Двенадцать лет прошло с момента знакомства Архипа Куинджи и Веры Шаповаловой, прежде чем они обвенчались. Для художника это были трудные годы, но его вдохновляли слова Веры: «Я люблю вас и буду ждать».
Они встретились в родном для обоих Мариуполе. Вера была дочерью богатого купца, Архип - начинающим живописцем без гроша в кармане. Случайно оказавшись в доме Шаповаловых и увидев Веру, Архип попросил у девушки разрешения написать её портрет. С того дня началась их дружба. Отец Веры, недовольный тем, что дочь проводит много времени с нищим художником, спросил её, не собралась ли она за него замуж? Девушка ответила: «Если не за Архипа, то только в монастырь». Шаповалов поставил Куинджи условие: принесёшь сто рублей золотом – Вера твоя. Для Архипа это была неподъёмная сумма. Он решил ехать в Петербург на заработки. Тогда-то Вера и дала ему слово ждать, сколько потребуется.
В столице художник провёл три года. Вернувшись в Мариуполь, вручил Шаповалову сумму, которую тот требовал. Но упрямый купец поставил новое условие: заработать ещё больше денег. Куинджи снова уехал в Петербург. Жил впроголодь, много работал. И спустя ещё девять лет в 1875 году свадьба Архипа и Веры состоялась. После венчания Куинджи написал портрет жены. Её лицо на картине светилось любовью. А счастливый Архип Иванович с того времени творил один шедевр за другим.
Жили супруги скромно, хоть могли позволить себе многое: слава о Куинджи уже гремела по всему миру. Но они сознательно отказались от роскоши ещё во время свадебного путешествия. Тогда, по дороге на остров Валаам, корабль, на котором они плыли, едва не утонул, попав в шторм и напоровшись на подводную скалу. Пассажиры прямо с борта прыгали в спасательные шлюпки. Уже на берегу супруги пришли к выводу, что раз Господь сохранил им жизнь, они должны все свои силы направить на благие дела.
Чета Куинджи занялась благотворительностью. Архип Иванович, чьи картины продавались по баснословным ценам, купил три дома в Петербурге и селил в них своих друзей. Разумеется, бесплатно. Помогал коллегам и своим ученикам, когда стал преподавать в Академии художеств. Отправлял деньги неимущим и больным. Полмиллиона рублей завещал Обществу художников, которое основал. Вера Леонтьевна, равнодушная к бриллиантам и нарядам, поддерживала мужа во всём. Сама стирала, мыла посуду, готовила, убирала. На вопросы знакомых, почему она – прекрасная пианистка - не бережёт руки и не нанимает прислугу, отвечала, что заниматься хозяйством вовсе не означает калечить руки. Вера Леонтьевна жалела только об одном: в семье не было детей. И с материнской заботой относилась к ученикам мужа.
Куинджи написал завещание, которое шокировало многих его друзей. По их мнению, Вере Леонтьевне назначалась весьма скромная пенсия, а на благотворительность были пожертвованы огромные суммы. Архип Иванович даже стал сомневаться, верно ли он поступил? Но Вера Леонтьевна развеяла его сомнения, напомнив мужу, что все решения они принимали вместе.
Куинджи скончался в 1910 году. Супруга пережила его на десять лет. Она умерла в революционном Петрограде. В холодном и голодном городе её согревало воспоминание полувековой давности – момент первой встречи с Куинджи: распахнутая дверь и ворвавшийся в комнату поток солнечного света, в котором стоял мужчина, ставший её единственной любовью.
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 333 зач. (от полу́), XII, 28 - XIII, 8.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Знакомясь с жизнью Церкви, современные люди нередко задают себе вопрос: как быть верующим сегодня? Неужели правила, которым почти две тысячи лет, не устарели? Неужели нельзя придумать ничего нового? Ответы на эти вопросы звучат в отрывке из 12-й и 13-й глав послания апостола Павла к Евреям, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 12.
28 Итак мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом,
29 потому что Бог наш есть огнь поядающий.
Глава 14.
1 Братолюбие между вами да пребывает.
2 Страннолюбия не забывайте, ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам.
3 Помните узников, как бы и вы с ними были в узах, и страждущих, как и сами находитесь в теле.
4 Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог.
5 Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя,
6 так что мы смело говорим: Господь мне помощник, и не убоюсь: что сделает мне человек?
7 Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их.
8 Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же.
