И особое спокойствие, торжественная неторопливость, с которой, несмотря на присутствие на трапезе предателя Иуды, совершалась первая христианская Пасха, свидетельствовала о том, что народ Христов — это уже не рабы земного царя, от которого надо бежать ночью, а Царство Божие — не дальняя земля за горами. Царство Божие — внутри нас.
2 мая. О духовном смысле Омовения ног Христом апостолам
Сегодня 2 мая. Церковь вспоминает Омовение ног Христом апостолам.
О духовном смысле этого события, — протоиерей Владимир Кашлюк.