Большинство людей, прикладываясь к Распятию, обращают внимание на иконографию этого образа. В нижней части, под основанием Голгофского Креста традиционно изображается череп и две перекрещенные кости. Предание повествует о том, что Иисуса Христа распяли на месте древней могилы праотца Адама. Этого же мнения придерживались святитель Василий Великий, святитель Иоанн Златоуст и многие другие отцы Церкви.
Однако учитель Церкви блаженный Иероним Стридонский высказывал сомнение в том, что могила Адама находилась на месте распятия Христа. Критично относились к этой версии и другие церковные писатели. Английский паломник Зевульф, посетивший Иерусалим в эпоху крестоносцев, а также Иоанн Вюрцбургский, описавший святые места Палестины, утверждали, что Адам погребен не на Голгофе, а совсем в другом месте – в городе Хевроне.
Комментарий эксперта:
Хеврон – один из древнейших городов мира, ему более четырех тысяч лет. Он расположен в южной части горной Иудеи на высоте 925 м над уровнем моря. Из Священного Писания мы знаем, что патриарх Авраам выбрал именно Хеврон в качестве первого места для поселения на территории Святой Земли. Здесь он купил первый земельный надел – пещеру Махпела для погребения своей жены Сарры. В этой пещере Авраам завещал похоронить и себя.
Существует древнее иудейское предание о том, как Авраам погнался за волом и пришел к пещере Махпела. Внутри он увидел яркий свет, подобный тому первозданному свету, который Бог уготовал для праведников. И услышал голоса ангелов, которые говорили: «Здесь захоронен Адам. Здесь также упокоятся Авраам, Исаак и Иаков». Тогда Авраам понял, что эта пещера является входом в Эдемский сад и захотел приобрести её для захоронения.
Говоря о пещере Махпела, мы имеем в виду склеп, монументальное строение со стенами высотой до 12 метров. Сама же пещера находится под этим склепом и представляет собой целую сеть подземелий, которые до сих пор не изучены. Спуститься туда за всю историю Хеврона смогли лишь несколько человек. Сегодня город находится в административном подчинении Палестинской Автономии и разделен на арабский и еврейский кварталы. Здесь часто происходят межэтнические столкновения, поэтому никакие археологические изыскания на территории Хеврона невозможны.
Впрочем, в истории пещеры был короткий промежуток времени, кода она стала относительно доступной. 8 июня 1967 года в ходе Шестидневной войны город захватила Армия Обороны Израиля. Тогда впервые после семисотлетнего перерыва вход в здание над склепом патриархов был открыт для иудеев и христиан. Некоторые смельчаки попытались проникнуть в погребальную камеру через узкий проем в полу мечети. Первой спустилась по нему отважная двенадцатилетняя девочка Михаль, дочь одного из израильских офицеров. Рассказ Михаль – самое подробное современное описание пещеры, которым располагают историки.
Комментарий эксперта:
В среду 9 октября 1968 года мама спросила меня, не соглашусь ли я спуститься в подземелье. …Машина тронулась и вскоре мы были в Хевроне… Я вылезла из машины и мы пошли в мечеть. Я увидела проем, через который должна была спуститься. Его измерили, его диаметр равнялся 28 см. Меня перевязали веревками, дали фонарь и спички (чтобы определить состав воздуха внизу) и начали спускать. Я оказалась в квадратной комнате. Напротив меня были три надгробия, среднее более высокое и более разукрашенное, чем два других. В стене напротив был небольшой квадратный проем. Наверху немного отпустили веревку, я пролезла через него и очутилась в низком, узком коридоре, стены которого были высечены в скале. Коридор имел форму прямоугольной коробки. В конце его была лестница, и её ступеньки упирались в заделанную стенку….Я измерила шагами узкий коридор: он равнялся 34 шагам…
Что же скрывает пещера Махпела? Если могила праотца Адама действительно находится в Хевроне, откуда взялось предание о его захоронении на Голгофе? Возможно, свет на историю поможет пролить рукопись «Пещера сокровищ», датированная VII веком. В этом манускрипте рассказывается о том, что патриарх Ной спас от потопа останки Адама и Евы. После завершения потопа они вновь были погребены в Хевроне. Только череп и две кости патриарх Ной завещал своему сыну Симу захоронить в Иерусалиме, где по архаичному представлению находился центр земли. К сожалению, у науки пока нет возможности ни подтвердить, ни опровергнуть эти сведения. Однако ученые не исключают того, что в старинном рассказе есть доля правды.
