В наше время непросто найти многодетную семью. Часто женщины вообще отказываются от материнства, не понимая, каково это – когда рядом льется звонкий смех твоего собственного ребенка.
Молодая девушка по имени ЕмИлия тоже сначала не хотела становиться матерью. Ее родители погибли во время гонений IV века на христиан, у семьи конфисковали имущество. Умная и красивая, девушка была на грани нищеты и разуверилась в богатых юношах, которые желали на ней жениться, но не уважали ее веры… Придя в отчаяние от настойчивого мужского внимания, ЕмИлия собралась уходить в монастырь.
Однако она поменяла свое решение, когда встретила законоведа и оратора Василия. Этот небогатый мужчина тоже был верующим, скромно держался, в работе придерживался принципов справедливости, был благочестив. Когда он сделал юной красавице предложение руки и сердца, ЕмИлия поняла, что именно он сможет стать её верным спутником жизни, и согласилась. Держа за руку счастливого улыбающегося мужа, она со страхом смотрела в будущее. ЕмИлия готовилась к иноческой жизни, не слишком хотела детей. У нее не было ни братьев, ни сестер, и ей не довелось никого воспитывать. Как она управится с кормлением, пеленанием и прочими премудростями? Всем ее страхам пришел конец, когда ЕмИлия взглянула на младенца-первенца – дочь, которую она назвала МакрИной. Малышка так тянула маленькие ручки к маме, что ЕмИлия поняла – это счастье и смысл её жизни. Она так полюбила свою дочь, что держала МакрИну возле себя, не оставляя ее даже с кормилицей.
Одного за другим Емилия родила еще девять детей и радовалась появлению на свет каждого. Ради них она была готова пожертвовать всем.
Когда умер ее муж, ЕмИлия не отчаялась. Времени предаваться горю у нее не было – ее малыши плакали и хотели есть. К счастью, Василий оставил некоторое состояние, и семье, по крайней мере, не надо было заботиться о хлебе насущном. Похоронив мужа, вдова с новыми силами взялась за воспитание детей.
Емилия мечтала, чтобы ее дети стали в первую очередь достойными людьми. Строгая мать, она резко отвергла модное в те годы обучение игривым древнегреческим пьесам и стихам таких поэтов, как Сапфо. Ее дети учились грамоте по притчам Соломона и заучивали псалмы Давида. Она учила дочек рукоделию, чтобы те стали хорошими женами, и объясняла сыновьям, что мужчина должен делать по хозяйству. Старшая дочь МакрИна, ставшая для братьев и сестёр второй матерью, пекла хлеб и помогала матери с уборкой. Не отставал от нее и самый младший, Петр, хотя был еще очень мал.
Емилия тщательно старалась воспитать в своих детях не только благочестие, но и чувство единства, чтобы все они помогали друг другу. Василия, возгордившегося достижениями в красноречии, она смиряла и просила, чтобы он подтянул Григория, не настолько успешного в науках, как его старший брат. Ловкому и сильному НавкрАтию она поручала следить за неугомонным Петром и младшими сестрами. И в свободную минуту сыновья сами, без напоминаний, заботливо брали за руку сестер, Макрина подхватывала Петра, и дети вместе с матерью шли слушать молитвы.
Емилия, без устали трудившаяся на благо детей, добилась своего. Ее дети не просто стали прекрасными людьми, они стали святыми, их имена навсегда останутся в истории – Григорий НИсский, Василий Великий, Петр СевастИйский, преподобная МакрИна, преподобный НавкрАтий блаженная ФеОзва… Все они с теплотой вспоминали любовь матери, которая поддерживала их всю жизнь. Григорий посвящал ей стихи, Василий ценил её мудрое воспитание. Макрина и Петр не покидали мать до самой ее смерти и потом прославляли ее всей своей подвижнической жизнью.
Но самым важным достижением Емилии было то, что она воспитала в детях веру в Бога и чувство родства. Даже разделенные тысячами километров, находящиеся в разных странах, братья и сестры никогда не забывали помогать и поддерживать друг друга, что бы ни случилось. А для матери духовное благополучие её детей – это главное…
7 июля. О действии Святого Духа

В 1-й главе Евангелия от Луки есть слова о Крестителе Господнем Иоанне: «Не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится ещё от чрева матери своей».
О действии Святого Духа — протоиерей Владимир Быстрый.
