Князь Михаил Тверской был воспитан своей матерью княгиней Ксенией в огромной любви к Отечеству. Сын считал мать своим главным духовным наставником и, то, чему она учила его с детства соблюдал свято: никогда не посягая на чужое, своё он охранял, не щадя жизни.
Княгиню Владимирскую и Тверскую Ксению летописцы называли «премудрой». По одной из версий, красивая девушка с незаурядным, сильным характером родилась в незнатной семье простого сельского пономаря. По другой, Ксения происходила из богатого рода и была дочерью боярина Юрия из Великого Новгорода. Но одно известно точно: для своего времени – второй половины 13-ого столетия, Ксения считалась высокообразованной женщиной.
Замуж она вышла в 1265 году за великого князя Тверского Ярослава Ярославича – младшего брата Александра Невского. У супругов одна за другой появились две дочери, а вот сына в семье ждали долгих шесть лет. Ярослав и Ксения молились о рождении мальчика - наследника Великого княжества Тверского. И эти молитвы были услышаны. Ксения родила сына Михаила. Увы, Ярослав до этого события не дожил. Он умер от простуды за 40 дней до появления на свет вымоленного чада. 25-летняя вдова и сына поднимала одна, и мудро управляла Тверским княжеством.
Она воспитывала Михаила в духе христианской веры, рано научила его читать, а когда сын освоил эту науку, привила ему любовь к книгам Священного Писания и историческим произведениям. Например, юный Михаил с увлечением читал «Хроники» византийского летописца монаха Георгия Амартола.
Библиотека в доме Ксении была обширной, а частное собрание книг в те времена считалось большой редкостью. В 1285-м – в год своего совершеннолетия - Михаил вступил на престол. Ксения вручила сыну управление одним из сильнейших княжеств Северо-восточной Руси и в честь появления на политической арене нового князя Михаила Ярославича Тверского заложила в городе Спасо-Преображенский собор – первый каменный храм на Тверской земле.
Ксения не могла нарадоваться на сына: он вырос настоящим мужчиной – решительным, благородным и в первые же годы своего правления зарекомендовал себя храбрым защитником Отчизны, выступив против литовской рати. Михаил возглавил войско русичей и триумфально побил неприятеля, заслужив этим уважительное прозвище «князь-воин».
Невесту сыну мать выбирала сама. Понимая, что престиж семьи во многом зависит от репутации её женской части, нашла прекрасную девушку Анну - дочь ростовского князя Дмитрия Борисовича. После свадьбы Михаила Ксения ушла в монастырь, приняв имя Мария. Но от государственных дел не отстранилась и, к примеру, вместе с сыном добивалась того, чтобы место митрополита всей Руси занял их тверской ставленник Геронтий. Мать и сын прекрасно понимали, что единение раздробленной страны возможно только с помощью Церкви. Недаром ведь позже Михаила за его дальновидную политику и проекты государственного масштаба, назвали «князем всея Руси».
Защищать свои законные права и нести ответственность за народ – эти две черты, которые Михаил перенял у матери, стали для него главными правилами в жизни. Правда, прав при монголо-татарах у тверского князя практически не оставалось. И в 1318 году Михаила убили в Орде в ставке хана Узбека. У князя была возможность побега. Но тогда погибли бы его подданные, а княжество подверглось бы уничтожению. И Михаил выбрал смерть, спасая Отечество ценой своей жизни. Только спустя год останки князя возвратили на родину. Тогда же началось почитание Михаила, как святого.
По счастью, Ксения о гибели сына не узнала, она скончалась за шесть лет до этого. Похоронили княгиню в Спасо-Преображенском соборе Твери, со временем причислили к лику местночтимых святых. А годы её правления стали называть «золотым веком Твери.
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.
3 мая. О наследии Святителя Николая Сербского
Сегодня 3 мая. Память Святителя Николая Сербского.
О его наследии, — протоиерей Игорь Филяновский.