Из книги воспоминаний митрополита Вениамина Федченкова «Божьи люди»
1949 год
Архимандрит Тихон, в миру Тимофей Клементьевич Богуславец, был наделён от Бога даром старчества. В последние годы жизни он был назначен духовником всей Крымской епархии. Одна пожилая женщина, потерявшая в войну единственного сына и здоровье, оглянувшись на свою жизнь, пришла в отчаяние от множества своих грехов. Она была даже вовлечена в союз безбожников. Но не ответила прямо на вопрос, верующая ли она. Услышав про отца Тихона, она приехала к нему. Хозяйка дома, где он жил, не впустила её. Озадаченная, она осталась около закрытой перед нею двери. Вдруг она отворилась, и её позвала к старцу хозяйка. Войдя в его комнату, женщина зарыдала и не могла сказать ни слова. Успокоившись, она открыла всё, сказала и об отчаянии. Старец ответил ей:
- Вот отчаяние больше всех ваших грехов! А у Бога милости на всех хватит!
Получив благословение и указание - как ей жить дальше, - она ушла от него успокоенная, как будто бы она все грехи свои оставила у него.
Тотьма. Церковь Входа Господня в Иерусалим (Вологодская область)
На въезде в вологодский городок Тотьму, на высоком берегу реки Сухоны, стоит удивительной красоты храм с кровлей кирпично-красного цвета и почти чёрными маковками куполов — Церковь Входя Господня в Иерусалим. Кажется, что стоит она не на земле, а белоснежным кораблём торжественно плывёт в прозрачной синеве северного неба.
Входо-Иерусалимский храм ассоциируется с величественным кораблём не случайно. В конце 18 века, когда возводилась эта церковь, город Тотьма был одним из центров отечественного мореходства. Здесь начинался речной путь, ведущий в Северное море. Из Тотьмы по реке Сухоне, а затем — через Каму, уходили суда к берегам Сибири, Дальнего Востока, и тогда ещё русских Аляски и Алеутских островов. Исследователи отправлялись осваивать новые земли и составлять карты. Купцы ехали добывать пушнину. На средства, вырученные от торговли этим ценным товаром, и был возведён в 1791 году Входо-Иерусалимский храм. Финансировали строительство известные в городе купцы, братья Григорий и Пётр Пановы, основатели торговой компании «Русская Америка». Тотемские архитекторы отразили в здании храма Входа Господня в Иерусалим дух города мореходов. Церковь получилась похожей на корабль с мачтами устремлённых в небо куполов. Интересно, что в подобной стилистике построены практически все храмы в Тотьме. Этот архитектурный стиль даже получил впоследствии название «тотемское барокко».
Его отличительной чертой стал способ украшения фасадов особым орнаментом, так называемыми «картушами». Это композиции из переплетения причудливых завитков. Церковь Входа Господня в Иерусалим богата украшена разнообразными видами картушей. Они напоминают узоры, которыми когда-то украшали поля географических карт.
В богоборческие 1930-е храм серьёзно пострадал. К счастью, в начале 70-х годов ХХ столетия власти взяли Входо-Иерусалимскую церковь под государственную охрану. Однако серьёзные реставрационные работы начались только в 1995-м, когда указом Президента Российской Федерации храм Входа Господня в Иерусалим был признан объектом культурного наследия федерального значения.
Сегодня «тотемский корабль», как часто называют церковь, встречает каждого, кто въезжает в город. Входо-Иерусалимский храм — действующий. Богослужения проходят на втором этаже. А на первом символично расположился Музей мореходов. И после молитвы можно прикоснуться к славным страницам истории города Тотьмы и нашего Отечества.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Храм святителя Гурия Казанского (деревня Нижний Азъял, республика Марий Эл)
На юго-востоке республики Марий Эл, между деревнями Петъял и Азъял, стоит у подножия лесного холма деревянный храм. Он освящён во имя святителя Гурия, возглавлявшего Казанскую епархию в шестнадцатом веке. Окрашенная в белый цвет и декорированная голубым орнаментом церковь особенно хороша на фоне окружающих берёз и сосен.
Живописный пейзаж и вдохновил в конце девятнадцатого века архиепископа Владимира (Петрова) на строительство храма. Казанский владыка возвращался из миссионерской поездки по Марийской земле, остановился на отдых на поляне близ дороги и подумал, что хорошо бы здесь поставить церковь. В заботах архипастырь отложил задуманное, а вернулся к своей идее спустя несколько лет, сопровождая в путешествии по Поволжью отца Иоанна Кронштадтского. Праведный пастырь поддержал архиепископа Владимира и в 1896 году ландшафт между деревнями Петъял и Азъял украсила церковь Святителя Гурия.
Храм стал духовной опорой для жителей окрестных селений. При нём работала церковноприходская школа и действовала библиотека. После революции 1917 года дружная община много лет активно сопротивлялась закрытию церкви. Богослужения в ней прекратились только в 1936 году, а спустя десять лет возобновились.
