В одном прекрасном детском международном лагере, где я летом работаю, существует множество традиций. Традиции придумывают и дети, и взрослые. Самые лучшие приживаются на долгие годы. Одна из таких традиций называется День Тайного Друга. Мальчики и девочки, а также взрослые преподаватели и вожатые тянут жребий, кто станет тайным другом кому. Все это разумеется страшная тайна. И в течение трех дней надо очень тайно, очень изобретательно и с творческим подходом надарить подарков тайному другу. Подсунуть под дверь, под подушку, в тумбочку – все равно, у кого на что хватит воображения. Потом все собираются вместе и начинают тайного друга разоблачать. Сначала счастливчик выходит на сцену и рассказывает, что ему надарили и до чего же это было приятно, потом он пытается угадать, кто это был, а потом… просто все радуются. Это правда очень весело. И очень много дает понять о детках. Многие теряются, и от непривычки дарить душевные смешные подарки закармливают тайного друга шоколадками и мармеладками. Кто-то предпочитает посолонее и прячет под подушку какие-нибудь чипсы – запретный и оттого наверное заветный продукт. Но детки, которые умеют давать свободу воображению, дарят такие чудесные подарки! Это может быть стихотворение, которое, непривычный к рифме парнишка, ходит и мучительно складывает все три дня. Это может быть большой плакат на двери номера с какой-нибудь ободряющей надписью, даже просто: «Ты лучший!» Это может быть связка воздушных шариков – но ведь надо было успеть их надуть, подписать и запустить в комнату друга, пока он на экскурсии! Это может быть песня, исполненная под балконом или всенародно. Я просто диву даюсь: до чего мало денег можно потратить на чудеснейший подарок, который правда порадует! Однажды маленький мальчик Богдан, которому выпало быть моим тайным другом, подошел ко мне днем и невинным голосом спросил: «Можно твои ключи от номера?» -- «Зачем? – удивилась я. «Я хотел бы посмотреть на твою мебель!» - еще более невинно сказал он. В душе я, конечно, развеселилась. Вся мебель в наших номерах состоит из кровати и тумбочки. А потом, вернув мне ключи, малыш ходил кругами, не в силах ждать разоблачения тайного друга, и интересовался, давно ли я ходила в свой номер. Ах как это было весело и радостно, ведь я уже знала, что в номере лежит пакетик орешков с запиской «Самому лучшему преподу в мире!». Вы не поверите, но радости от таких эпизодов хватает мне на целый следующий год!
Что касается взрослой жизни после возвращения из лагеря – я точно знаю, как просто и важно сделать приятное любимым. Необязательно быть для этого очень богатым. Мои самые неимущие друзья иногда так радуют меня на праздники – лучшими в мире книжками, лучшими в мире цветами и лучшими в мире песнями, спектаклями, просто самыми добрыми в мире словами! И как много можно сказать о человеке по его подаркам. Один раз я ужасно обидела своего сына, когда не имела времени придумать что-то интересное на его день рождения, подарила просто конвертик с деньгами. «Спасибо» – сказал он чуть не плача… «Мой хороший, мама так больше не будет! Ты же привык к более душевным дарам». В общем, не будем себя ограничивать шоколадками, друзья! Мы способны на гораздо большее!
Единственная

В давние времена жили в деревушке две семьи. В одной был сын— звали его Шан, в другой — дочь по имени Мэйли, что значит «прекрасная слива». Дети дружили с малолетства, а когда выросли — полюбили друг друга и поклялись никогда в жизни не разлучаться.
Пошёл Шан в дом к любимой девушке свататься, но родители отказали юноше из-за его бедности. Хотелось им отдать дочь с выгодой, за Вана-богача.
Наступил день свадьбы. Громко заиграли трубы, носильщики подняли украшенный цветами свадебный паланкин и понесли Мэйли к дому жениха. Сидит она в паланкине, горько плачет. Полпути прошли, вдруг что-то зашумело, засвистело, поднялся сильный ветер, паланкин с невестой в воронку закрутило, и унесло неведомо куда.
Узнал об этом Шан и решил во что бы то ни стало найти Мэйли.
— Зачем тебе чужую невесту искать? Как бы самому не пропасть, — уговаривали его друзья, — В деревне и других красивых девушек много...
— Мэйли для меня — единственная, — сказал Шан, и отправился в дальний путь.
Много дорог он прошёл, но никто нигде не слышал о пропавшей девушке. Печаль одолела однажды юношу: сел он у дороги и заплакал.
Вдруг откуда ни возьмись явился перед ним белобородый старец.
— Отчего ты плачешь, юноша? Кто тебя обидел?
Рассказал ему Шан про свою печаль, а старец ему в ответ:
— Пойдем со мной. Я знаю, где она.
Шли они, шли, и повстречали ещё одного путника. Спрашивает его старец:
— Кто ты и куда путь держишь, юноша?
— Зовут меня Ван Лан, я ищу свою невесту, которая исчезла в день свадьбы.
— Идём с нами. Я знаю, где она, — сказал старец.
Пошли они дальше втроем: Шан, Ван Лан и белобородый незнакомец. Привёл старец юношей к большому дому и пригласил войти, чтобы немного подкрепиться и передохнуть.
Хозяйка дома для гостей богатый стол накрыла, усадила всех за стол, и говорит:
— Хочу я с вами заодно, юноши, об одном деле потолковать. Муж мой давно умер, живу я вдвоём с дочкой. Вот и решила я в дом зятя принять, чтобы кормил меня на старости лет. Кто из вас двоих хочет здесь остаться?
Вышла из-за ширмы девушка — нарядная, красивая как цветок ириса. Понравилась она сразу Ван Лану, да и богатый дом приглянулся.
— Я останусь, — обрадовался он. — Такая невеста мне подходит.
— А я должен свою Мэйли найти, — сказал Шан.
Говорит ему тогда белобородый старец:
— Иди домой, там тебя твоя невеста ждёт. Тысячи лет живу на земле, а всё никак не могу к человеческим слезам привыкнуть... Уж так она в паланкине слезами обливалась, что я её похитил, чтобы проверить, кто из вас её по-настоящему любит...
— Кто ты, дедушка? — спросил Шан.
Но волшебник ничего не ответил и исчез. Зато он помог соединиться двум любящим сердцам.
(по мотивам китайской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!