Послание святого апостола Павла к Римлянам. Глава 14, стихи 19-26.
«Все дороги ведут в Рим», - любили повторять жители Римской империи. Этим они выражали свою уверенность в том, что не было на земле города более великого и славного, чем Рим. С точки зрения древних римлян при сравнении с их столицей любой, даже самый крупный мегаполис, терял право именоваться городом. В первом веке нашей эры Рим поражал своим величием и красотой каждого человека, входившего в его врата. Впрочем, за богато украшенными фасадами и изящными манерами жителей столицы скрывалось множество пороков. Рим ко времени Рождества Христа прочно закрепил за собой репутацию столицы греховных удовольствий и вседозволенности. Но как это случилось в иных городах империи, и в Риме по милости Бога зародилась и стала активно развиваться община христиан, которая впоследствии превратилась в поместную Церковь. Христианство было принесено в Рим местными евреями, которые в год Воскресения Христа посещали Иерусалим и вернулись оттуда полностью убежденными в истинности учения Спасителя. Христианская община столицы империи благополучно развивалась до 50 года, когда по указу императора Клавдия евреи, христиане в том числе, были из Рима изгнаны. В столице смогли остаться только христиане, бывшие язычники. Именно им в 58 году направил свое послание апостол Павел, отрывок из которого читается сегодня во время утреннего богослужения.
Братья, 14.19 будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию. 14.20 Ради пищи не разрушай де́ла Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн. 14.21 Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает. 14.22 Ты имеешь веру? имей ее сам в себе, пред Богом. Блажен, кто не осуждает себя в том, что́ избирает. 14.23 А сомневающийся, если ест, осуждается, потому что не по вере; а все, что не по вере, грех. 14.24 Могущему же утвердить вас, по благовествованию моему и проповеди Иисуса Христа, по откровению тайны, о которой от вечных времен было умолчано, 14.25 но которая ныне явлена, и через писания пророческие, по повелению вечного Бога, возвещена всем народам для покорения их вере, 14.26 Единому Премудрому Богу, через Иисуса Христа, слава вовеки. Аминь.
Ко времени написания текста послания апостол Павел еще не успел посетить Рим. Тем не менее, о положении христиан столицы ему было хорошо известно от жителей Коринфа, в котором он в тот момент находился. Римские христиане не имели авторитетного руководителя, способного решать проблемы, связанные, в частности, с вопросами нравственности и ежедневного поведения последователей Спасителя. Среди прочего, христиане столицы впадали в смущение при рассуждении о том, нужно ли соблюдать пищевые ограничения Ветхого Завета. Некоторые из них утверждали, что иудейские правила (например, запрет на внушение свинины) продолжают действовать и в новозаветной Церкви. Другие отвергали это мнение, но впадали в другую крайность - ели все продукты без разбора, в том числе и посвященные идолам. Апостол Павел в прозвучавшем отрывке разрешает этот непростой вопрос, рассматривает его в принципиально иной плоскости. Он прямо говорит, что пища сама по себе в нравственном смысле нейтральна. Оценивается же с точки зрения добродетели и греха отношение к ней человека. С одной стороны, Христос упразднил закон Моисея - христиане не делят пищу на кошерную и некошерную. С другой стороны, Спаситель упразднил и власть языческих богов, поэтому христианин может без опасения для души есть и идоложертвенное. Но Христос призывает своих учеников к совершенству, к упразднению зависимости от внешнего - от пищи, в том числе. Не в том смысле, что христиане обязаны голодать, а в том, что они не должны быть рабами желудка. Апостол призывает христиан быть мудрыми и помнить о чувствах окружающих людей. Христианину не пристало вести себя вызывающе, провоцировать других - в том числе через внушение пищи. «Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется», - говорит он. Таким образом, христианин несет ответственность за свое поведение перед Богом, а перед окружающими людьми он своими действиями должен каждый раз свидетельствовать о Христе.
14 декабря. О жизни по заповедям Божьим

В 6-й главе Евангелия от Луки есть слова: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними».
Об исполнении заповедей Божьих — протоиерей Константин Харитонов.
Каждый христианин должен исповедовать Христа, исполняя Его заповеди. Таким образом, мы проявляем любовь к Богу и любовь к ближнему. Бог направляет нас в правильное русло нашей любви.
К сожалению, поэтому происходит постоянная борьба — или с нашим человекоугодием, или с нашим самолюбием. Отсюда и бывает очень трудно иногда исполнить заповедь Божию. Но если мы откажемся от своего самолюбия, если мы не будем человекоугодничать (соответственно, опять же, тоже иногда это мы делаем ради своего же самолюбия, лицемерия или лукавства), если мы откажемся от этого гнилого состояния и пойдем по заповеди Божьей, то тогда мы сможем исполнить завет Божий о любви и к Богу, и к ближнему.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 декабря. О том, что нам недостает

В 18-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа, сказанные богатому юноше: «Одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною».
О стремлении к совершенству — игумен Назарий Рыпин.
Господь говорит юноше (через него всем нам, безусловно), о том, что недостаточно внешнего исполнения заповедей Христовых, но нужно стремиться к внутреннему совершенству. Не случайно в другом месте другого евангелиста, там приводятся ещё другие слова: «Если хочешь быть совершенным, — говорит Христос, — то продай, что имеешь, раздай нищим, и будешь иметь сокровища на небесах». То есть речь о совершенстве.
Безусловно, это путь не многих, не всякий способен к такой высоте, но мы должны знать о том, что такая высота есть, стремиться к ней и, по крайней мере, не имея возможности её достигать, смиряться в том, что для нас это недостижимо. Зачастую для мирянина, особенно, достаточно, по мысли Игнатия Брянчанинова святителя и святителя Феофана Затворника, ограничиться исполнением заповедей Божиих и самоукорением. Уже лишь монахи имеют возможность к более внимательной жизни, к чистоте сердца через хранение ума и сердца от греховных помыслов.
Но, так или иначе, Христос обращается ко всем нам, чтобы мы, когда можем, не оправдывались тем, что «я — человек мирской, и мне простительно то и это», потому что Он сказал: «Будьте совершенны, якоже Аз совершен есьм». Поэтому это — заповедь, обращённая ко всем, и по возможности нам, конечно же, нужно стараться к этому стремиться и это исполнять в меру своих человеческих сил и с помощью Божией.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 декабря. О том, как укрепляться Господом
В 6-й главе Послания апостола Павла к эфесянам есть слова: «Укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его».
О взаимодействии человека с Богом — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
В общении с Богом есть две стороны — божественная и человеческая. Поэтому в любых ситуациях, где описывается взаимодействие Бога и человека, надо смотреть, что в этом общении даёт Господь и что нужно от человека.
Слова апостола Павла — «Укрепляйтесь Господом» — как раз и говорят о взаимодействии с Богом. Чем Творец может помочь человеку? Об этом хорошо сказано в «Псалтири»: «Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы; перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен». То есть Господь посылает благочестивому человеку Свою благодать, которая сохраняет его от зла и направляет к вечной жизни.
А какие условия должен создать для этого человек? Он, по слову апостола Павла, должен укрепляться Господом. Как это сделать, поясняет сам Святой Павел, перечисляя необходимые для нас инструменты спасения. Он называет истину, праведность, благовестие, веру, слово Божие и молитву. Главное, чтобы человек пребывал в истине. В этом ему поможет слово Божие. Когда человек станет праведным, то Божие слово донесёт другим, а связь с Всевышним будет держать через молитву. Именно так христианин сможет избежать сетей лукавого и унаследовать Царство Небесное.
Все выпуски программы Актуальная тема