Эти слова открывают нам удивительную истину:действие благодати может освещать человеческую природу с самых истоков земного бытия, приготовляя человека к великому служению. Исполнение Духом сформировало всю личность Крестителя: его жизнь в пустыне, строгий аскетизм не были самоцелью, но условием сохранения и возрастания в благодати.
Сила Духа явлена в его пламенной проповеди: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное». Его слова, проникая в сердца человеческие, были не мудростью человеческой, но гласом Духа истины. Само крещение в Иордане, крещение покаяния для оставления грехов, было действием того же Духа, призывающего к очищению.
Пред встречей с Мессией святой Дух дал ему глубочайшую прозорливость. Он безошибочно узнал в Иисусе Агнца Божия: «Вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира». «Идущий за мной сильнее меня», — сказал он. Сила Духа в Иоанне мощно действовала на весь мир. Люди всех сословий приходили, каялись и крестились. Дух Святой был для Иоанна источником силы и мужества. Он бесстрашно обличал грех царя Ирода, что привело его к мученической кончине.
Итак, жизнь Иоанна Крестителя, от освящения во чреве до мученического венца, есть величайшая икона действия Святого Духа в мире. Он явил полное послушание Богу, пророческую ревность, чистоту и мужество — вот истинные плоды жизни в Духе.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 июля. О духовном пробуждении

В 13-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Наступил уже час пробудиться нам от сна».
О духовном пробуждении — протоиерей Максим Горожанкин.
Если мы внимательно посмотрим на содержание всего послания апостола Павла к римлянам, то увидим, что это чёткий и осознанный призыв римским христианам, обращённым из иудеев, начать вести осознанную, как бы мы сегодня сказали, христианскую жизнь и продолжать дело апостольской проповеди.
Всё послание от начала и до конца проникнуто идеей воскресения Христова: «Христос воскрес, а значит,и мы должны совоскреснуть с Ним». А как же нам совоскреснуть? Естественно, нам необходимо пробудиться от того сна, который нас сковывает. А какой это сон? Это сон — ощущение собственной избранности, это какое-то пленение разума относительно того, что нас спасает исполнение закона ветхозаветного, а не Бог.
И вот апостол Павел призывает своих слушателей, своих будущих учеников, к которым он ещё не дошёл, но скоро придёт, пробудиться от сна и обратиться от Ветхого Завета к Завету Новому. И конечно же, читая сегодня эти слова, мы также должны понимать, что спасает нас не формальное исполнение закона, а живая вера в воскресшего Господа нашего Иисуса Христа.
И дело покаяния — это дело непрестанного пробуждения: пробуждения навстречу Богу, навстречу людям, навстречу самому себе и навстречу каждому человеку, которого мы должны встречать на пути своей жизни как посланного от Господа.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 июля. Об иконографии пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Сегодня 7 июля. Рождество честного славного пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Об иконографии пророка — протоиерей Михаил Самохин.
Первые иконы Иоанна Крестителя, датированные III веком от Рождества Христова, найдены в римских катакомбах. Они изображают пророка аскетом, пустынником.
С XI века начало развиваться житийное направление в иконографии Иоанна Крестителя, включающее разные эпизоды повествования о его жизни, начиная с зачатия Иоанна Предтечи. Эту икону называют «Целованием праведных Захарий» или «Совет Рождества Иоанна Предтечи».
И затем икона «Ангел Пустыни», где он изображается с крыльями, подобно ангелам. Этот образ сложился где-то в конце XIII века. А на Руси с XVI века появился образ Иоанна Крестителя с крыльями, удерживающего в руках евхаристическую чашу с Богомладенцем.
Среди важных образов, конечно же, — это моление святого Иоанна Предтечи в пустыне, образ, на котором пророка изображают вошедшим в возраст и готовящимся приступить к трудам проповеди. Самая распространённая икона с Иоанном Крестителем, конечно, — это «Крещение Господне»,и затем «Усекновение главы Иоанна Предтечи». Сюжет усекновения появляется с X века и основан на VI главе Евангелиста Марка, рассказывающего о страшной судьбе пророка.
Среди сюжетов иконографии — обретение честной главы Иоанна Предтечи, его сошествие в ад, где он запечатлён повествующим о грядущем Мессии, и, конечно, где Иисус предстаёт с Матерью Божией к Спасителю и молится о нас, ведь по церковному преданию именно он вместе с Пресвятой Богородицей будет ходатайствовать о нас и на Страшном суде.
Поэтому будем же молиться Иоанну Крестителю об укреплении и нашей твердости в вере.
Все выпуски программы Актуальная тема