Князь Михаил Тверской был воспитан своей матерью княгиней Ксенией в огромной любви к Отечеству. Сын считал мать своим главным духовным наставником и, то, чему она учила его с детства соблюдал свято: никогда не посягая на чужое, своё он охранял, не щадя жизни.
Княгиню Владимирскую и Тверскую Ксению летописцы называли «премудрой». По одной из версий, красивая девушка с незаурядным, сильным характером родилась в незнатной семье простого сельского пономаря. По другой, Ксения происходила из богатого рода и была дочерью боярина Юрия из Великого Новгорода. Но одно известно точно: для своего времени – второй половины 13-ого столетия, Ксения считалась высокообразованной женщиной.
Замуж она вышла в 1265 году за великого князя Тверского Ярослава Ярославича – младшего брата Александра Невского. У супругов одна за другой появились две дочери, а вот сына в семье ждали долгих шесть лет. Ярослав и Ксения молились о рождении мальчика - наследника Великого княжества Тверского. И эти молитвы были услышаны. Ксения родила сына Михаила. Увы, Ярослав до этого события не дожил. Он умер от простуды за 40 дней до появления на свет вымоленного чада. 25-летняя вдова и сына поднимала одна, и мудро управляла Тверским княжеством.
Она воспитывала Михаила в духе христианской веры, рано научила его читать, а когда сын освоил эту науку, привила ему любовь к книгам Священного Писания и историческим произведениям. Например, юный Михаил с увлечением читал «Хроники» византийского летописца монаха Георгия Амартола.
Библиотека в доме Ксении была обширной, а частное собрание книг в те времена считалось большой редкостью. В 1285-м – в год своего совершеннолетия - Михаил вступил на престол. Ксения вручила сыну управление одним из сильнейших княжеств Северо-восточной Руси и в честь появления на политической арене нового князя Михаила Ярославича Тверского заложила в городе Спасо-Преображенский собор – первый каменный храм на Тверской земле.
Ксения не могла нарадоваться на сына: он вырос настоящим мужчиной – решительным, благородным и в первые же годы своего правления зарекомендовал себя храбрым защитником Отчизны, выступив против литовской рати. Михаил возглавил войско русичей и триумфально побил неприятеля, заслужив этим уважительное прозвище «князь-воин».
Невесту сыну мать выбирала сама. Понимая, что престиж семьи во многом зависит от репутации её женской части, нашла прекрасную девушку Анну - дочь ростовского князя Дмитрия Борисовича. После свадьбы Михаила Ксения ушла в монастырь, приняв имя Мария. Но от государственных дел не отстранилась и, к примеру, вместе с сыном добивалась того, чтобы место митрополита всей Руси занял их тверской ставленник Геронтий. Мать и сын прекрасно понимали, что единение раздробленной страны возможно только с помощью Церкви. Недаром ведь позже Михаила за его дальновидную политику и проекты государственного масштаба, назвали «князем всея Руси».
Защищать свои законные права и нести ответственность за народ – эти две черты, которые Михаил перенял у матери, стали для него главными правилами в жизни. Правда, прав при монголо-татарах у тверского князя практически не оставалось. И в 1318 году Михаила убили в Орде в ставке хана Узбека. У князя была возможность побега. Но тогда погибли бы его подданные, а княжество подверглось бы уничтожению. И Михаил выбрал смерть, спасая Отечество ценой своей жизни. Только спустя год останки князя возвратили на родину. Тогда же началось почитание Михаила, как святого.
По счастью, Ксения о гибели сына не узнала, она скончалась за шесть лет до этого. Похоронили княгиню в Спасо-Преображенском соборе Твери, со временем причислили к лику местночтимых святых. А годы её правления стали называть «золотым веком Твери.
15 декабря. О борьбе со страстями

Во 2-й главе 2-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца».
О борьбе со страстями — протоиерей Максим Первозванский.
Любовь, радость, мир, вера, правда противостоят тем самым юношеским похотям, похоти очей, похоти плоти и гордости житейской, противопоставляются тому, что, как правило, сопровождает грехи юности. Но мы прекрасно знаем, что речь идёт не только о юных, но и обо всех, может быть, немножко меняется соотношение между теми или иными похотями. То есть гордыня, властолюбие, тщеславие становятся, может быть, более ярко выраженными, чем блуд или сребролюбие, но при этом и блуд, и сребролюбие, и чревоугодие никуда от нас не деваются, и когда мы впадаем в эти самые страсти, мы теряем тот самый духовный плод, о котором пишет апостол Павел.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О подвиге Иессея, епископа Цилканского

Сегодня 15 декабря. День памяти преподобного Иессея, епископа Цилканского, жившего в шестом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
Среди преподобных ассирийских отцов 13 святых, которые спустя два века после равноапостольной Нины пришли заново просвещать Грузию, потому что народ погряз и в язычестве, и в суевериях, и в зороастрийском влиянии.
Особенно выделяются те святые, которые приняли епископский сан. В то время это не было связано с архиерейскими палатами, со служением в большом соборе, с прекрасным хором. А нужно было идти и свою собственную паству собирать, обращать из язычества.
И преподобный Иессей, епископ Цылканский, выбрал для себя чуть ли не самое сложное направление. Он пошёл на север Мцхеты, в сторону высоченных кавказских гор, в сторону Большого Кавказского хребта, где сейчас уже тоже множество храмов построено, и где тогда, даже во времена равноапостольной Нины, не было там слова Христова проповедано.
И, видя, что язычники считают, что силы природы обладают божественными какими-то свойствами, он показал им, что нет, это лишь творение, которым распоряжается Творец. И он показал и прославил силу Христову величайшим прижизненным чудом, что по его молитвам река горная поменяла своё течение и от языческих рощ потекла к храму в Цылкани, где и ныне почивают и прославляются чудесами его святые мощи.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О тех, кто отдал жизнь за право знать
Сегодня 15 декабря. День памяти журналистов, погибших при исполнении профессиональных обязанностей.
О журналистах, пожертвовавших жизнью за право народа на знание правды, — протоиерей Михаил Самохин.
Есть профессии, в которых заложен повышенный риск: военные, спасатели, лётчики, врачи. Лучшие из них жертвуют здоровьем и жизнью ради жизни, здоровья и благополучия других людей, которые о них чаще всего ничего не знают.
Настоящие журналисты, как правило, чуть более известны и рискуют жизнью не ради нашего здоровья и хорошего самочувствия, а ради права знать правду, ради нашего права на истину. Ведь именно истина, как сказал Господь, сделает нас свободными.
Не все журналисты, к сожалению, познают, что подлинная истина — это Господь Иисус Христос. Но лучшие из них рискуют и погибают в борьбе за истину против лжи. А ведь мы знаем, кто отец лжи. Поэтому все наши погибшие коллеги заслуживают доброго слова, а те из них, кто были чадами Церкви, — и слова христианской молитвы. Пусть Господь примет их горячее стремление победить неправду и сделать нас немного свободнее.
Все выпуски программы Актуальная тема