«Светлая музыка». Яна Иванилова
У нас в гостях была оперная певица, заслуженная артистка России Яна Иванилова.
Мы говорили с нашей гостьей о музыке, вере, новогодних и рождественских традициях, а также о том, как хорошая музыка может поддерживать людей, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах.
Все выпуски программы Светлый вечер
«Новогодний выпуск»
В этом выпуске ведущие Радио ВЕРА Константин Мацан, Анна Леонтьева, Марина Борисова, а также наш гость — клирик храма Преображения Господня в селе Большие Вязёмы Московской области протоиерей Сергий Конобас — поделились светлыми новогодними историями.
Ведущие: Константин Мацан, Анна Леонтьева, Марина Борисова
Все выпуски программы Светлые истории
Иван Шишкин. «Часовня в лесу»
— Какая богатая коллекция живописи в Псковском музее-заповеднике! Столько известных художников здесь представлено! Вот, например, Андрей, взгляни, картина Ивана Шишкина «Часовня в лесу». Тебе нравится?
— Да, Алла, произведение очень выразительное! Обрывистый песчаный берег реки. Вековые деревья мощными корнями держатся за осыпающуюся почву. Их кроны почти полностью заслонили небо. У самой кромки воды – бревенчатая часовенка с шатровым куполом. Студёная влага струится по камням… Картина дышит покоем!
— Я раньше никогда её не видела!
— Эта работа Шишкина малоизвестна. Хотя имеет интересную историю!
— Ой, а расскажи, пожалуйста!
— С удовольствием! Художник написал «Часовню в лесу» в 1893 году, после путешествия к истокам Волги.
— К истокам Волги – это на нашу с тобой родину, в Тверскую область?
— Именно так, сестрёнка. Иван Иванович отправился на пленер со своим другом, фотографом Евгением Вишняковым. Они доехали из Санкт-Петербурга в Вышний Волочёк на поезде, затем в карете до Осташкова. Там наняли лодку, добрались до Ниловой Пустыни на озере Селигер. А после отправились на телегах в село Волговерховье, где берёт начало великая река.
— Насыщенный маршрут – и по земле, и по воде!
— И преодолеть его оказалось непросто! Друзей преследовал дождь, дороги размыло, на Селигере бушевал шторм. Шишкин был недоволен тем, что мало удавалось работать. По итогам путешествия он написал несколько пейзажей, в том числе и тот, что висит перед нами – «Часовня в лесу».
— А что за место изображено на картине, неизвестно?
— Это село Волговерховье. Часовню там, над истоком Волги, поставили ещё в середине семнадцатого века насельники Волго-Верховского Спасо-Преображенского монастыря. Спустя сто лет эта обитель сгорела и больше не восстанавливалась. Однако, освящённый сруб над истоком реки уцелел, к нему продолжали тянуться паломники.
— Интересно, а сейчас часовня стоит над родником, который питает Волгу?
— Стоит! Конечно, это уже не то здание, что некогда сложили монахи. На протяжении веков сруб не раз разрушался, его отстраивали заново. Так, избушка с шатровой крышей, запечатлённая Шишкиным, сгорела во время Великой Отечественной войны в 1942 году. Но бойцы, прокладывавшие в тех местах узкоколейку, тут же восстановили здание.
— Казалось бы, до того ли им было – в 1942-ом под Тверью шли ожесточённые бои…
— Видимо, в сердцах воинов жила вера в Бога. Здание, построенное солдатами, простояло пятнадцать лет. В 1957 году над истоком реки поставили новый сруб. А в 1995-ом патриарх Алексий Второй освятил его. Там можно помолиться, набрать воды из родника.
— Давай побываем в Волговерховье, Андрюша?
— Мне и самому пришла в голову эта мысль, сестрёнка! Иван Шишкин с такой любовью изобразил на картине «Часовня в лесу» заповедный уголок у истока Волги, что непременно хочется туда отправиться!
Картину Ивана Шишкина «Часовня в лесу», можно увидеть в Псковском государственном объединённом историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике.
Все выпуски программы: Краски России