Довольно часто я слышу тезис, что Бог говорит во всех религиях. В самом деле, разве не бывает мудрых и достойных наставлений и у нехристиан? Бывает; но это еще не делает их богооткровенными в том же смысле, что и христианство.
В самом деле, давайте уточним, что мы имеем в виду под оборотом “Бог говорит”. Богословы разделяют два вида Откровения - естественное (его еще называют общим) и особое. Естественное Откровение - это те истины о Боге и Его нравственном законе, которые открываются людям в природе и в совести. Рассматривая творение, прекрасное и гармоничное устройство вселенной, люди приходят к выводу о бытии Божием; совесть, нравственный закон, вложенный Богом в сердце каждого человека, указывает на то, что угодно или неугодно Богу. В этом смысле - в смысле естественного откровения - Бог может говорить через природу, совесть, справедливые и мудрые наставления людей, в том числе нехристиан. В конечном итоге все прекрасное, доброе и справедливое, что есть в мире, исходит от Бога. Библия говорит, что когда правители (даже языческие) принимают справедливые решения и заботятся о людях, в них действует премудрость Божия. Божия милость и благодать множеством путей заботится о мире, не давая ему превратиться в ад.
Но естественное откровение быстро тонет в толще человеческих заблуждений; глубокие нравственные прозрения у язычников могу переплетаться с грубыми суевериями, ошибочными человеческими домыслами или даже внушениями, исходящими от падших духов.
Но главное - естественное откровение в принципе недостаточно для нашего спасения. Мы не можем обрести жизнь вечную и блаженную, просто высматривая крупицы истины в нехристианском мире - хотя эти крупицы там и есть.
Поэтому Бог посылает нам особое откровение - через Пророков, и, во всей полноте, через Иисуса Христа. Иисус Христос - не основатель еще одной религии; не еще один этап религиозного поиска человечества, но его завершение.
Он не просто гениальный мыслитель, или мистик, или посланец от лица Божия - в Его лице мы встречаем самого Бога, пришедшего во плоти. Именно таково свидетельство евангельского Иисуса Христа о Нем самом - Он говорит о Себе как о Боге, Господе, Спасителе и Судие, о том, что наша вечная участь определяется тем, как мы отзовемся на Его слово.
После Его прихода нам уже нет нужды искать едва различимый голос Бога в других религиях или где-то еще.
У нас есть Церковь - в которой Бог пребывает с людьми, мы слышим Его слово, прямо обращенное к нам, принимаем прощение и новую жизнь в установленных Христом Таинствах. Если мы хотим услышать, что говорит Бог, нам следует обратиться к Нему самому - то есть к Иисусу Христу.
23 ноября. Об историческом гербе Москвы
Сегодня 23 ноября. В этот день в 1993 году Москве официально возвращён исторический герб, утверждённый в 1781 году.
О его истории, — протоиерей Василий Гелеван.
23 ноября. О неверном и развращённом человеческом роде
В 9-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «О, род неверный и развращённый! доколе буду с вами и буду терпеть вас?».
О неверном и развращённом человеческом роде, — священник Стефан Чайковский.
23 ноября. О Божьем Суде
В 5-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое».
О Божьем Суде, — священник Алексий Тимаков.