Пока храм пустовал, никто не посягнул на его сокровища, а их здесь немало! Ведь в советское время Гурьевский храм стал хранителем святынь из других церквей, пострадавших от безбожной власти. Так, в двадцатые годы здесь оказался один из древних чудотворных списков Смоленской Седмиезерной иконы Божией Матери. Образ спасли от поругания после закрытия Казанской Богородицкой Седмиезерной пустыни, находившейся в тридцати пяти километрах. Когда святыню внесли в Гуриевскую церковь и стали служить молебен, на склоне холма над храмом забил родник. Источник освятили в честь Смоленской иконы Божией Матери. Он и сегодня радует прихожан и паломников чистой целительной водой.
Ещё одна чтимая святыня Гурьевского храма — старинное Распятие. Массивный кипарисовый Крест стоит справа перед иконостасом. На потемневшем от времени дереве чётко видно изображение Спасителя с предстоящими Ему Богородицей и Иоанном Богословом. Где и когда был изготовлен Крест, неизвестно. Его чудесно обрели весной 1926 года. Распятие принесло по реке Свияге во время разлива и прибило к берегу в селе Исаково в Татарстане. Драгоценную находку поместили в местной Богоявленской церкви. Когда же её закрыли в конце пятидесятых годов, Крест перенесли в Гурьевский храм.
О маленькой деревянной церкви в Марийской глубинке не так широко известно. Но многие из тех, кто побывал здесь хоть раз, возвращаются. Ведь так утешительно помолиться под старинными сводами, преклонить колени перед чудесно обретённым Распятием и окунуться в чудотворный источник. Храм святителя Гурия Казанского — жемчужина православного Поволжья.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Храм Рождества Пресвятой Богородицы (с. Жеремино, Тульская область)
В тульском селе Жеремино, на высоком живописном берегу Оки, в том месте, где в неё впадает другая речка — Упа, стоит храм Рождества Пресвятой Богородицы. Давно облетела побелка с тёмно-красной кирпичной кладки. Нет ни куполов, ни колокольни. Кровля поросла деревьями и травой, и напоминает висячие сады. Не раздаются в алтаре возгла́сы священника. Не звучит под высокими сводами многоголосье хора. Но назвать церковь заброшенной не поворачивается язык. Приходят помолиться местные жители, то и дело заглядывают туристы, приезжают экскурсии, порой издалека. Ведь в полуразрушенном храме до наших дней сохранились великолепные фрески. Выполненные, как утверждают исследователи, рукой большого мастера, принадлежавшего, по всей вероятности, к кругу учеников Виктора Васнецова.
К сожалению, не сохранилось сведений о том, кто именно расписывал своды храма Рождества Пресвятой Богородицы в Жеремино. Упоминается только имя архитектора, по проекту которого в 1893-м была возведена церковь — Василий Косяков. Он был приверженцем так называемого «псевдорусского стиля» в храмовом зодчестве — яркого, праздничного, с обилием декоративных элементов. В этом стиле, к примеру, выстроен храм Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге. У Богородице-Рождественского храма в Жеремино есть одно необычное архитектурное решение: дополнительный вход. Он расположен слева от основного, внутри бокового угла, образованного крестообразной конструкцией храма. Украшен высоким «кокошником» — декоративной аркой в форме конуса, — а также небольшими полуколоннами.
Внутри храм расписан фресками. Кое-где они замазаны побелкой — вероятно, их пытались скрыть в богоборческие советские годы. Но то, что можно увидеть, буквально поражает.
Высоко над алтарём — тонкий растительный орнамент и лики святых апостолов. На одной из стен — «Троица ветхозаветная» тончайшего письма. Интересно, что фреска не повторяет знаменитый сюжет Андрея Рублёва, она самобытна, при этом в ликах трёх ангелов явственно угадываются черты, характерные для васнецовской школы. Чуть поодаль, в глубокой нише — фреска на евангельский сюжет «Моление о чаше». Христос накануне событий, предшествовавших Распятию, молится в Гефсиманском саду: «Да минует меня чаша сия», уже зная, что впереди Его ожидает казнь на Кресте. Эта фреска точь-в точь повторяет знаменитую работу художника Василия Верещагина в московском Храме Христа Спасителя!
Со стен Богородице-Рождественского храма на нас взирают святые праведные Иоаким и Анна — родители Девы Марии, ветхозаветный царь и псалмопевец Давид. А сколько сюжетов скрывается под побелкой, которой когда-то была замазана внутренняя роспись, остаётся только догадываться. Впрочем, церковь Рождества Пресвятой Богородицы в тульском Жеремино признана объектом культурного наследия и охраняется государством. А значит, есть надежда на то, что когда-нибудь мы увидим храм во всём его величии.
Все выпуски программы ПроСтранствия











