Первая в европейской литературе автобиография написана в четвертом веке. Ее автор – святой Августин Аврелий, именуемый в церковной традиции блаженным, то есть счастливым. О своем пути к блаженству, обретенному в Боге, и рассказывает Августин в книге, названной им «Исповедью». А путь этот был тернистым и непрямым.
Родился будущий святой в африканской провинции Нумидия – сейчас это территория Алжира. Мать его Моника была христианкой. Однако, большее влияние на Августина в детстве оказал его отец, Патрикий. Он гордился своим римским гражданством и постарался привить сыну любовь к занятиям и увеселениям, приличествующим, по его представлениям, знати.
В шестнадцать лет Августин был отправлен учиться в Карфаген. В той среде, куда попал юноша, было непринято следовать христианским заповедям. Августин вступил в так называемый конкубинат с девушкой из низшего сословия – так в римском праве назывался гражданский брак без перспективы стать законным. Вскоре у пары родился сын, Адеодат. Моника сокрушалась о том, что жизнь любимого сына складывается не так, как она надеялась. Однако, мать не могла предположить, какой ей еще уготован удар. Горделивые поиски привели юношу в секту манихеев. Моника прервала общение с сыном и запретила ему появляться на пороге дома.
В тридцать лет Августин он отправился в Рим, где прожил год, совершенствуясь в риторике, а затем был приглашен преподавать в Милан, который в то время назывался Медиоланум. Моника со скорбью издали наблюдала, что сын по-прежнему разделяет взгляды манихеев. Своим горем мать поделилась с Медиоланским епископом Амвросием.
Моника:
Владыка Амвросий, вы наделены особым даром – ваши проповеди обращают ко Христу самые чёрствые сердца. Прошу вас, поговорите с моим сыном Августином – вы сможете убедить его оставить ересь и стать христианином.
Епископ Амвросий Медиоланский:
Разговор здесь не поможет, Моника. Августин пока не способен вразумиться истиной. Его заблуждения сейчас слишком дороги ему. Но со временем он увидит их грубость и сам отвергнет их.
Моника:
Но ведь нельзя просто ждать, нужно что-то делать! Я должна помочь своему сыну!
Епископ Амвросий Медиоланский:
Ступай и живи, как живёшь. Невозможно, чтобы чадо таких слёз погибло…
Моника оказалась права – проповеди святителя Амвросия оказали сильнейшее воздействие на Августина. Молодого философа потрясло ораторское мастерство христианского архипастыря. Оно во сто крат превосходило его собственное красноречие, которым он так гордился!
Перелом в мировоззрении Августина наступил, когда он ясно осознал, что Христос – не просто выдающийся пророк, как считали манихеи, но Сам Господь, в Котором – Спасение души. Описание этого внутреннего перерождения стало одним из самых ярких моментов «Исповеди»: «Я плакал в горьком сердечном сокрушении. И вот слышу я детский голос из соседнего дома, часто повторяющий нараспев: "Возьми, читай! Возьми, читай!"… Подавив рыдания, я встал, истолковывая эти слова, как божественное веление мне: открыть книгу и прочесть первую главу, которая мне попадется… Взволнованный, вернулся я на то место, где оставил, уходя, апостольские Послания. Я схватил их, открыл и в молчании прочел главу, первую попавшуюся мне на глаза: «Будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти». Я не захотел читать дальше, да и не нужно было: после этого текста сердце мое залили свет и покой, исчез мрак моих сомнений».
На Пасху 387 года святитель Амвросий крестил тридцатитрехлетнего Августина и его сына Адеодата. Распродав все имущество и раздав деньги нищим, Августин вернулся на Родину, в Африку. Он долгое время уклонялся от предложений принять священный сан, считая себя недостойным. Но потом всё же уступил просьбам верующих, и стал священником, а затем и епископом.
Августин оставил немало сочинений, среди которых – ярчайшая «Исповедь». Эта удивительная книга ценна для богословов – с высоты своего опыта автор раскрывает в ней тлетворность манихейства и иных лжеучений. Кающиеся обретают в рассказе Августина опыт перерождения человека к жизни во Христе. А матери многих сыновей вот уже шестнадцать веков черпают в «Исповеди» надежду, что по милости Божией путь ищущего, но заблуждающегося чада выправится к свету и правде, как это произошло в жизни Августина, Блаженного в обретении истины.
Псалом 106. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В Священном Писании довольно часто повторяются одни и те же мысли. Есть определённый соблазн в какой-то момент сказать самому себе, что, мол, хватит, я всё понял, мне не нужны избыточные напоминания. Однако есть одна существенная проблема: если человек всё действительно понял, то исполняет ли он то, что услышал? Авторы библейских книг прекрасно понимали, что нам, к сожалению, нужно услышать множество раз, прежде чем мы на самом деле поймём то, что слышим. Сегодня в православных храмах во время богослужения звучит 106-й псалом. В этом псалме нет никакой новой оригинальной информации, ведь он представляет собой богослужебный гимн, призванный через напоминание истории привлечь народ к прославлению Бога. Давайте послушаем первую часть этого псалма.
Псалом 106.
1 Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его!
2 Так да скажут избавленные Господом, которых избавил Он от руки врага,
3 и собрал от стран, от востока и запада, от севера и моря.
4 Они блуждали в пустыне по безлюдному пути и не находили населённого города;
5 терпели голод и жажду, душа их истаевала в них.
6 Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он избавил их от бедствий их,
7 и повёл их прямым путём, чтобы они шли к населённому городу.
8 Да славят Господа за милость Его и за чудные дела Его для сынов человеческих:
9 ибо Он насытил душу жаждущую и душу алчущую исполнил благами.
10 Они сидели во тьме и тени смертной, окованные скорбью и железом;
11 ибо не покорялись словам Божиим и небрегли о воле Всевышнего.
12 Он смирил сердце их работами; они преткнулись, и не было помогающего.
13 Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он спас их от бедствий их;
14 вывел их из тьмы и тени смертной, и расторгнул узы их.
15 Да славят Господа за милость Его и за чудные дела Его для сынов человеческих:
16 ибо Он сокрушил врата медные и вереи железные сломил.
17 Безрассудные страдали за беззаконные пути свои и за неправды свои;
18 от всякой пищи отвращалась душа их, и они приближались ко вратам смерти.
19 Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он спас их от бедствий их;
20 послал слово Своё и исцелил их, и избавил их от могил их.
21 Да славят Господа за милость Его и за чудные дела Его для сынов человеческих!
22 Да приносят Ему жертву хвалы и да возвещают о делах Его с пением!
23 Отправляющиеся на кораблях в море, производящие дела на больших водах,
24 видят дела Господа и чудеса Его в пучине:
25 Он речёт, — и восстанет бурный ветер и высоко поднимает волны его:
26 восходят до небес, нисходят до бездны; душа их истаевает в бедствии;
27 они кружатся и шатаются, как пьяные, и вся мудрость их исчезает.
28 Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он вывел их из бедствия их.
29 Он превращает бурю в тишину, и волны умолкают.
30 И веселятся, что они утихли, и Он приводит их к желаемой пристани.
31 Да славят Господа за милость Его и за чудные дела Его для сынов человеческих!
32 Да превозносят Его в собрании народном и да славят Его в сонме старейшин!
33 Он превращает реки в пустыню и источники вод — в сушу,
34 землю плодородную — в солончатую, за нечестие живущих на ней.
35 Он превращает пустыню в озеро, и землю иссохшую — в источники вод;
36 и поселяет там алчущих, и они строят город для обитания;
37 засевают поля, насаждают виноградники, которые приносят им обильные плоды.
38 Он благословляет их, и они весьма размножаются, и скота их не умаляет.
39 Уменьшились они и упали от угнетения, бедствия и скорби, —
40 он изливает бесчестие на князей и оставляет их блуждать в пустыне, где нет путей.
41 Бедного же извлекает из бедствия и умножает род его, как стада овец.
42 Праведники видят сие и радуются, а всякое нечестие заграждает уста свои.
43 Кто мудр, тот заметит сие и уразумеет милость Господа.
Как мы только что услышали, 106-й псалом без каких-либо предварительных слов с первой строчки переходит к своей сути — он призывает прославлять Бога: «Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его!» Дальнейшие строки псалма лишь указывают на причины, по которым людям стоит прославлять Бога, и все эти причины имеют основание в ветхозаветной истории: Бог всячески благотворил Своему избранному народу, а потому Бог достоин прославления.
Этим подходом псалом напоминает об очень важной особенности человеческого сознания: нередко люди не в состоянии прославить Бога за то, что у нас есть сейчас. Реальность нам часто кажется довольно неказистой, казалась она таковой и тем евреям, которые вернулись из Вавилонского плена, ведь одно — быть в плену и мечтать о возвращении на родину, и совсем другое — вернуться, и увидеть, что родина разрушена, что сам народ опустошён, что предстоит очень много трудиться. 106-й псалом был составлен как раз в этот период, и его задачей было напомнить людям о благодеяниях Божиих, и вместе с напоминанием подвигнуть их к тому действию, которое станет фундаментом будущего благополучия — к прославлению Бога.
Псалом утверждает, что знание истории и умение видеть в ней благой промысл Божий — это то, что способно помочь преодолеть любые сложные периоды, неважно, в личной жизни или же в общественной. Конечно, при этом предполагается, что человек смотрит на историю не как на нагромождение не связанных друг с другом событий, а как на выстраиваемую Богом последовательность, имеющую как начало, так и конец: начало — это сотворение мира, а конец — Царство Божие. Мы же находимся где-то между двумя этими точками, и степень нашей близости к блаженству Царства Божия определяется тем, насколько мы умеем видеть промысл Божий и прославлять Господа за явленные нам благодеяния.
Псалом 106. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 106. (Церковно-славянский перевод)
На струнах Псалтири. Псалом 106
1 Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его!
2 Так да скажут избавленные Господом, которых избавил Он от руки врага,
3 и собрал от стран, от востока и запада, от севера и моря.
4 Они блуждали в пустыне по безлюдному пути и не находили населенного города;
5 терпели голод и жажду, душа их истаевала в них.
6 Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он избавил их от бедствий их,
7 и повел их прямым путем, чтобы они шли к населенному городу.
8 Да славят Господа за милость Его и за чудные дела Его для сынов человеческих:
9 ибо Он насытил душу жаждущую и душу алчущую исполнил благами.
10 Они сидели во тьме и тени смертной, окованные скорбью и железом;
11 ибо не покорялись словам Божиим и небрегли о воле Всевышнего.
12 Он смирил сердце их работами; они преткнулись, и не было помогающего.
13 Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он спас их от бедствий их;
14 вывел их из тьмы и тени смертной, и расторгнул узы их.
15 Да славят Господа за милость Его и за чудные дела Его для сынов человеческих:
16 ибо Он сокрушил врата медные и вереи железные сломил.
17 Безрассудные страдали за беззаконные пути свои и за неправды свои;
18 от всякой пищи отвращалась душа их, и они приближались ко вратам смерти.
19 Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он спас их от бедствий их;
20 послал слово Свое и исцелил их, и избавил их от могил их.
21 Да славят Господа за милость Его и за чудные дела Его для сынов человеческих!
22 Да приносят Ему жертву хвалы и да возвещают о делах Его с пением!
23 Отправляющиеся на кораблях в море, производящие дела на больших водах,
24 видят дела Господа и чудеса Его в пучине:
25 Он речет, и восстанет бурный ветер и высоко поднимает волны его:
26 восходят до небес, нисходят до бездны; душа их истаевает в бедствии;
27 они кружатся и шатаются, как пьяные, и вся мудрость их исчезает.
28 Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он вывел их из бедствия их.
29 Он превращает бурю в тишину, и волны умолкают.
30 И веселятся, что они утихли, и Он приводит их к желаемой пристани.
31 Да славят Господа за милость Его и за чудные дела Его для сынов человеческих!
32 Да превозносят Его в собрании народном и да славят Его в сонме старейшин!
33 Он превращает реки в пустыню и источники вод - в сушу,
34 землю плодородную - в солончатую, за нечестие живущих на ней.
35 Он превращает пустыню в озеро, и землю иссохшую - в источники вод;
36 и поселяет там алчущих, и они строят город для обитания;
37 засевают поля, насаждают виноградники, которые приносят им обильные плоды.
38 Он благословляет их, и они весьма размножаются, и скота их не умаляет.
39 Уменьшились они и упали от угнетения, бедствия и скорби,-
40 Он изливает бесчестие на князей и оставляет их блуждать в пустыне, где нет путей.
41 Бедного же извлекает из бедствия и умножает род его, как стада овец.
42 Праведники видят сие и радуются, а всякое нечестие заграждает уста свои.
43 Кто мудр, тот заметит сие и уразумеет милость Господа.
8 мая. О почитании святого Апостола Марка

Сегодня 8 мая. День памяти Апостола и евангелиста Марка.
О почитании святого Апостола — священник Августин Соколовски.
В этот день Марк, к тому времени глава христианской общины города и первый епископ Александрии, был мученически убит языческой толпой за проповедь Христова имени. Это произошло в 68 году. В 828 тело апостола было перенесено из Александрии в Венецию. Спустя 1900 лет после мученической кончины апостола в 1968 часть мощей святого в знак покаяния католической церкви перед древними православными христианами за похищение святынь была возвращена в Египет и положена в Каире, где и покоится по сей день. Таковы главные даты земной биографии апостола. Уже даже покинув этот мир, он продолжал проповедовать не только оставленным после себя Евангелием, но и присутствием своих мощей и своего имени в весьма важных частях христианского мира. Примечательно, что день памяти апостола совпадает с самой поздней из возможных дат празднования Пасхи в Православии. Это удивительное знамение, совпадение дат, не только помогает запомнить памятные дни, но и таинственным образом указывает на то, что Евангелие Марка, как и любое другое из канонических апостольских Евангелий, это не просто исторический памятник или рассказ о земной жизни Господа Иисуса, но благовествование о Христе Воскресшем. С именем апостола Марка сохранилась божественная литургия. Хотя в современном уставе о богослужении она не употребляется, содержание ее богато молитвенным описанием глубин богословия и передает ощущение пасхальной тайны, как ее выражал в словословии Богу вот уже почти две тысячи лет назад сам евангелист Марк и основанная им Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема