Иногда я слышу, что поступать по совести можно и без веры в Бога. Можно; но я бы обратил внимание на другое - на что указывает совесть?
Совесть - это сознание того, что мы должны поступать определенным образом. Например, воздерживаться от кражи. Причем это долженствование носит абсолютный характер - нет, и все. Дело не в опасности навлечь на себя наказание - совесть требует поступать так, а не иначе, независимо от наград и наказаний. Дело не в том, что люди, в расположении которых мы нуждаемся, нас не одобрят - иногда совесть требует поступать как раз против общего мнения или даже против закона, как поступали, например, в XIX веке в южных штатах США принципиальные противники рабства, которые помогали чернокожим бежать от их хозяев.
Но кому я, в таком случае, должен? Кто предъявляет ко мне эти требования? Иногда говорят “я сам”, но это ошибка. Верность своим внутренним установкам - это еще не совесть. Самые ужасные злодеи, которых мы сочтем образцом бессовестности, могут быть превосходно верны себе и своим представлениям о прекрасном. Эсэсовцы могли быть до смерти верны своим убеждениям, закоренелые уголовники - гордиться своей непримиримостью к обществу. Если каждый для себя определяет, что значить поступать “по совести”, а что значит “быть бессовестным”, само понятие “совести” перестает что-либо обозначать.
Чтобы быть “совестью” в общепринятом смысле, наше нравственное сознание должно указывать (хотя бы несовершенно) на какое-то реально, объективно, вне нас существующее добро и зло. Совесть в человеке может быть искажена или помрачена дурным воспитанием или его собственными дурными решениями - но этот, хотя бы слабый и несовершенный внутренний прибор связан с каким-то реально существующим добром. Иначе все, что мы говорим о совести - например, что хорошо иметь совесть и плохо быть бессовестным - лишено смысла.
Часто говорят, что совесть воспитывается в нас обществом - и это, отчасти, верно. Законы физики мы тоже узнаем в школе. Они не перестают от этого быть чем-то объективно вписанным в мироздание, а не выдуманным людьми.
Требование “поступать по совести” неизбежно предполагает, что за совестью стоит кто-то, кто имеет право требовать послушания. И это не коллектив и не общество, и тем более, не биологические инстинкты. Совесть может потребовать от нас поступать наперекор и тому, и другому и третьему.
Это Бог, тот, кто является автором нравственного закона, Господом и Судией. И чтобы понять, что угодно Ему - мы, конечно, должны внимательно прислушиваться к совести. Но у нас есть и Его откровение, к которому нам стоит обратиться.
«Реабилитация и поддержка зависимых». Алексей Лазарев, Константин Мельников
У нас в гостях были представители православного центра «Реабелитация Лайв»: руководитель центра и руководитель направления помощи наркозависимым Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Алексей Лазарев и выпускник центра Константин Мельников.
Наши гости поделились, как они начали помогать страдающим наркотической или алкогольной зависимостями, почему такую зависимость трудно распознать в себе и трудно преодолеть, каким образом осуществляется поддержка и помощь зависимым как в специальных центрах, так и онлайн, каково значение духовного руководства для тех, кто проходит реабилитацию, а также что можно посоветовать страдающим от зависимостей людям и их близким.
Все выпуски программы Делатели
3 декабря. О Судном дне
В 17-й главе Евангелия от Луки есть слова о Втором Пришествии Господа нашего Иисуса Христа: «В ту ночь будут двое на одной постели: один возьмется, а другой оставится».
О Судном дне, — протоиерей Василий Гелеван.
3 декабря. О святости Святителя Прокла Константинопольского
Сегодня 3 декабря. День памяти Святителя Прокла Константинопольского, жившего в пятом веке.
О его святости, — протоиерей Константин Харитонов.