Многие из нас, в самых разных вариациях, слышали от детей забавные вопросы о прошлом. В определённом возрасте дети задумываются о том, что было до их рождения. Но порой ещё не умеют сопоставить жизнь отдельного человека с историей мира, от чего задают вопросы в стиле: «А дедушка видел динозавров»? Со временем, уже в подростковом возрасте подобные вопросы сменяются уверенностью, что взрослые, даже если они не современники мамонтов, мало что понимают в современной жизни и уж точно ничего не понимают в её правилах и в том, как надо расставлять приоритеты. И, конечно, на этом фоне, христианство с его правилами выглядит как нечто совершенно архаичное и устаревшее. И если сегодня никому в голову не приходит жить по законам императора Тиберия, который был современником Иисуса из Назарета, то почему верующие убеждены, что по законам Самого Иисуса жить можно?
Чтобы понять, из чего исходят христиане, когда рассуждают подобным образом, надо задать себе странный и на первый взгляд неожиданный вопрос. Например, должен ли был император Тиберий пережёвывать пищу или мог глотать, не жуя? Потягивался ли Диоген, просыпаясь в своей бочке, или это особенность только современных людей? Смысл этих вопросов в том, чтобы ясно увидеть, что биологически мы практически не отличаемся от людей времён Христа. Соглашаясь с этим, христиане просто добавляют: не отличаемся и духовно. Это, конечно, не значит, что мы не отличаемся ничем. Быт, традиции, представления о культурных нормах и даже представления человека о самом себе во многом были другими, но любовь и ненависть были так же хорошо людям древности, как и нам с вами сегодня. Грубость и обида, прощение и примирение, жадность и щедрость придуманы не двести и не пятьсот лет назад. Иными словами, христиане утверждают, что заповеди Божии касаются таких вещей, которые не могут устареть, так как являются частью духовной природы человека, в той же мере, в какой пищеварение или кровообращение являются частью природы биологической.
Более того, в самой своей сути эти правила оказываются укоренены в Самом Боге, почему сегодняшний отрывок из апостольского послания и начинается с отсылки к Богу живому, Которому мы призваны служить. А далее перечисляются на первый взгляд очень простые вещи: братолюбие как основа христианской жизни; помощь странникам как людям, которые нуждаются в опоре в нестандартной и незнакомой для них ситуации; доброе отношение к браку, который, по мысли апостола Павла, достоин всякого почтения; умение довольствоваться тем, что имеешь, как проявление надежды на Бога, всех поддерживающего и направляющего; и, наконец, уважение к наставникам, как тем, кто способствует нашей духовной жизни. Задумавшись над этими советами апостола, мы поймём, что в них всё современно, потому что Христос действительно вчера и сегодня и во веки Тот же.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Святитель Филарет Московский о создании и сохранении семьи». Священник Анатолий Главацкий
В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» ведущая Кира Лаврентьева вместе со священником Анатолием Главацким читали и обсуждали фрагменты, посвященные теме создания и сохранения семьи, из книги святителя Филарета Московского «Как создать православную семью».
Разговор шел о том, что важно помнить при создании семьи и когда семья проходит через кризисы, а также, почему семью называют «школой любви».
Все выпуски программы Светлый вечер
Поможем школе-интернату в Тверской области

С 13 лет Настя жила в Максатихинской школе-интернате, которая располагается в Тверской области. Девочку сюда прямо с улицы доставили социальные работники. Поскольку родителей у Насти нет, она жила с бабушкой. Женщина совсем о ней не заботилась. Хрупкий, замкнутый, агрессивный ребёнок в потрёпанной и грязной одежде — такой впервые увидели девочку сотрудники учреждения. Чтобы расположить её к себе и многому научить, им потребовались немало усилий и времени. Но этот труд не был напрасным. К 18 годам Настя стала совсем другим человеком. Она превратилась в приятную, трудолюбивую, добрую и ответственную девушку. Анастасия вышла замуж за молодого человека, который ранее окончил ту же школу-интернат. Сейчас они с супругом воспитывают четверых детей. У них свой дом в Тверской области и хозяйство. Глава семьи работает в МЧС, а Настя занимается детьми и домом.
Истории с добрым продолжением — это самая лучшая награда для сотрудников Максатихинской школы-интерната. «Для нас счастье, когда мы можем вернуть исковерканным детским душам покой и тепло, научить ребят ценить семью и подготовить их к самостоятельной жизни», — говорят они.
Сегодня в учреждении находятся 48 детей, среди них подопечные с инвалидностью. Для того, чтобы все ребята продолжали жить в комфортных условиях, необходимо обновить в детских комнатах кровати, обустроить место для досуга и творчества. Также важно приобрести развивающие игры и методические материалы. А ещё купить для подопечных нижнее бельё, в котором всегда есть необходимость.
Сбор для Максатихинской школы-интерната открыт на сайте Тверского фонда «Рука помощи».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов