Моя подруга Ирина всю жизнь прожила в конфликте со своей мамой. Дело в том, что она с детства, совсем раннего, была на маму в претензии. Мама делала карьеру, была все время занята. Она ходила в кожаном пальто, пахла какими-то волнующими духами и всегда представляла для дочери далекую, любимую, но недосягаемую загадку. «Я помню, – говорила подруга – как наступала ночь, и я совсем почти сплю, и тут шум в прихожей, бабушка с дедушкой смеются, кухня оживает – это поздно-поздно приехала мама. Она сразу заходит в мою комнату, от нее разлетаются искры, запахи, звуки – она идет – и целует меня, и мне так хочется, чтобы она осталась – но она уже пошла на кухню – быстро перекусить или выпить чаю. И спать. И завтра, когда я проснусь, ее снова не будет, она будет на работе. А когда она в командировке, я иногда забывала, что она есть, но тем более была счастлива, когда она снова входила в комнату – с шумом далекой своей, интересной жизни. Но то были детские, совсем детские мысли. Я не очень понимала, что мама не просто работает в свое удовольствие – она одна, не имея при себе папы, зарабатывает деньги - для нашей небольшой семьи».
Ирина выросла, и непривычка общаться с мамой превратилась для нее в неприятие. Она не хотела быть похожей на маму. Делать карьеру. Так уставать. Обделять вниманием своих детей. Муж был согласен: семья, дом, уют, дети – это главное. А мама постепенно старела, и вышла на пенсию, но сохранила бодрую походку и деловой голос. А дочь все не могла оставить попытки – доказать маме, что жизнь у нее гораздо правильнее. И детей своих она растила сама. Прости, мам – говорила она. – Но как я тебе доверю детей, когда ты даже меня в детстве не видела?.. Маме было больно, но она не могла не признать: все правильно. Нечего было столько работать… Ну – или – я не знаю, что именно она думала. Но не роптала, отходила, только звонила и подолгу разговаривала по телефону с внуками. Все у Ирины шло настолько хорошо, что думая, как бы еще усовершенствовать свою жизнь, она позвонила своей очень эзотерической подруге. Подруга не делала и шага из квартиры с утра без того, чтобы не посоветоваться с личным астрологом. Сегодня детей в сад не води – строго говорил, например, астролог. Звезды не благоприятствуют… Дети ныли, что хотят погулять, но что делать – звезды… Великий предсказатель сказал Ирине глубокомысленно: Жить вам с мамой осталось недолго… Через два года ее не станет. Ирина разрыдалась…
Не спешите плакать. Мама прожила много лет, а вот Ирина… Ирина переселила тогда маму к себе. Дети были рады, что родная бабушка прижилась в их семье. Мама оробела, а потом с головой погрузилась в новую для себя жизнь. Подруга Ирины, узнав о том, что гулять с детьми можно не оглядываясь на расположение звезд, тоже повеселела и больше ни у кого разрешения не спрашивала. Так что все стали жить в любви и свободе. Отдельное спасибо за это астрологу!
«Белые птицы»
Белые голуби в чистом весеннем небе — это очень поэтично. «На волю птичку выпускаю...» — писал Пушкин о празднике Благовещения. Однажды в Екатеринбурге я видела, как епископ открывал после праздничной службы большую клетку — и стая белоснежных птиц ринулась в небеса...
Но сейчас я живу в Переславле-Залесском, чудесном старинном городе, где сам воздух, кажется, пропитан православными традициями — однако птиц на Благовещение из клеток не выпускают. В конце утренней службы в храме на самом берегу Плещеева озера батюшка обращается к нам с проповедью. Он рассказывает о благой вести, что принёс Деве Марии Архангел Гавриил, о смирении Марии перед этой вестью, а значит — перед Богом, о грядущем Спасителе. И вот мы выходим из храма к озеру — в полной уверенности, что Господь любит каждого из нас, если пришёл в наш грешный мир. Жаль только, что птиц здесь не выпускают...
Мои размышления прерывают... птицы! Я замечаю вдруг стаю, что кружит над ледяной озёрной гладью. Неужели чайки вернулись? Нет, им рано. Пригляделась — да это голуби! Белые-белые! Откуда они? Может, из ближайшей голубятни — я знаю, тут есть недалеко... А впрочем, какая разница! Они кружат над нами — белые птицы, знак наших надежд и любви Господней. И в этом — высшая поэзия.
Все выпуски программы Утро в прозе
Тайная вечеря – первая Пасха
Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую праздновал Сам Иисус Христос в Иерусалиме накануне Своего ареста и казни. Праздник еврейского народа в воспоминание об освобождении его из египетского рабства стал тогда на Тайной Вечери преддверием крестной смерти Сына Божьего.
Наверно, ученики Христа искренне удивлялись тому, что праздник столь разительно отличается от той традиционной еврейской Пасхи, ведь были изменены ее установления.
Во-первых, Учитель праздновал Пасху в чужом доме, а ее полагалось праздновать обязательно в своем узком семейном кругу.
Согласно установленному древнему ритуалу, Пасху ели стоя и будучи готовыми к дороге — то есть одетыми и подпоясанными, с посохом в руке. Так полагалось в память о спешном бегстве евреев из Египта. В Евангелии же сказано, что «настал час, Он возлёг, и двенадцать Апостолов с Ним». Господь и Его ученики возлегли, не как рабы, а как свободные люди. И куда-то торопиться ради спасения им уже было не нужно, ведь Спаситель — с ними.
И вот Господь, как сказано в Евангелии, «взяв чашу и благодарив, сказал: приимите её и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». Так Господь устанавливает великое таинство будущей Церкви — евхаристию. Учеников же в те минуты, может быть, больше всего удивило то, что хлеб для Пасхи выбран квасный, дрожжевой — вовсе не тот, пресный, который положено есть на Пасху.
Первую Новозаветную Пасху Спаситель совершал по-новому. И смысл ее был направлен уже не в прошлое, а в будущее, ко Второму Пришествию Христа. И особое спокойствие, торжественная неторопливость, с которой, несмотря на присутствие на трапезе предателя Иуды, совершалась первая христианская Пасха, свидетельствовала о том, что народ Христов — это уже не рабы земного царя, от которого надо бежать ночью, а Царство Божие — не дальняя земля за горами. Царство Божие — внутри нас.
2 мая. О духовном смысле Омовения ног Христом апостолам
Сегодня 2 мая. Церковь вспоминает Омовение ног Христом апостолам.
О духовном смысле этого события, — протоиерей Владимир Кашлюк.