Послание к Евреям святого апостола Павла. Глава 10, стихи 32-38.
Древний богослов и мыслитель Тертуллиан воскликнул однажды: «Кровь мучеников - семя христианства». Данное высказывание очень верно описывает ситуацию, в которой находились христиане Римской империи в течение первых трех веков по Рождестве Христовом. С одной стороны, христиане в империи были гонимы и преследуемы. С другой стороны, чем сильнее становились гонения, тем активнее учение Спасителя распространялось по территории Рима. Многие жители империи, видя мужество последователей Христа, их бесстрашие перед мучительными казнями, сами принимали крещение. Наиболее обширные преследования христиан осуществляло в тот исторический период само римское государство, которому не нравилось, что ученики Спасителя не почитают императора в качестве бога. Меньшими по размаху, но отнюдь не уступавшими по своей жестокости были гонения на учеников Спасителя со стороны иудеев в Палестине. Фарисеи и саддукеи, отправившие Христа на казнь, делали в первом веке все, чтобы на Святой земле не осталось последователей Христа. Апогеем их губительной деятельности стало убийство святого Иакова Праведного, первого главы Иерусалимской Церкви. Ни в чем неповинного Иакова фарисеи и саддукеи сбросили с крыши храма Соломона, а затем еще живого добили камнями. Христиане Палестины были в ужасе от произошедшего. Некоторые из них, боясь повторить участь Иакова, стали возвращаться в иудаизм. Стремясь предотвратить распад Иерусалимской Церкви, христианам Иерусалима направил послание апостол Павел, находившийся в тот момент в римской тюрьме. Текст послания Павла сохранился до наших дней и вошел в состав Библии под названием «Послание к евреям». Отрывок из него читается сегодня во время утреннего богослужения.
Братья 10.32 вспомните прежние дни ваши, когда вы, быв просвещены, выдержали великий подвиг страданий, 10.33 то сами среди поношений и скорбей служа зрелищем для других, то принимая участие в других, находившихся в таком же состоянии; 10.34 ибо вы и моим узам сострадали и расхищение имения вашего приняли с радостью, зная, что есть у вас на небесах имущество лучшее и непреходящее. 10.35 Итак, не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние. 10.36 Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное; 10.37 ибо еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит. 10.38 Праведный верою жив будет; а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя.
В прозвучавшем отрывке апостол Павел воодушевляет христиан Палестины и призывает их не отказываться от веры в Спасителя. Павел, конечно, соглашается с тем, что смерть Иакова была ужасной, но напоминает своим читателям, что это событие стоит в ряду аналогичных и не менее скорбных. Трудно посчитать, сколько последователей Христа в Палестине было убито, лишено крова и имущества в период до 70 года, когда Иерусалим был разрушен римлянами. Павел прекрасно знал о чем писал - ведь он сам, до чудесного обращения в христианство по дороге в Дамаск, был гонителем учеников Спасителя. Апостол призывает христиан Палестины вспомнить о пережитом, набраться мужества и смело встретить преследования. Ведь, по его словам, стойких в вере Бог непременно наградит и в этой жизни, и в жизни посмертной. В прозвучавшем отрывке из послания Павел восклицает: «еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит». Слова апостола оказались пророческими – за убийство Иакова и прочих христиан Бог покарал иудеев. Устроив бунт против Рима, они вынудили империю штурмом взять Иерусалим и разрушить его. Разрушению подверглась и главная святыня иудаизма - храм Соломона. Евреи стали народом рассеяния без видимого духовного центра. Ужасную катастрофу благополучно пережили лишь те жители Палестины, кто сохранил веру во Христа. Христианство выжило и впоследствии заместило собой все прочие религии Рима, что явно свидетельствует об особом благоволении Бога.
Табынская икона Божией Матери
Одним из первых русских поселений в Башкирии была Вознесенская пустынь на реке Усолка. Православные монахи ещё в шестнадцатом веке подвизались на здешних землях, которые в летописях именуются Табынскими. Иноки кормились нелёгким промыслом — выпаривали соль из соляного источника.
В 1590-х годах в Вознесенской обители произошло чудо. Один из насельников шёл на солеварню и услышал голос: «Возьми образ Мой». Монах решил, что это наваждение и не стал реагировать. Но на следующий день всё в точности повторилось. Инок огляделся, и увидел на камне над пещеркой, где била солёная вода, образ Божией Матери. По иконографии он был схож с Казанской иконой, явленной в 1579 году, но имел некоторые отличия в деталях одежды Пречистой Девы. Образ стали называть Табынским. Он хранился в Вознесенской пустыни и исчез после разорения монастыря кочевниками в конце семнадцатого века.
Однако, в 1765 году Богородица вновь явила людям свою Табынскую икону. Её нашли три пастуха-башкира на том же самом месте — над пещерой с соляным источником. Язычников находка не обрадовала. В раздражении они попытались разрубить иконописную доску и... ослепли! Пастухи стали горячо просить прощения у Божией Матери за свой поступок, и зрение вернулось к ним. В дальнейшем башкиры приняли крещение.
