В последние дни земной жизни Спаситель словно торопился поведать апостолам, а через них и всем будущим христианам, - о самом главном. Христос знал, что очень скоро ученики останутся одни и сами продолжат Его дело. Сын Божий переживал за апостолов, случалось, они вели себя неблагоразумно, а сколько раз спорили по пустякам!..
Однажды братья Зеведеевы, Иаков и Иоанн, попросили Христа о том, чтобы занять в Его грядущем Царствии почётные места по левую и правую руку. Они считали, что речь идёт о земном Израиле. Иисус спросил: "Можете ли пить чашу, которую я буду пить, или креститься крещением, которым я крещусь?". Братья с готовностью ответили: "Можем!". Но они не представляли, что Спаситель говорит о чаше страданий и смерти. И вслед за Иаковом и Иоанном другие ученики принялись выяснять, кто из них достойнее прочих.
Христос поспешил успокоить их: "кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою;.. Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих".
Вот и в Пасхальный вечер ученики опять поспорили о старшинстве. Апостолы хотели соблюсти иудейские установления относительно ритуальной чистоты перед праздничной трапезой. В доме не было слуг, и поэтому ученики начали решать - кто кому должен омыть ноги. Христос не придавал значения этим ритуалам, он требовал лишь чистоты сердца и помыслов. Он укорил апостолов:
"Цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются,
а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий – как служащий..."
Сын Божий тут же своим примером подтвердил сказанное. Он встал из-за стола, снял с себя верхнюю одежду и начал омывать ноги своим ученикам.
В конце вечери Христос обратился к ним, как к самым близким людям:
«Дети! недолго уже быть Мне с вами...
Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга.
По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою».
Пётр, один из первых учеников Иисуса, спросил Его: "Господи! куда Ты идешь?". Он хотел следовать за Учителем везде, даже на смерть. Но Спаситель ответил: "куда Я иду, ты не можешь теперь за Мною идти, а после пойдешь за Мною". Время Петра и других апостолов ещё не пришло. Буквально через несколько часов Пётр отрекся от Учителя, а остальные ученики в страхе бежали, оставив Христа в руках стражников.
Но они раскаялись и исполнили заповедь Господню. На смену маловерию и слабому характеру пришли мужество и глубокое убеждение в правде Христовой. Апостолы обошли пол-мира с проповедью о Спасителе. Только тогда они по-настоящему стали готовы испить чашу Христову и наследовать Царство Небесное.
«Белые птицы»
Белые голуби в чистом весеннем небе — это очень поэтично. «На волю птичку выпускаю...» — писал Пушкин о празднике Благовещения. Однажды в Екатеринбурге я видела, как епископ открывал после праздничной службы большую клетку — и стая белоснежных птиц ринулась в небеса...
Но сейчас я живу в Переславле-Залесском, чудесном старинном городе, где сам воздух, кажется, пропитан православными традициями — однако птиц на Благовещение из клеток не выпускают. В конце утренней службы в храме на самом берегу Плещеева озера батюшка обращается к нам с проповедью. Он рассказывает о благой вести, что принёс Деве Марии Архангел Гавриил, о смирении Марии перед этой вестью, а значит — перед Богом, о грядущем Спасителе. И вот мы выходим из храма к озеру — в полной уверенности, что Господь любит каждого из нас, если пришёл в наш грешный мир. Жаль только, что птиц здесь не выпускают...
Мои размышления прерывают... птицы! Я замечаю вдруг стаю, что кружит над ледяной озёрной гладью. Неужели чайки вернулись? Нет, им рано. Пригляделась — да это голуби! Белые-белые! Откуда они? Может, из ближайшей голубятни — я знаю, тут есть недалеко... А впрочем, какая разница! Они кружат над нами — белые птицы, знак наших надежд и любви Господней. И в этом — высшая поэзия.
Все выпуски программы Утро в прозе
Тайная вечеря – первая Пасха
Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую праздновал Сам Иисус Христос в Иерусалиме накануне Своего ареста и казни. Праздник еврейского народа в воспоминание об освобождении его из египетского рабства стал тогда на Тайной Вечери преддверием крестной смерти Сына Божьего.
Наверно, ученики Христа искренне удивлялись тому, что праздник столь разительно отличается от той традиционной еврейской Пасхи, ведь были изменены ее установления.
Во-первых, Учитель праздновал Пасху в чужом доме, а ее полагалось праздновать обязательно в своем узком семейном кругу.
Согласно установленному древнему ритуалу, Пасху ели стоя и будучи готовыми к дороге — то есть одетыми и подпоясанными, с посохом в руке. Так полагалось в память о спешном бегстве евреев из Египта. В Евангелии же сказано, что «настал час, Он возлёг, и двенадцать Апостолов с Ним». Господь и Его ученики возлегли, не как рабы, а как свободные люди. И куда-то торопиться ради спасения им уже было не нужно, ведь Спаситель — с ними.
И вот Господь, как сказано в Евангелии, «взяв чашу и благодарив, сказал: приимите её и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». Так Господь устанавливает великое таинство будущей Церкви — евхаристию. Учеников же в те минуты, может быть, больше всего удивило то, что хлеб для Пасхи выбран квасный, дрожжевой — вовсе не тот, пресный, который положено есть на Пасху.
Первую Новозаветную Пасху Спаситель совершал по-новому. И смысл ее был направлен уже не в прошлое, а в будущее, ко Второму Пришествию Христа. И особое спокойствие, торжественная неторопливость, с которой, несмотря на присутствие на трапезе предателя Иуды, совершалась первая христианская Пасха, свидетельствовала о том, что народ Христов — это уже не рабы земного царя, от которого надо бежать ночью, а Царство Божие — не дальняя земля за горами. Царство Божие — внутри нас.
2 мая. О духовном смысле Омовения ног Христом апостолам
Сегодня 2 мая. Церковь вспоминает Омовение ног Христом апостолам.
О духовном смысле этого события, — протоиерей Владимир Кашлюк.