В течение всей своей истории человечество мечтает о создании идеального общества, построенном на принципах гармонии и равноправия. Одним из первых об идеальном устройстве мира в своем диалоге «Государство» писал греческий философ Платон, после него созданием проектов совершенного общества занимались еще многие мыслители. О рае на земле говорили Иоахим Флорский. Свою «Утопию» увлеченно строил Томас Мор. Об идеальном обществе говорили и создатели коммунистической идеологии, предлагавшие здесь и сейчас основать гармоничное и равноправное государство. Как известно, все попытки по строительству идеального общества не увенчались успехом. За исключением одной, пожалуй. В 30-е-60-е годы первого века по Рождестве Христовом построенное на принципах гармонии и любви к людям сообщество существовало в Иерусалиме. Местные христиане, воодушевленные проповедью и жизненным примером Христа, решили полностью посвятить себя служению Богу и людям. Отказавшись от частной собственности, они объединились в общину, которая смогла перенести многие испытания. Главным из них стало убийство в 62 году главы общины святого Иакова Праведного. Желавшие разрушения Иерусалимской церкви иудеи сбросили его с крыши храма Соломона, главного святилища Ветхого Завета. Основы существования христианской общины Иерусалима пошатнулись. Поддержать местных христиан взялся апостол Павел. Он направил в Иерусалим послание, вошедшее в состав Библии под названием Послание к евреям. Отрывок из него читается сегодня утром во время богослужения.
Братья, 12.28, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом, 12.29 потому что Бог наш есть огнь поядающий. 13.1 Братолюбие между вами да пребывает. 13.2 Страннолюбия не забывайте, ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам. 13.3 Помните узников, как бы и вы с ними были в узах, и страждущих, как и сами находитесь в теле. 13.4 Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог. 13.5 Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя, 13.6 так что мы смело говорим: Господь мне помощник, и не убоюсь: что сделает мне человек? 13.7 Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их.13.8 Иисус Христос вчера и сегодня и вовеки Тот же.
В послании к евреям апостол Павел не только проводит сравнение между христианством и иудаизмом, но также воодушевляет христиан Палестины, призывает их не оставлять высоких и светлых принципов христианской жизни. Павел напоминает, что в основе церковного существования лежит любовь к Богу и людям. Поэтому христиане не должны пренебрегать заботой и добрым участием в жизни окружающих людей. Важное место Павел отводит помощи нуждающимся. Апостол вспоминает, что в облике странников, просивших пищи и приюта, святых древности посещали ангелы и даже Сам Бог. Так, Господь в образе трех странников посетил праотца Авраама. А Спаситель в Евангелии прямо говорит о том, что, проявляя заботу к нуждающимся, христиане тем самым проявляют любовь к Нему Самому. Христиане, как утверждает Павел, должны также заботиться о больных и заключенных, быть эталоном супружеской верности, что было не просто в эпоху поздней Античности, времени вседозволенности и половой распущенности. Павел призывает христиан остерегаться сребролюбия, жить скромно, довольствуясь имеющимся. Искреннее и нелицемерное благочестие, с точки зрения апостола, станет для христиан прочной основой жизни, которую не смогут поколебать никакие жизненные неурядицы. Ведь настоящий христианин находится под постоянной защитой Христа, а "Иисус Христос", как говорит в сегодняшнем послании апостол Павел, "вчера и сегодня и вовеки Тот же" и никогда не предает верующих в Него.
15 декабря. О борьбе со страстями

Во 2-й главе 2-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца».
О борьбе со страстями — протоиерей Максим Первозванский.
Любовь, радость, мир, вера, правда противостоят тем самым юношеским похотям, похоти очей, похоти плоти и гордости житейской, противопоставляются тому, что, как правило, сопровождает грехи юности. Но мы прекрасно знаем, что речь идёт не только о юных, но и обо всех, может быть, немножко меняется соотношение между теми или иными похотями. То есть гордыня, властолюбие, тщеславие становятся, может быть, более ярко выраженными, чем блуд или сребролюбие, но при этом и блуд, и сребролюбие, и чревоугодие никуда от нас не деваются, и когда мы впадаем в эти самые страсти, мы теряем тот самый духовный плод, о котором пишет апостол Павел.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О подвиге Иессея, епископа Цилканского

Сегодня 15 декабря. День памяти преподобного Иессея, епископа Цилканского, жившего в шестом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
Среди преподобных ассирийских отцов 13 святых, которые спустя два века после равноапостольной Нины пришли заново просвещать Грузию, потому что народ погряз и в язычестве, и в суевериях, и в зороастрийском влиянии.
Особенно выделяются те святые, которые приняли епископский сан. В то время это не было связано с архиерейскими палатами, со служением в большом соборе, с прекрасным хором. А нужно было идти и свою собственную паству собирать, обращать из язычества.
И преподобный Иессей, епископ Цылканский, выбрал для себя чуть ли не самое сложное направление. Он пошёл на север Мцхеты, в сторону высоченных кавказских гор, в сторону Большого Кавказского хребта, где сейчас уже тоже множество храмов построено, и где тогда, даже во времена равноапостольной Нины, не было там слова Христова проповедано.
И, видя, что язычники считают, что силы природы обладают божественными какими-то свойствами, он показал им, что нет, это лишь творение, которым распоряжается Творец. И он показал и прославил силу Христову величайшим прижизненным чудом, что по его молитвам река горная поменяла своё течение и от языческих рощ потекла к храму в Цылкани, где и ныне почивают и прославляются чудесами его святые мощи.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О тех, кто отдал жизнь за право знать
Сегодня 15 декабря. День памяти журналистов, погибших при исполнении профессиональных обязанностей.
О журналистах, пожертвовавших жизнью за право народа на знание правды, — протоиерей Михаил Самохин.
Есть профессии, в которых заложен повышенный риск: военные, спасатели, лётчики, врачи. Лучшие из них жертвуют здоровьем и жизнью ради жизни, здоровья и благополучия других людей, которые о них чаще всего ничего не знают.
Настоящие журналисты, как правило, чуть более известны и рискуют жизнью не ради нашего здоровья и хорошего самочувствия, а ради права знать правду, ради нашего права на истину. Ведь именно истина, как сказал Господь, сделает нас свободными.
Не все журналисты, к сожалению, познают, что подлинная истина — это Господь Иисус Христос. Но лучшие из них рискуют и погибают в борьбе за истину против лжи. А ведь мы знаем, кто отец лжи. Поэтому все наши погибшие коллеги заслуживают доброго слова, а те из них, кто были чадами Церкви, — и слова христианской молитвы. Пусть Господь примет их горячее стремление победить неправду и сделать нас немного свободнее.
Все выпуски программы Актуальная тема