Икона хранилась в церкви села Табынское, в пятнадцати километрах от места обретения. Во время эпидемий, стихийных бедствий и набегов кочевников с ней совершались крестные ходы. Последний раз образ Царицы Небесной пронесли по Башкирии спустя два года после революции 1917-го. Вместе с беженцами, спасающимися от большевиков, икона пересекла границу России, побывала в Китае, затем в Австралии и США. На чужбине святыня была утрачена, и где она находится сейчас, неизвестно.
В Башкирии сохранилось несколько списков Табынской иконы. Два из них хранятся в женском Богородице-Табынском монастыре. Обитель была основана в 1998 году на месте явления чудотворного образа, близ соляного источника. К настоящему времени этот родник нашёл множество выходов на поверхность. Его целебную воду используют в оздоровительных целях в местных санаториях.
Главный, материнский источник, возле которого обрели Табынскую икону, оживает только раз в году, в день празднования чудотворного образа. В девятую пятницу после Пасхи пересохший ключ в маленькой пещере начинает источать влагу. Вода сочится всего три дня, и верующие с благоговением собирают драгоценные капли. В это время в Богородице-Табынский монастырь съезжаются паломники со всей России.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Смоленская икона Божией Матери
Одигитрия в переводе с греческого означает Путеводительница. Так называется один из самых древних образов Божией Матери. Считается, что его написал апостол Лука ещё во время земной жизни Царицы Небесной. На протяжении столетий люди делали копии святого изображения. Один из списков был создан в Константинополе в одиннадцатом веке. По преданию, этой иконой Византийский император Константин Мономах благословил свою дочь на брак с русским князем Всеволодом Ярославичем.
Святыню унаследовал сын Всеволода, Владимир Мономах. Он перенёс фамильную реликвию из Чернигова, первого своего удела, в Смоленск. С тех пор древняя икона стала именоваться по названию этого города, Смоленской. Специально для святыни был построен Успенский собор, где она хранилась триста лет. По молитвам Богородице перед Её Смоленским образом совершались многочисленные чудеса.
В четырнадцатом столетии древняя реликвия впервые покинула Смоленск. Город был захвачен литовскими войсками, и благодатный образ, спасая от поругания, перенесли в Москву. Там он пребывал в Благовещенском соборе Кремля. В 1456 году Смоленский епископ Мисаил попросил московского князя Василия Третьего возвратить святыню. Просьба была исполнена, чудотворная икона вернулась в город, который подарил ей наименование.
В 1812 году, во время войны с Наполеоном, реликвия вновь покинула пределы Смоленска. Образ Царицы Небесной крестным ходом доставили в московский Успенский собор, где совершили торжественный молебен об избавлении от врага. Затем икону Пречистой Девы с молитвой пронесли вокруг столицы. Тысячи людей просили Богородицу о даровании победы русскому оружию. Сам полководец Михаил Кутузов преклонил колени перед Смоленской иконой. И молитвы были услышаны! После освобождения Русской земли святыня вновь вернулась в кафедральный собор Смоленска.
Советская власть в тридцатых годах двадцатого века устроила в храме Успения Богородицы антирелигиозный музей. Но Смоленскую икону безбожники не тронули. Она по-прежнему пребывала на своём, веками освящённом месте, и верующие посетители тайно возносили молитвы перед светлым Ликом Божией Матери.
Во время Великой Отечественной войны Смоленск захватили фашисты. При отступлении в 1943 году они вывезли из города многие ценности, и в их числе — Смоленскую икону. С тех пор о местонахождении чудотворного образа ничего не известно. Но остается надежда, что когда-нибудь Божия Матерь утешит жителей Смоленска возвращением святыни!
Все выпуски программы Небесная Заступница
Великое Славословие. Нина Юркова
Есть такая часть Всенощного бдения, которая называется Великое славословие. Начинается оно с того, что священник, стоя при открытых Царских Вратах, воздевает руки к небу, и очень торжественно, нараспев произносит: Слава Тебе, показавшему нам Свет! А хор откликается на это молитвой Ангелов, возвестивших пастухам рождение Богомладенца Христа.
Этот богослужебный момент с самого детства производит на меня впечатление. В моём воображении, при возгласе священника, сразу возникал целый ряд образов. Свет, по повелению Всемогущего Бога пронзающий темноту в первый день творения мира. Свет, который впервые видит ребёнок, появившийся из материнской утробы. И, наконец, свет в значении «мир». Помните, в сказке о Царе Салтане корабельщики говорят: «мы объехали весь свет...». Последний из образов казался мне, ребёнку, самым близким, поэтому возглас «Слава Тебе, показавшему нам Свет» я тогда истрактовала как благодарность молящихся Богу за то, что Он привёл их в этот мир, дал душе воплотится здесь, на земле.
И лишь позже, повзрослев, когда увидела богослужебный текст, в котором слово «Свет» написано с большой буквы, я поняла, что речь идет совсем о другом Свете — о Христе. Об истинном Свете, который просвещает всякого человека, приходящего в мир.
В моей голове всë встало на свои места. И тот детский восторг, возникающий в ответ на возглас, перерос в благодарное ликование об истинном Свете, который просвещает и освещает всякого человека, приходящего в мир.
Автор: Нина Юркова
Все выпуски программы Частное мнение